[в монашестве Василий] Василий Григорьевич (псевдонимы: Василий Киевский, Григорович, Барский, Плака, Албов) (1.01.1701, Киев - 7.10.1747, там же), писатель, путешественник. Род. в семье купца, дед происходил из г. Бара в Подолье. В 1715 г. поступил в Киево-Могилянскую академию благодаря помощи ректора игум. Феофана (Прокоповича; впосл. архиеп. Новгородский), обучался в лат. классах, изучал риторику и философию, однако из-за болезни ног был вынужден прервать учебу. 20 июля 1723 г. отправился на лечение во Львов, в нач. 1724 г. поступил во Львовскую иезуитскую академию под видом униата, но весной того же года обман раскрылся и он был вынужден покинуть школу.
С детства мечтая о дальних странах, Г.-Б. решил совершить паломничество к св. местам Европы. В апр. 1724 г. отправился в путешествие через империю Габсбургов, в Вене видел имп. Карла VI. Далее посетил Венецию (при ц. вмч. Георгия начал изучать греч. язык), Падую и Бари, где поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Здесь он заболел лихорадкой и потерял свои «патенты» (путевые документы). В сер. авг. 1724 г. достиг Неаполя, оттуда направился в Рим, Флоренцию и Венецию, затем отплыл к Ионическим о-вам, побывал на Керкире (Корфу), Кефалинии (Кефалонии), Закинфе и др. островах. На о-ве Хиос встречался с Иерусалимским патриархом Хрисанфом, общаясь с ним на латыни. Через нек-рое время Г.-Б. попал в Фессалонику и пешком совершил первое путешествие на Афон. В нач. 1726 г. вернулся в Фессалонику, а в сент. того же года отплыл в Палестину, останавливаясь по пути на Ионических о-вах и на Кипре. Обойдя достопримечательности Св. земли, вновь посетил Кипр, затем достиг Каира, где встречался с Александрийским патриархом Космой II, в 1727-1728 гг. в Каире Г.-Б. жил на патриаршем подворье, изучал греч. язык. В марте 1728 г. направился в Каменистую Аравию и Екатерины св. мон-рь на Синае, где познакомился с бывш. К-польским патриархом Иеремией III. После этого вернулся в Каир, в 1728-1729 гг. снова побывал в Палестине, прошел всю Сирию. В 1730 г. в течение 10 месяцев изучал греч. язык в уч-ще для бедных в Триполи. В 1730-1731 гг. отправился в Александрию, на о-ва Патмос и Самос, затем возвратился в Сирию.
Близкие отношения у Г.-Б. сложились с Антиохийским патриархом Сильвестром, к-рый в 1734 г. в Дамаске постриг его в монахи с именем Василий. С окт. 1734 по апр. 1735 г. Г.-Б. по просьбе Кипрского архиеп. Филофея преподавал на Кипре лат. язык ученикам местной школы, жил на архиепископском подворье. В 1735 г. стал свидетелем сильного землетрясения на острове, после чего отправился в путешествие по мон-рям Кипра. В 1737 г. поступил в греч. уч-ще на о-ве Патмос и оставался там до 1743 г., совершая новые поездки по разным местам. В 1743-1744 гг. находился в Стамбуле у российского резидента А. А. Вешнякова, отказался занять место священника при посольстве. Составил подробное описание города, к-рый чаще называл в записках К-полем. В мае 1744 г. снова отправился на Афон, где был радушно принят, получил доступ во все мон-ри и б-ки. Г.-Б. объяснял успех второго путешествия на Афон свободным владением греч. языком. На обратном пути посетил Эпир, Ливадию, Крит.
Вернувшись в 1746 г. в Стамбул, Г.-Б. столкнулся с новым российским резидентом А. И. Неплюевым, к-рый хотел арестовать его и отправить на родину. Но Г.-Б. смог уладить этот вопрос и возвращался на родину через Румелию, Болгарию, Валахию, Молдавию и Польшу. 2 сент. 1747 г. он пришел в Киев. После долгих странствий Г.-Б. своим внешним видом и даже произношением настолько походил на грека, что мать не сразу узнала его.
