[польск. herb; нем. Erbe - наследство], опознавательный символический знак, соответствующий особой визуальной модели и утвержденный верховной властью (иногда закрепленный практикой употребления). Г. необходимо отличать от эмблемы (иконографического отражения к.-л. идеи); он состоит из эмблем, но сам эмблемой не является. Г. представляет собой единство иконографического (изображение) и семантического (значение эмблем) компонентов, существует в виде рисунка и (или) текста (описания, составляемого по особым правилам).
Г.- специфический исторический источник, содержащий разнообразную информацию о политической, социальной и экономической сфере, об истории искусства и культуры; может использоваться при источниковедческом анализе письменных и вещественных памятников для уточнения их датировки, авторства, обстоятельств создания и т. д. Получение дополнительной информации об источниках путем атрибуции и изучения изображенных на них Г. называется гербовой экспертизой (в России основана проф. В. К. Лукомским в 1-й трети XX в.).
По статусу владельца Г. делятся на гос., территориальные (городов, областей, районов, губерний, уездов и т. п.), корпоративные (учреждений и орг-ций: ремесленных цехов, ун-тов, больниц и т. п.), частные (родовые и личные). Церковные Г. имеются во всех группах: к гос. относится Г. Ватикана; к территориальным - Г. еп-ств, архиеп-ств, Поместных Церквей и др.; к корпоративным - Г. мон-рей, духовных орденов, приходов, церковных учебных заведений и др.; к частным - Г. Римских пап и др. иерархов; категория личных Г. (т. е. таких, к-рые не могут быть наследуемы даже теоретически) почти полностью состоит из Г. священников, давших обет целибата.
Гос. Г. отражают особенности политического устройства страны, господствующую национальную идею, важнейшие исторические события и т. п. Территориальные Г. символизируют географические особенности местности, фауну и флору, приоритетные экономические отрасли, исторические события (часто связанные с возникновением города), адм. принадлежность, наиболее известные сооружения; в древних европ. городах часто включают полностью или частично Г. бывш. феодального владельца. Частные Г. указывают на происхождение, историю и генеалогические связи рода, факты из биографий его представителей, расположение земельных владений. Во всех группах есть гласные Г., в к-рых название или фамилия владельца прямо соотносится с эмблемой (в Г. г. Камышина - камыши, в Г. г. Павловска - св. ап. Павел, в Г. рода Журавлёвых - журавль).
В Зап. Европе Г. (ранее всего частные) возникли в 1-й пол.- сер. XII в. Их появление было обусловлено совокупностью социальных (обозначение границы между привилегированными (дворянами) и непривилегированными слоями населения), ментальных (символизм средневек. мышления), культурологических и иных причин. Возникновение городских Г. (кон. XIII в.) определялось появлением свободных городов, права и привилегии к-рых они символизировали. Становление гос. Г. началось в период централизации европ. гос-в (ранее в этом качестве использовались Г. их правителей). Г. использовались на печатях, монетах, знаменах, оружии, знаках отличия, филигранях, предметах быта, зданиях, экслибрисах, средствах передвижения, тканях, в погребальных, свадебных и иных церемониях. С XIV в. Г. широко распространились в церковной культуре Европы, помещались на плитах, стенах, потолках и витражах религ. зданий, на церковной утвари и облачениях духовенства.
Визуальная модель Г. условна, требования к ней сформулированы преимущественно в XVI-XVII вв. на основе обобщения опыта герботворчества. Элементы Г.: щит, шлем, корона, нашлемник, намет (или мантия), щитодержатели, девиз, дополнительные украшения (располагались за щитом или вокруг него). Счет левой и правой сторон в Г. осуществляется от лица, несущего щит, а не от зрителя. В Г. разрешается использование 2 металлов (золото, серебро), 5 основных финифтей (красная, голубая, зеленая, пурпурная, черная), 2 мехов (горностаевый, беличий). С XVII в. приняты графические обозначения цветов при помощи штриховки или точек, правило сочетания цветов: металл на металл и финифть на финифть накладывать запрещено. Гербовый щит может быть различной формы (треугольный, круглый, овальный, прямоугольный с выступом внизу и др.; ромбический щит используется в Г. женщин). Он может быть разделен пополам вертикально (рассеченный), горизонтально (пересеченный), диагонально (скошенный справа или слева) прямыми или различным образом изогнутыми линиями.
Изображаемые на щите фигуры могут быть геральдическими (первостепенными и второстепенными) и негеральдическими. К первостепенным относятся глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило, костыль, крест (используется ок. 300 разновидностей); второстепенными считаются кайма, квадрат, вольная часть, клин, брусок, гонт, ромб, турнирный воротник, острие, бизант (шар), щиток и др. Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (люди, животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы, растения, солнце, звезды, облака и т. д.), искусственные (все, сделанное человеком: оружие, строения, орудия труда, предметы быта и т. д.), фантастические (грифон, дракон, пегас, феникс и т. д.). К естественным фигурам традиционно относят изображения Иисуса Христа (в т. ч. и Нерукотворный образ Спасителя), Богоматери (преимущественно с Младенцем на руках), ангелов, апостолов, святых, великомучеников, поверженного диавола (напр., в Г. Архангельска, Малоархангельска и др.); святые изображаются со своими атрибутами (ап. Павел с мечом, ап. Петр с ключами, вмц. Екатерина с четками и особого вида колесом). К искусственным фигурам причисляют Евангелие, терновый венец, хитон Иисуса Христа, храм, монастырские стены, епископский дворец, кадильницу, колокол, орарь, архиерейский посох и митру, хоругвь, трикирий, четки и др.
