(от лат. heraldus - герольд, глашатай), совокупность гербов, выделяемая по географическим, социальным, хронологическим, тематическим и иным критериям (напр., Г. Московской обл., городская Г., церковная Г.); специальная историческая дисциплина, изучающая герб как исторический источник, явление культуры и часть истории социума (гербоведение); практическая деятельность по созданию и описанию гербов.
Предметом изучения Г. являются гербы, объектом - обширный круг письменных и вещественных памятников, на к-рых они изображались. Основные источники гербоведения: гербовые столбцы, гербовники, грамоты на дворянство и титулы, законы, миниатюры рукописей, печати, монеты, знамена, оружие, надгробия, предметы быта и др. В гербоведении выделяются: теория Г. (изучает наиболее общие закономерности дисциплины, ее предмет, объект и структуру, функции и принципы классификации гербов, методы их изучения, терминологию и т. п.), история Г. (изучает развитие геральдических систем, деятельность учреждений и орг-ций в области Г., геральдическое искусство и т. п.), источниковедение Г. (изучает геральдические источники, разрабатывает методы их анализа), историография Г. (изучает развитие геральдической мысли), археография Г. (изучает публикации геральдических памятников и разрабатывает методы их издания), библиография Г. (занимается текущим и ретроспективным учетом геральдической лит-ры), формальная Г. (разрабатывает научно обоснованные методы составления и описания (блазонирования) гербов; устаревшее наименование - теоретическая Г.).
Г. тесно связана с нумизматикой, сфрагистикой, вексиллологией, филигранологией, историей искусства, культуры, политологией, музейным делом, социальной историей, правом и др. отраслями знания.
Становление европ. Г. произошло в сер. XII-XIII в., когда сформировалось понятие герба, выделились предметно-тематические области Г. и основные группы гербов, сложился институт герольдов (особых должностных лиц, в обязанности к-рых входили составление, описание и проверка гербов). Для фиксации гербов и их закрепления за владельцами началось создание гербовых свитков, в дальнейшем эволюционировавших в гербовники - собрания расположенных в алфавитной или логической последовательности гербов (рисунков, описаний, объяснений семантики), к-рые могли сопровождаться генеалогическими, историческими, географическими, биографическими и иными сведениями; наиболее ранний - в составе хроники Матвея Парижского (XIII в.). Возникнув на территории между реками Рейном и Луарой, к нач. XIV в. Г. распространилась по всей Зап. Европе.
В XIV-XV вв. Г. достигла периода расцвета, имела высокий статус в системе социальных и культурных ценностей, широко использовалась в повседневной жизни. Началась ее правовая регламентация (XIV в.), появились первые геральдические трактаты, способствовавшие выработке особой терминологии описания гербов, а в отдельных странах - специальные геральдические учреждения (герольдии), определявшие геральдическую политику.
Падение социальной и политической роли дворянства, вытеснение гербов др. эмблемами (монограммами, вензелями и т. д.) привели к кризису Г., особенно заметному с сер. XVIII в. Во время Французской революции 1789-1799 гг. (19 июня 1790) гербы были отменены и запрещены как дворянская привилегия, мн. источники и изображения уничтожены. Наполеон Бонапарт в 1808 г. восстановил гербы во Франции и попытался создать новую систему, согласно к-рой в каждый герб вводилось поле с указанием на социальное положение владельца; это правило распространялось также на иерархов Церкви. Несмотря на трудности, постепенно Г. из Европы распространилась (особенно интенсивно с XVIII в.) по Америке, Африке, Азии, Океании, став глобальным явлением.
