Гера́са [греч. Γέρασα; совр. Джараш, Иордания], один из крупнейших городов Десятиградия. Г. стоял на международном торговом пути с севера на юг (т. н. царская дорога), примерно посередине между Мёртвым и Галилейским морями, в 30 км от р. Иордан.
Через город протекает небольшая р. Иавок (у античных авторов Золотая река, совр. Эз-Зарка). В НЗ имя Г., возможно, косвенно звучит в производной форме в ряде греч. рукописей в рассказе о чуде исцеления Христом бесноватых из «страны Герасинской» (Мк 5. 1; Лк 8. 26, 37 - по NAG). Др. версии прочтения этого топонима - Гадара и Гергеса - возникли из-за близости написания топонима в греч. языке и расположения этих городов в одной зоне, восточнее Иордана. Из Г. был родом древнегреч. математик и философ неопифагорейского направления Никомах (ок. 1-й пол. II в. до Р. Х.).
Г.- один из самых широко известных памятников археологии эллинистическо-рим. эпохи, сыгравший значительную роль в развитии изучения Св. земли. Г. развивалась как греч., а затем как рим. колония со смешанным эллинистическо-араб. населением. Согласно письменной традиции, Г. основал Александр Македонский как поселение ветеранов; известна надпись, упоминающая македонян в числе первых поселенцев. После того как Заиорданье было отторгнуто от Египта Селевкидами, Г. нек-рое время называлась Антиохией-на-Хрисорроасе в честь одного из Антиохов, III или IV: надписи, в т. ч. на монетах, составлялись здесь от имени граждан «...города антиохийцев, ранее жителей Герасы». Во время землетрясения в Иерихоне (31-30 гг. до Р. Х.) Г. сильно пострадала, но была быстро восстановлена. В эпоху Маккавеев ее захватил Александр Яннай (ок. 85 г. до Р. Х.) (Ios. Flav. De bell. I 4. 8), а затем Помпей (63 г. до Р. Х.), после чего Г. вошло в Десятиградие (созданное римлянами для прикрытия юж. границы империи) как город-гос-во. В I Иудейскую войну (66-70 гг. по Р. Х.) Г. наряду с др. сир. городами разграбили евреи в отместку за убийства, учиненные римлянами в Кесарии Приморской (Ibid. II 18. 1); позже ее захватили римляне по приказу имп. Веспасиана (Ibid. IV 9. 1). В нач. III в. имп. Каракалла наградил Г. почетным титулом Colonia Aurelia Antoniniana.
В визант. эпоху церковная жизнь Г. отмечена присутствием ее епископов на Соборах в Селевкии (359) и Халкидоне (451). Согласно сообщению Георгия Кипрского (VI в.), Г. являлась 7-м городом пров. Аравия (Georgii Cyprii Descriptio orbis romani. N 1063 / Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 54). В 746 г. Г. была разрушена землетрясением и залита селевым потоком, превратившим ее в своего рода «иорданские Помпеи», сохраняющие древний облик лучше др. античных городов Палестины и Заиорданья.
Г. уверенно отождествляется с совр. г. Джараш в Иордании (40 км севернее Аммана) по созвучию имен, по данным эпиграфики (зафиксировано ок. 150 надписей) и обильных нумизматических находок и по упоминаниям в источниках: Иосиф Флавий помещает Г. на вост. границе Переи (Ios. Flav. De bell. III 3. 3), еп. Кесарийский Евсевий - рядом с Амманом (Euseb. Onomast. 102. 19), определяя ее местоположение рядом с горой Галаад (idem. 64. 2) в Перее (idem. 94. 26-27). После араб. завоевания Джараш стал одним из адм. центров в округе Урдун. По мере упадка города он со 2-й пол. X в. исчезает из перечней провинциальных центров. В нач. XII в. атабек Дамаска возвел здесь крепость, взятую крестоносцами в 1121 г. Арабский географ Якут (1-я пол. XIII в.) и позднейшие авторы описывали Джараш как нагромождение развалин. Тем не менее какое-то незначительное поселение в этом районе существовало, оно фигурирует в османских налоговых реестрах XVI в. (без упоминания о проживании там христиан). Впосл. под давлением бедуинов Джараш был покинут жителями, путешественники нач. XIX в. описывают его как необитаемый. Постоянное население снова появилось там только в 1878 г., когда на территории города были размещены мусульманские переселенцы с Кавказа.
