[Гончар, Ганчар] Иосиф Семенович (3.11.1796 (1793?), сел. Сарикёй (тур. Сарыкёй), Добруджа, ныне Румыния - 1879 (1880?), г. Хвалынск Саратовской губ.), атаман некрасовцев, старообрядческий деятель, способствовал учреждению Белокриницкой иерархии. Предки Г. были коренными некрасовцами, к-рые переселились в Добруджу, принадлежавшую тогда Турции, из г. Литина Подольской губ. Г. рано лишился родителей, поселился у деда, близ Стамбула, в селении, также называвшемся Сарыкёй. После смерти деда Г. в 1811 г. вернулся в Добруджу, жил в крайней бедности, ок. года учился в школе, в 1816 г. женился. Пользуясь уважением односельчан, был ходатаем по общественным делам. В 1829 г. Г. с частью старообрядцев переселился в Россию, в окрестности Измаила, где наряду с основанной ранее Ст. Некрасовкой появилась Нов. Некрасовка, был выбран поверенным по делам некрасовцев и беглопоповцев в Измаиле. В результате разногласий с некрасовцами Г. в 1837 г. вернулся в Сарикёй, занимался торговлей, ходатайствовал о некрасовцах перед тур. властями. На Г. обратил внимание польск. агент М. В. Чайковский (позже принявший мусульманство с именем Садык-паша), к-рый, стремясь организовать казаков на борьбу с Россией, обещал старообрядцам польск. помощь. Некрасовцы донесли тур. властям о контактах Г. с Чайковским, Г. был наказан.
В 40-х гг. XIX в. старообрядцы активизировали поиски архиерея. Из Белой Криницы в Турцию прибыли иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), остановившиеся в Сарикёе в доме Г., к-рый вместе с Чайковским помог им установить контакт с жившим в Стамбуле Босно-Сараевским митр. Амвросием (Паппа-Георгополи). Об Амвросии, о его переселении в Белую Криницу и присоединении в окт. 1846 г. к старообрядчеству Г. написал соч. «Первое начатие происшествия», использованное Н. И. Субботиным в «Истории Белокриницкой иерархии».
Г. принимал активное участие в спорах о возможности принимать иерарха от греч. Церкви, развернувшихся среди тур. некрасовцев в мае 1846 г. и особенно обострившихся в 1-й пол. 1847 г. «Иосиф Семенов» указан среди некрасовцев, 23 июля 1847 г. подписавших прошение к митр. Амвросию о рукоположении для них епископа (Субботин. История. Вып. 2. С. 77). В нояб. 1847 г. несогласные с принятием белокриницкого священства некрасовцы из селений Сарикёй и Слава подали властям донос, в к-ром утверждали, что жители с. Журиловка и Г. «присоединились к грекам» и могут быть опасными для тур. правительства. В результате были заключены в тюрьму рукоположенные митр. Амвросием для задунайских некрасовцев духовные лица (еп. Аркадий (Дорофеев), иером. Евфросин и диак. Иаков) и неск. мирян, в т. ч. Г., незадолго до этого переселившийся в Журиловку. Через 7 месяцев благодаря хлопотам Чайковского Г. вышел из тюрьмы, дав подписку властям, что не будет более «заниматься» священством из России, «Неметчины», «Молдовии», но будет «обходиться своими епископы».
Г. поселился в Стамбуле. Султан Меджид приглашал его для обсуждения русско-тур. дел, есть известия, что Г. виделся с кн. А. С. Меншиковым, прибывшим в 1853 г. в Стамбул для переговоров; из Франции к Г. приезжали А. Мицкевич и кн. В. Чарторыйский. Во время русско-тур. войны 1853-1856 гг. Г. помогал Чайковскому в формировании отряда султанских казаков. 23 апр. 1854 г., после того как рус. войска заняли Добруджу, ген. А. К. Ушаков арестовал старообрядческих епископов Аркадия (Дорофеева) и Алимпия (Вепринцева) и свящ. Феодора, к-рые вскоре были заточены в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре. Ранее, 1 янв., по ходатайству Г. епископы Аркадий и Алимпий хиротонисали во «епископа странствующих христиан, экзарха некрасовского», Аркадия (Шапошникова), к-рый, живя в Стамбуле, вместе с Г. безуспешно ходатайствовал перед тур. и франц. властями об освобождении суздальских узников.
После окончания войны Г. вернулся в Добруджу. В 1862 г. ездил в Париж, где встречался с рус. и польск. эмигрантами, надеявшимися с его помощью организовать казаков и старообрядцев на борьбу с Россией, был представлен франц. министру иностранных дел. Г. переписывался и в Лондоне встречался с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым, в к-рых разочаровался как в людях неверующих. Надежды противников российской власти не оправдались: добруджские казаки отказались от антироссийских действий, в частности от участия в польск. восстании. В 1864 г. Г. исходатайствовал у тур. правительства освобождение некрасовцев от бесплатной военной службы, наравне с др. христ. подданными султана казаки должны были вносить ежегодно в казну денежную рекрутскую повинность.
Современники (А. Н. Кудрявцев, Герцен, В. И. Кельсиев), оставившие воспоминания о Г., главными его чертами называли преданность старообрядчеству и интересам некрасовцев, активность, бескорыстность. Кудрявцев сообщал, что Г., умевший писать только уставом, был автором стихов, мемуаров, поучений, богословских трактатов (Бахталовский. С. 176), к-рые, по-видимому, были утрачены. Эпистолярное наследие Г. частично сохранилось в архиве Рогожского кладбища (РГБ. Ф. 246). Среди писем старообрядческого Московского архиеп. Антония (Шутова) 60-х гг. есть полученные от Г., в к-рых он сообщал архиеп. Антонию о жизни некрасовцев в Турции, о необходимости строительства храмов, поставления епископов. Г. благодарил Рогожский старообрядческий центр за помощь, сообщал о своих встречах в Стамбуле с рус. посланником гр. Н. П. Игнатьевым, др. высокопоставленными лицами.
Г. неоднократно отклонял приглашения рус. правительства переехать в Россию, но в преклонном возрасте с Высочайшего разрешения поселился в старообрядческом Черемшанском мон-ре близ Хвалынска, где скончался и был похоронен. В нач. XXI в. в окрестностях Измаила была жива память о Г., нек-рые старики в некрасовских селах называли себя «гончаровцами», считали его своим дальним родственником (наблюдения автора статьи, сделанные в 2004).