Шлем был характерен для частных Г. Изображений могло быть несколько, их количество было связано со знатностью владельца. В России шлем, повернутый вправо, указывал на род, выслуживший дворянство. По короне различали титул владельца (в родовых Г.) или статус поселения (в территориальных Г.); в рус. геральдике использовались княжеские, графские, баронские и дворянские короны. Нашлемник, фигура (иногда несколько), венчающая шлем, обычно повторяет главную эмблему щита (в России преобладал нашлемник в виде страусовых перьев). Намет (используется с XV в.) - украшение сверху и по бокам от щита, чаще всего растительного характера; в Г. высокого статуса (аристократического рода, гос-ва) заменялся мантией или сенью (мантией в виде шатра с куполом). Щитодержатели (используются с XIV в.) - фигуры (люди, животные, птицы, рыбы, фантастические существа), поддерживающие щит с одной или 2 сторон; в этом качестве могли выступать фигуры ангелов (архангелы Гавриил и Михаил в Большом и Среднем гос. Г. Российской империи вариантов 1800, 1857 и 1882-1883). Девиз, изречение на ленте (цитата из Библии, афоризм, боевой клич, орденский девиз, аббревиатура и т. п.), располагался внизу, реже - вверху или вокруг Г. (в России ок. 1000).
Предметы и эмблемы, связанные с Церковью, широко распространены в рус. геральдике XVIII - нач. XX в., но реалии церковной истории и жизни могли выражаться также светскими эмблемами: праща и лира в Г. князей Багратионов символизировали родовую легенду об их происхождении от св. царя Давида; кресты, книги, свечи и т. п. в Г. нек-рых дворянских родов указывали на происхождение их родоначальников из духовенства. В Г. мирян отражались деяния, связанные с Церковью (участие в строительстве храмов, паломничество в св. места и т. д.). Происхождение князей Барятинских, Волконских, Оболенских, Щербатовых и др. от вел. князей киевских в их Г. символизировал архистратиг Михаил (Г. Киева). В территориальных Г. церковные символы могли указывать на победу христ. веры над языческими культами (Г. Перми), на известные церкви и мон-ри (монастырская стена в Г. Сергиева Посада, колокола в Г. Далматова) и др.
В Зап. Европе церковные Г. были распространены шире, чем в России. Особенно сложная и подробная геральдическая система сложилась в средние века в католич. Церкви. Она неоднократно дополнялась, уточнялась (особенно активно с XVII в.) и существует до наст. времени. Основана на использовании многообразных внешних отличий (особых головных уборов, защитовых украшений, эмблем), позволявших легко определить положение владельца Г. в церковной иерархии. Из головных уборов употреблялись: тиара (в Г. Римских пап), митра, шляпа или шапка (с XIII в.); они располагались над коронами дворянских достоинств, если таковые имелись (их использование в церковных Г. вместе с др. светскими знаками ограничено в XVII в.). Каждому рангу в иерархии католич. Церкви соответствовали свои шляпы низкой формы с плоским полем, по обе их стороны были продеты шнурки, к-рые переплетались в виде петель, а с XIV в. украшались кистями. Кардинал имел красную шапку с 15 кистями по каждую сторону от щита, расположенными в 5 рядов, католич. патриарх - такую же шляпу зеленого цвета, архиепископ - зеленую шляпу с 10 кистями с каждой стороны, епископ - зеленую шляпу с 6 кистями с каждой стороны и т. д. Г. иерархов католич. Церкви часто содержали их родовые Г., в к-рые добавлялись отдельные эмблемы (в Г. патриарха Венеции - эмблема ап. Марка: крылатый лев с нимбом, держащий книгу с надписью) или целые гербовые поля (Г. духовных орденов, а в Г. епископов - Г. руководимых ими епархий; в Германии в 1-ю и 4-ю части, в Англии - в правую часть рассеченного щита, в Италии - в главу и т. д.). Если иерарх не имел родового Г., тот составлялся специально. Кроме головных уборов в Г. иерархов католич. Церкви употребляются отличительные знаки сана и почетных званий (жезлы, мечи, ключи и др.), помещаемые сзади щита, но видимые снизу и сверху. 2 ключа, положенные друг на друга накрест (золотой вяжущий и серебряный разрешающий), введены в XIV в. в Г. Римских пап, располагались позади или сверху щита. В Г. архиепископов, епископов и аббатов за щитом в стоячем или наклонном положении изображался епископский посох. Духовные имперские князья в Германии добавляли в Г. обнаженный меч (символ отлучающей власти), перекрещенный с посохом. По правилам католич. Церкви, Г. мог жаловаться Римским папой, стать следствием назначения на должность или вступления в религ. объединение.
Геральдическая система католич. Церкви оказала большое влияние на геральдику др. Церквей. Англикан. Церковь пользуется аналогичной системой. В лютеран. церкви епископы употребляют изображения митры и посоха, архиепископы добавляют к ним крест, пасторы применяют светские Г.; существуют также изображения ранговых шляп (напр., у пастора - черная с одной кистью на каждой стороне). В реформатской церкви Г. имеют светский характер, за исключением пресвитерианской церкви, где в 1959 г. введены Г. общин, а в 1960 г.- Г. модераторов (церковных должностных лиц) с посохами и шляпами, украшенными кистями.