Руины Г.- важный объект археологии христианской. Это прекрасно сохранившийся образец процветающего города рим. провинции на Ближ. Востоке. Остатки колоннадных улиц, языческих храмов, христ. церквей, столпы к-рых, увенчанные капителями, высились на месте Г. в XVIII-XIX вв., служили точкой притяжения мн. экспедиций, изучавших Палестину и Иорданию.
Г. была открыта У. Я. Зеетценом в 1806 г., затем ее осмотрели Я. К. Буркхардт (1812), Бакингем (1816) и мн. др.; первое научное описание принадлежит Г. Шумахеру (1902). Ранее Г. посещали, описывали и пытались исследовать рус. ученые Н. П. Кондаков (экспедиция ИППО в Сирию и Палестину, 1891-1892 гг.) и Ф. И. Успенский. Археологические раскопки в городе велись с 1925 г. Важнейшие сезоны 1928-1930 гг. провела экспедиция Йельского ун-та (США) и Британской школы археологии в Иерусалиме под рук. Дж. У. Кроуфута, открывшая не менее 15 раннехрист. памятников; здесь работали Дж. Хорсфилд, К. С. Фишер, Н. Глюк, Л. Хардинг. С 80-х гг. широкие раскопки и реставрации ведутся международными экспедициями под эгидой Департамента древностей Иордании (команды археологов из Великобритании, США, Италии и др.).
Археологически город в собственном смысле слова появляется только в эпоху эллинизма (хотя незначительные поселения существовали, по-видимому, уже с позднего каменного века). Его стены (толщиной ок. 3 м) имели 101 башню и образовывали круг диаметром 9,5 км. К 75 г. до Р. Х. Г. имела планировку по гипподамовой системе (сеть улиц, к-рые перекрещивались под прямым углом через равные промежутки). Хорошо сохранилась часть главных улиц, расположенных с севера на юг (Кардо Максимус) и 2 поперечных, протянувшихся с востока на запад (Декуманус Максимус). В I в. по Р. Х. был сооружен эллипсовидный форум, обрамленный полукруглой колоннадой в ионическом стиле, и открытой к югу; на север от него уходила Кардо Максимус. За юж. городской стеной был построен храм Зевса Олимпийского (22-43 гг. по Р. Х.), театр с 33 рядами на 3 тыс. мест (после 50 г. по Р. Х.), ипподром с местами на 15 тыс. зрителей (I-II вв.). Ок. 150 г. был сооружен огромный храм Артемиды на зап. стороне главной улицы. Во II - нач. III в. Г. достигла вершины процветания и насчитывала ок. 20-25 тыс. жителей. Кардо Максимус, названная в честь имп. рода Виа Антониниана, стала колоннадной.
Памятники первых веков христианства или места почитания, к-рые были бы связаны с описанным в Евангелии чудом исцеления, в Г. неизвестны. В визант. период в Г. было построено не менее 13 храмов, к-рые погибли в VIII-IX вв. и более не восстанавливались.