Погребен в киевском Братском в честь Богоявления мон-ре. Отпевание совершал Фиваидский митр. Макарий, в последний путь Г.-Б. провожали учителя и ученики Киево-Могилянской академии, во всех храмах города звонили колокола, лучшие студенты лат. классов произносили надгробные речи. В гроб была положена разрешительная грамота, напечатанная в Иерусалиме и подписанная Иерусалимским патриархом Хрисанфом.
Главным трудом Г.-Б. стали путевые записки, в к-рых он описал природу, историю (преимущественно церковную), быт и нравы народов Средиземноморья. Работа является одним из важнейших источников по церковной истории этого региона кон. XVII - сер. XVIII в., она отличается объективностью, беспристрастностью, уважением к греч. духовным традициям и критическим отношением к собственным недостаткам. Автор умел ценить добродетели людей, принадлежащих к др. конфессиям, с теплым чувством вспоминал францисканского монаха из Бари, оказавшего Г.-Б. радушный прием. Особенно подробно составлены описания Стамбула, Св. земли и афонских мон-рей. Записки содержат сведения о количестве и национальном составе насельников афонских обителей, о монастырском быте, об особенностях богослужебного устава, о важнейших реликвиях, об архитектурных и художественных памятниках. Особую научную ценность представляют сведения о несохранившихся до наст. времени памятниках, в частности таких как царские врата из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря, созданные по заказу серб. деспота св. Георгия Бранковича (см. Бранковичи). Г.-Б. регулярно упоминает о жалованных грамотах, хранящихся в архивах мон-рей, он составил первый (хотя далеко не полный) обзор слав. актов Афона, собрал большое число греч. и слав. монастырских исторических преданий, в т. ч. целый ряд до этого неизвестных (напр., о древнейшей истории Зографа). Повествование сопровождают надписи с указанием места и времени пребывания автора. В конце книги имеется общий указатель имен, географических названий и достопримечательностей.
Кроме описания путешествий Г.-Б. сделал много рисунков: видов природы, планов и фасадов зданий. Часть рисунков была вклеена в книгу, а остальные отданы бывш. товарищу автора Псковскому архиеп. Симону (Тодоровскому). Рисунки служат важным источником по истории архитектуры Афона, в нек-рых случаях (напр., с соборами мон-рей Кастамонит и вмч. Пантелеимона) представляя единственное достоверное изображение несохранившихся памятников.
Г.-Б. не успел сам отредактировать и издать книгу путевых записок. Рукопись хранилась у матери, к-рая позволяла делать с нее списки всем желающим, и они широко распространились, особенно на Украине. Издать труд собирался архиеп. Симон, но его смерть не позволила реализовать этот замысел. Неудачной оказалась и попытка издания записок, предпринятая А. Г. Разумовским и Московским архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским). В 1778 г. книга вышла в свет благодаря участию издателя В. Г. Рубана и Г. А. Потёмкина, впосл. она неоднократно переиздавалась. В книгу также вошел текст брата Г.-Б. архит. И. Г. Григоровича-Барского, к-рый написал историю семьи и оставил единственное сохранившееся описание внешности Г.-Б. Рукопись путевых записок в 1794 г. перешла к И. Н. Царскому, от него - в б-ку гр. А. С. Уварова и была описана П. М. Строевым (Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. № 601, 602). Еще одна рукопись с собственноручными рисунками Г.-Б. хранится в НБ им. Н. И. Лобачевского КазГУ (№ 11 по кат. А. И. Артемьева). Сочинение Г.-Б. неоднократно использовалось специалистами по истории христ. Востока (в частности, А. Н. Муравьёвым в кн. «Описание монастырей и скитов, находящихся на святой горе Афонской» (СПб., 1859). Г.-Б. составил лат. грамматику для греков, 2 похвальных слова Антиохийскому патриарху Сильвестру и слово в честь свт. Василия Великого.
Письма, к-рые Г.-Б. посылал родителям во время путешествий, хранились у И. Г. Григоровича-Барского.