С сер. XVI в. в Европе предпринимались попытки осмыслить геральдический материал, но они не имели научного характера и привели к мелочной, надуманной регламентации правил герботворчества. Основателем зап. гербоведения стал франц. проповедник и ученый К. Ф. Менестрие (1631-1705), попытавшийся отделить вымысел от достоверных сведений. В XVIII в. было введено преподавание Г. в ун-тах (впервые в 1706 в Берлине). В XIX в. массово публиковались геральдические источники, начался выпуск периодических изданий (Der Herold (Германия) с 1869; Archives héraldiques suisses (Швейцария) с 1887), появились научные об-ва. В XX в. возникли международные орг-ции (Международная геральдическая академия (Франция), Международный институт генеалогии и геральдики (Испания) и др.), с 1928 г. регулярно проводились Международные конгрессы по Г. и генеалогии. Г. активно развивалась во 2-й пол. XX в., геральдическое знание было интегрировано в процесс изучения исторического прошлого, приоритетной стала проблема расшифровки смысла Г. как характерной черты средневек. цивилизации, применялись новые методы (вплоть до математических), развивались междисциплинарные связи, возросло количество исследований и число периодических изданий. Одновременно продолжается создание новых гербов, к-рые в наст. время доступны для каждого.
В России Г. зародилась позже, чем в Зап. Европе. Централизация рус. гос-ва стимулировала формирование его символики в кон. XV в. (двуглавый орел был заимствован из герба Свящ. Римской империи как визуальная демонстрация претензий на имп. статус), во 2-й пол. XVI в. появились территориальные символы. Полноценные гербы возникли в кон. XVII - нач. XVIII в. под влиянием зап. (преимущественно польск.) культуры. Для развития территориальной Г. большое значение имели военные реформы имп. Петра I (от каждого полка требовалось иметь знамя с гербом того города, где он расквартирован) и реформы местного самоуправления в кон. XVIII в., «Жалованная грамота городам» 1785 г. предписывала каждому городу иметь герб. Большинство городских гербов (более 500) появилось в 70-90-х гг. XVIII в. Частные гербы появились в России в кон. XVII в., в XVIII в. они либо составлялись дворянами самостоятельно для использования в быту (чаще всего для размещения на печатях), либо разрабатывались в специальном учреждении - Герольдмейстерской конторе (создана в 1722, с 1800 - Герольдия, в 1857 учреждено Гербовое отделение Департамента герольдии сената) и выдавались в жалованных грамотах на дворянство или титулы. В 1797-1917 гг. частные гербы кодифицировались в офиц. «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской империи» (более 3100 гербов, 20 частей, из к-рых первые 10 изданы: СПб., [1799]-1840).
Гербоведение зародилось в России во 2-й трети XVIII в. под влиянием зарубежного практического и научного опыта. Научный статус дисциплины признан в сер. XIX в. преимущественно в рамках археологии. Существенную роль в ее развитии сыграл труд А. Б. Лакиера «Русская геральдика» (СПб., 1854; 18552; М., 19903), в к-ром излагалась археологическая концепция Г., основывавшаяся на признании самобытности и древности рус. гербов, а также на неоправданных попытках установить их связь с изображениями на древнерус. монетах и печатях. В нач. XX в. были выдвинуты культурологическая концепция Г., рассматривавшая герб как часть истории культуры (Ю. В. Арсеньев), и источниковедческая концепция Г. (В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий), в рамках к-рой разрабатывались методы изучения гербов как источников и гербовая экспертиза. Началось преподавание Г. в археологических ин-тах Москвы (Арсеньев, с 1907) и С.-Петербурга (Лукомский, с 1913). В 1913-1914 гг. в С.-Петербурге издавался ж. «Гербовед», посвященный преимущественно родовой Г. (переизд.: Гербовед, 1913-1914. М., 2003). Были кодифицированы рус. территориальные гербы (П. П. фон Винклер), опубликованы ценные источники (в т. ч. рисунки Титулярника 1672 г., Гербовник А. Т. Князева 1785 г., гербы лейб-кампанцев, «Малороссийский гербовник», составленный Лукомским и В. Л. Модзалевским, и др.); началось систематическое использование архивных материалов. В нач. XX в. Г. окончательно сформировалась в России как отрасль научного знания.
