Го́рняк [серб. Горњак], жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Браничевской епархии Сербской Православной Церкви; до XVIII в. именовался Ждрело - по названию ущелья, в к-ром находится, на левом берегу р. Млава, между Петровацем и Жагубицей. Основание мон-ря связано с именем прп. Григория Нового, построившего здесь в 1378 г. ц. во имя свт. Николая Чудотворца; кн. Лазарь дал ему грамоту на основание мон-ря в честь Пресв. Богородицы, пожаловав обители 15 сел; патриарх Печский св. Спиридон грамотой от 16 мая 1379 г. (?) возвел мон-рь в статус ставропигиального (обе грамоты сохр. в поздних копиях (см.: Марковић В. Православно монаштво и ман-ри у средњевековноj Србиjи. Горњи Милановац, 20022. С. 130)). В тур. источниках Г. упоминается с 30-40-х гг. XVI в. В этот период в мон-ре проживали 6-7 насельников. Согласно надписи на одной из книг (Стоjановић. Записи. Т. 3. С. 133), 29 дек. 1629 г. Г. посетил патриарх Печский Паисий (Яневац). Во время австро-тур. войны мон-рь был разрушен, но сразу же после заключения Пожаревацкого мира в 1718 г. игум. Максим начал его восстановление и открыл при нем школу. В 1788 г. мон-рь был сожжен турками, но жизнь в нем не прекратилась. В 1815 г. братия мон-ря во главе с игум. Досифеем (Новаковичем; с 1834 по 1854 епископ Тимокский) участвовала в восстании кн. Милоша Обреновича. При этом игумене было начато строительство нового соборного храма.
В 1914 г., во время первой мировой войны, болгары вывезли из мон-ря все ценные предметы, а также 2 колокола. В начале второй мировой войны немцы разграбили и сожгли обитель; игум. Мардарий (Здравкович) умер в 1942 г. в концлагере. При проведении аграрной реформы в Сербии (1946) Г. был отнесен к 4-й категории мон-рей и ему было отведено 10 га пашен и 10 га лесных угодий. Обновление Г. в 1953 г. начал иером. Василий. В 90-х гг. ХХ в. мон-рь был обращен в женский.
Главная церковь мон-ря была возведена в 20-30-х гг. XIX в. на фундаменте первоначального храма (посл. треть XIV в.). 3-нефная однокупольная церковь построена из известняка (отштукатурена) в традициях моравской школы. С зап. и юж. сторон к основному объему храма пристроены галереи (1847), с зап. стороны возведена 2-ярусная колокольня. Среди особенностей храмовой росписи (1847) - изображение Христа Доброго Пастыря, несущего на плечах вместо традиц. для этой иконографии агнца человека; на сев. столпе - портрет кн. Лазаря. 2 напрестольных образа написаны в 1839 г. худож. Живко, остальные иконы выполнены Слободаном Павловичем и Милисавом Йовичем в 1937 г. Резной иконостас сооружен в 1935 г. мастерами Т. Плебзевым и П. Матичем.
О древней росписи мон-ря (ок. 1380), не сохранившейся в главном храме, можно судить по уцелевшим фрагментам (не расчищены) в маленькой ц. свт. Николая Чудотворца, расположенной в скале над мон-рем. Небольшие по размерам композиции Двунадесятых праздников на юж. и зап. стенах, фигуры святых в рост сохраняют связь с традициями балканской живописи сер. XIV в. Однако при всей четкости рисунка, точности пропорций, продуманной моделировке объемов роспись лишена композиционного и колористического единства.
К ц. свт. Николая примыкает келья прп. Григория, где он приготовил место для своего захоронения. Мощи святого в XVI-XVII вв. из-за угрозы уничтожения турками неск. раз переносились из мон-ря в мон-рь и в XVIII в. были возвращены в Г. С начала второй мировой войны до 1953 г. они находились в соборном храме в Пожареваце, в наст. время рака с мощами пребывает в ц. свт. Николая.
Из братии Г. вышли такие серб. иерархи, как еп. Себишско-Вршацкий Моисей (Станоевич), еп. Браничевский Савва (Андрич, 1991-1993). Мон-рю посвящены произведения мн. серб. авторов, напр. стихотворения «Путь в Горняк» и «Ночь в Горняке» Дж. Якшича.