[нем. Grillmeier] Алоис (1.01.1910, Пехбрунн, В. Пфальц - 13.09.1998, Унтерхахинг, близ Мюнхена), нем. иезуит, кард., богослов, исследователь истории визант. Церкви.
Происходил из многодетной крестьянской семьи. Окончив гимназию в Регенсбурге (1929), вступил в орден иезуитов (11 апр. 1929). Изучал философию в иезуитском ин-те в Пуллахе близ Мюнхена (1931-1934), богословие в Валкенбурге (Нидерланды, 1934-1936) и Франкфурте-на-Майне (1936-1938). 24 июня 1937 г. рукоположен во пресвитера. В февр. 1942 г. защитил диссертацию по богословию (Фрайбург-им-Брайсгау), до апр. 1944 г. служил в вермахте. По ходатайству руководства ордена иезуитов был демобилизован, затем преподавал догматику и историю догматов в Пуллахе и в Бюрене (Вестфалия). В 1950 г. иезуитский богословский фак-т был переведен из Пуллаха во Франкфурт-на-Майне, где Г. преподавал фундаментальное богословие и догматику до выхода на пенсию (1978). Был советником-экспертом на Ватиканском II Соборе (1962-1965), в 1963-1965 гг. входил в состав Богословской комиссии, участвовал в подготовке соборных догматических конституций о Церкви «Lumen Gentium» и о Божественном Откровении «Dei Verbum».
Г. был сотрудником журналов «Scholastik» (1964-1965) и «Theologie und Philosophie» (1966-1977), консультантом комиссии «Pro Oriente» (Вена), к-рая занимается диалогом Римско-католической Церкви с Восточными христ. Церквами. Почетный д-р ун-тов Майнца (1971), Бамберга (1990), член-корреспондент Баварской АН (1993). 26 нояб. 1994 г. папа Римский Иоанн Павел II возвел Г. в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Николая (S. Nicola in Carcere).
В 1951 г. Г. выпустил 3-томный сб. очерков «Das Konzil von Chalkedon» (Халкидонский Собор; в соавторстве с Г. Бахтом). В 1965 г. началась публикация капитального исследования Г. по истории древнеправосл. христологии «Jesus der Christus im Glauben der Kirche» (Иисус Христос в церковном вероучении). В этой работе отразилось повышенное внимание к вост. богословию, характерное для католич. ученых после II Ватиканского Собора. Г. исследовал учение о Христе в керигматическом, вероучительном и рефлективном аспектах, при этом подчеркивал, что изучает именно Предание Церкви, а не мнения отдельных исследователей.
Г. рассматривал историю христологии, опираясь на теории «языковой неадекватности» и «конкурирующих христологических моделей». С т. зр. 1-й он описал возникновение монофизитской доктрины на сир. Востоке. 2-я теория связана с осмыслением «александринизма» монофизитов как некой изначально ущербной модели «христологии Слово-Плоть» (Logos-Sarx Christologie), противопоставленной христологической модели «Слово-Человек» (Logos-Anthropos Christologie). Эти построения Г., особенно классификация взглядов свт. Кирилла Александрийского и его последователей, а также искусственное противопоставление 2 моделей, критикуются мн. учеными. В первую очередь труд Г. ценится тем, что содержит библиографии изданий и исследований по каждому упоминаемому в нем автору. Ориентация Г. на компромиссную трактовку узких мест истории визант. христологии обусловлена экуменической деятельностью Г., направленной на достижение согласия с представителями нехалкидонских общин. Его метод состоял в исследовании «динамики развития в связи с керигмой и рефлексией». Г. привлекал не только богословские, но и литургические и исторические тексты, а также миссионерские программы.
Г. планировал написать исследование «Иисус Христос в церковном вероучении» в 3 томах: 1-й должен был охватывать период от новозаветной эпохи до Халкидонского Собора, 2-й т.- от Халкидона до 600 г., 3-й - от 600 до 800 г., включая иконоборчество, испан. адопцианство. Но структура его стала более сложной: во 2-м т., из к-рого изданы 4 части, рассмотрен период от Халкидонского Собора до кон. VI в., причем в 1-й ч. исследуется период до 518 г., т. е. до правления Юстина, а во 2-й и в последующих - весь VI в., но по регионам, в т. ч. рассматривается ситуация в формирующихся национальных Церквах: Сирийских, Эфиопской, Нубийской, Армянской и Грузинской. К наст. времени издан 1-й т. и из 2-го т. опубликованы очерки К-польской, Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской, Эфиопской и Нубийской Церквей. 2 последние части 2-го т. подготовлены после смерти Г. на основе его материалов и плана Т. Хайнталер. Том, посвященный Сирийским Церквам, представляет собой коллективный труд, написанный по плану, составленному Г. 3-й и 4-й тома в наст. время готовятся к изданию. Существуют англ. и франц. переводы исследования Г.