[дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель.
Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера».
В 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации. Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Cвящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV.
В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г. Престё (о-в Зеландия). В 1822-1826 гг. служил в Копенгагене. В 1825 г. Г. издал памфлет «Ответ Церкви», содержавший критику учения проф. теологии Г. Н. Клаусена и требование удалить из лютеран. катехизиса Десять заповедей, к-рые, по мнению Г., представляют собой скорее евр. гражданский закон, чем христ. догматы (впосл. эти тенденции получили развитие в общине о-ва Борнхольм). За памфлет Г. был оштрафован и запрещен в служении, до 1838 г. все произведения Г. подвергались цензуре. Сосредоточившись в годы запрета на лит. работе, Г. посещал Англию (ежегодно с 1829 по 1831 и в 1843), где изучал древнеангл. язык, работал в б-ках и архивах. По возвращении из Англии Г. признал важность влияния гос. Церкви на народ, но проводил различие между гос. Церковью как гражданским учреждением и «живой Церковью истинных верующих». По мнению Г., народ должен сам избирать священников, а священники - иметь право свободного выбора тем для проповедей. Достижения нации Г. ставил в прямую зависимость от степени и качества веры народа.
В 1832 г. запрет на служение с Г. был снят, и с 1839 г. до конца жизни он служил пастором в церкви при одной из копенгагенских больниц (Vartovhospital). Его проповеди большей частью были в форме стихов в прозе. Поэзия, по мнению Г.,- божественная движущая сила внутри человека, к-рая способствует формированию нравственности и помогает сделать христианство доступным для народа. Поэт является глашатаем Бога, иногда сам того не осознавая. Поэтическое слово становится высшим выражением человеческой жизни, связью между духом и телом. Религия объединяет ограниченное и вечное, человека и Бога.
Г. разработал собственное учение о Софии, к-рая по природе своей телесна и духовна; она существует с момента Сотворения мира и являет собой чувственное воплощение отношения человека к Богу, соединяет землю и небо, тело и душу, разум и чувства, телесную и духовную любовь. В 1837-1841 гг. Г. издал сб. гимнов «Песни для Датской Церкви», многие из к-рых впосл. стали народными песнями (271 гимн вошел в сборник, переизданный в 1954). В числе его трудов, оказавших значительное влияние на современников,- 3-томный учебник по всемирной истории (Haandbogi Verdenshistorien. København, 1833-1843). В 1844 г. по инициативе Г. был открыт первый в мире «народный» ун-т («крестьянская высшая школа»). Педагогические идеи Г. связывал с просвещением народа, он различал истинное и ложное просвещение. Ложное просвещение «постоянно действует в соответствии с интересами личности», и это, по мнению Г., опасно для гражданского общества, т. к. каждое общество основано на определенном «благоговении перед высшей справедливостью, а не перед личностью». Истинное просвещение базируется на том, что личность существует только благодаря силе общества, «такое просвещение, проникающее во всю человеческую жизнь и показывающее глубокую связь между личностью, жизнью народа и всеми поколениями, развивает образ мышления, который желателен для всех условий общества».
В 1844-1864 гг. Г. принимал участие в политической деятельности консерваторов, а с окт. 1848 г. был избран в Учредительное собрание, где примкнул к леволиберальной группировке, став соавтором проекта демократической конституции. В 1861 г. Г. в знак признания заслуг перед национальной культурой был рукоположен в титулярного епископа (без кафедры и епархии). Движение последователей Г., возникшее в 1825 г.,- грундтвигианство - стало одним из основных религиозно-политических течений в Дании в 30-40-х гг. XIX в.