После 1917 г. Г. была признана идеологически вредной дисциплиной, развитие ее практически прекратилось, единственный центр исследований в 20-х - нач. 30-х гг. XX в.- Гербовый музей. Стремясь сохранить Г. как сферу научной деятельности, Лукомский дал излишне широкое толкование понятий «герб» и «Г.», к-рое нашло поддержку в советских трудах 40-80-х гг. XX в., где высказывалась ошибочная т. зр. о древности рус. территориальных гербов и выдвигалась идея о Г. как о дисциплине, изучающей любые знаковые источники (печати, знамена, награды и др.). С 60-х гг. XX в. в СССР изучались преимущественно советская гос. символика и территориальные гербы.
В 90-х гг. XX в. Г. в России начала активно развиваться: изучались ее теоретико-методологические, историографические и терминологические основы, резко возросло количество исследований, расширилась их тематика, в 1992 г. возобновлен ж. «Гербовед», созданы общественные орг-ции (Всероссийское геральдическое общество и др.), расширилось преподавание Г. в высших учебных заведениях, изданы многочисленные учебные пособия. Произошла стратификация геральдического знания, выделились как самостоятельные направления изучение историографии и источниковедения; выполнен полный ретроспективный учет лит-ры XVIII-XX вв. Появились неизвестные ранее разновидности гербов: корпоративные, городских районов. Создана новая система, включающая гос. и территориальную Г., для регистрации к-рой в 1996 г. учрежден Гос. геральдический регистр РФ. Разработаны основы единой геральдической политики в РФ, руководимой с 1992 г. Гос. геральдической службой, преобразованной в 1994 г. в Гос. герольдию при Президенте РФ, а в 1999 г.- в Геральдический совет при Президенте РФ.
- предметно-тематическая область Г., выделяемая по владельческому критерию. Несмотря на то что возникновение гербов имело светский характер, католич. Церковь быстро их адаптировала для своих нужд. Церковная Г. в Зап. Европе начала формироваться на рубеже XII-XIII вв. (первоначально появились гербы у клириков), постепенно распространяясь в религ. среде. С рубежа XIII-XIV вв. гербами пользовались монастырские общины и Римские папы (сведения об употреблении ими гербов с XI в. не подтверждаются источниками). Гербы пап употреблялись в качестве герба Папской обл., самостоятельный герб (и флаг) у гос-ва Ватикан появился 11 февр. 1929 г. вслед. Лютеранского конкордата между Пием XI и правительством Б. Муссолини (в красном поле - папская тиара, сопровождаемая снизу 2 скрещенными ключами). С XIV в. Г. занимала видное место в религ. искусстве и сохраняла значение на протяжении эпохи барокко. В рамках распространенного в cредневековье представления о вневременном и внепространственном существовании Г. с кон. XII в. составлялись фантастические гербы для исторических деятелей, лит., мифических и библейских персонажей, ветхозаветных пророков, апостолов и т. п. Известны также гербы Пресв. Троицы и Иисуса Христа (с изображением Агнца или орудий Страстей Господних). Практика составления и применения церковных гербов в зап. христ. Церквах, сложившаяся в средневековье, в основном сохраняется в наст. время.
В России церковная Г. развития не получила. В XVII в. нек-рые иерархи РПЦ пользовались гербами, в т. ч. митр. Петр (Могила) - родовым с добавлением золотой архиепископской митры, креста и посоха (30-е гг. XVII в.) и Патриарх Никон - составленным по модели папского с дополнительными украшениями (не позже 1659; высказывались сомнения в его подлинности). Эти начинания не получили продолжения. С кон. XX в. частными лицами разрабатывается концепция гербов для РПЦ. Она предполагает введение их для церковнослужителей, церковных учреждений и орг-ций и основана на модифицированной системе ранговых отличий, принятой в католич. Церкви (см. ст. Герб), официально концепция не признана и широкого распространения не получила.