Гро́здов Христофор Николаевич (4.04.1854, Псковская губ.- 21.11.1919, Петроград), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки. Род. в семье сельского священника. По окончании Рижской ДС обучался в МДА (1873-1877). С 1881 г. служил в ведомстве народного образования в Тифлисской и Бакинской губерниях. Живя в Грузии, записывал, изучал и издавал муз. фольклор; был знатоком местных церковнопевч. традиций. В 1899 г. переведен в польск. г. Петроков на должность инспектора народных уч-щ Лодзинской учебной дирекции. Как в Закавказье, так и в Польше организовывал хоры и оркестры учащихся, делал обработки народных песен.
С 1904 г. инспектор музыки Придворной певческой капеллы, с 1912 г. помощник ее начальника. В репертуаре капеллы находилось неск. сочинений и обработок Г., в частности хор на его текст «Покаянная молитва о Руси» (изд. 1909), получивший широкую известность. Сотрудничал с Регентским уч-щем С. В. Смоленского. Писал рецензии на новые духовно-муз. издания для ж. «Хоровое и регентское дело».
16 марта 1914 г. Г. прочел лекцию перед первым в столице концертом груз. церковной музыки (зал Дворянского собрания), в к-ром хорами под упр. А. А. Архангельского и К. Потсхверашвили исполнялись груз. песнопения и их обработки, выполненные М. М. Ипполитовым-Ивановым, З. Палиашвили, Потсхверашвили, Н. С. Кленовским, Н. И. Компанейским, А. Д. Кастальским. Консультантом 3 последних композиторов был Г., предоставивший им рукопись литургии кахетинского распева, к-рая была записана в 40-х гг. XIX в. его тестем А. Е. Мревлишвили с голоса архим. Шуамтинского мон-ря Софрония.
Г. вдохновил Кастальского, с к-рым дружил, на создание хоров «Былинка» и «Слава» (1902) и хорового цикла «Песни к Родине» (1904). Под влиянием Г. написана композиция Ц. А. Кюи «Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа»» (1914). Во время первой мировой войны Г. сочинил неск. солдатских хоров (нек-рые - под псевд. К. Акаури).
После Октябрьской революции Г. служил преподавателем методики хорового пения в Петроградской Народной хоровой академии (бывш. Придворной певч. капелле) и способствовал сохранению этого учреждения. Будучи председателем художественного и педагогического советов академии, содействовал включению в репертуар ее хора церковной музыки.