Благодаря высокой степени сохранности руин и их изученности Г. стала одним из первых мест, где удалось проследить трансформацию античного полиса в христ. город (см.: Crowfoot). Уже в 350-375 гг. (или в 400-х) возвели огромный (длиной 45-50 м) собор. При этом строители собора использовали храм Артемиды как каменоломни (одна из церквей заняла часть пропилей бывш. языческого храма). Главными заказчиками церковного строительства были епископы. К VI в. формирование христ. Г. было завершено; этим веком датируются: церковь, построенная Прокопием (526-527), а также храмы святых Петра и Павла, св. Иоанна Предтечи, св. Георгия, св. Дамиана и др.; лишь нек-рые восходят к V в.: крестообразная в плане ц. Пророков, апостолов и мучеников (дата приведена в мозаике пола: 461-465). Трансформации подвергались не только языческие храмы, но и синагоги: одна из них, стоявшая на холме к западу от храма Артемиды, была превращена в ц. Синагоги (530): ориентировка нового здания сменилась с западной (к Иерусалиму) на восточную, а поверх мозаик с изображением потопа и евр. надписями были настланы новые, с христ. сюжетами. За 3 года до персид. нашествия (614) в Г. была построена последняя из открытых пока церквей - ц. еп. Генесия (611). После нашествия персов Г. оставалась христ. городом еще ок. 100 лет. Затем археология фиксирует начало уничтожения изображений живых существ на мозаиках и разрушение храмов. Землетрясение 746 г. прервало развитие Г., заставив жителей бросить имущество, покинуть город и более не возвращаться.
Сложно устроенный епископальный комплекс в Г. важен для понимания развития ранней церковной архитектуры и взаимоотношений в ранневизант. обществе. Он стоял к западу от Кардо Максимус и южнее храма Артемиды на ступенчато повышавшихся террасах и включал собор и др. базилики, дворы и фонтаны, жилища клириков и бани. Его постепенно расширяли и достраивали в V-VI вв., пока он не достиг протяженности ок. 180 м. Начало строительства городского собора датируют по появлению епископа Г. на Соборе в Селевкии (359) и по свидетельству Епифания Кипрского (Epiph. Adv. haer. 51. 30 // PG. 41. Col. 941 A) (ок. 375), где упоминается о фонтане в Г., у к-рого ежегодно совершалась мистерия превращения воды в вино. По-видимому, это происходило во дворике западнее собора (он размещался на месте снесенного языческого храма в честь младенца Диониса). Изначально квадратный и окруженный колоннами, дворик даже после перестройки этой части комплекса сохранил фонтан (воду к к-рому подводили по свинцовым трубам) и особое место для епископа в зап. части. 3-нефный одноапсидный базиликальный собор имел входы с севера и юга, его алтарь отделял мраморный темплон, с юго-запада стояла кафедра. Колонны, капители и почти весь камень были взяты из ранних построек. С севера двора лестница вела в проход, выводивший на улицу, а рядом с лестницей в VI в. помещалась мастерская по изготовлению мозаик. С юга имелась маленькая капелла и мемориальная церковь в память ктиторов (о чем сказано в мозаичной надписи).
2 марша ступеней с запада вели в сев. храм базиликального типа св. Феодора. Его дата (494-496) и посвящение названы в 2 надписях - над главной зап. дверью базилики и над внешним порталом храма; в этой надписи свящ. Эней оставил риторическое сочинение из 10 строк, прославлявшее очищение св. места, оскверненного в языческом прошлом «кровью и смрадом от убийства жертвенных животных». Пол церкви вымощен плитами цветного мрамора и известняка, составляющими орнаментальные композиции. На юго-западе расположен углубленный в пол баптистерий, а на юго-востоке - маленькая капелла с мозаичным полом. Атриум базилики состоит из колоннады, идущей по 3 сторонам двора, и небольших помещений, украшенных мозаикой. Серия комнат на севере - жилые помещения для клира, а на юге - еще одна маленькая капелла. После землетрясения колонны храма сохранились целиком - никаких попыток реконструкции или вторичного использования не предпринималось.
Юж. церковь базиликального типа, посвященную св. Георгию, продолжали использовать до VIII в.; она единственная из 3 сохранила ступень синтрона; в ней найдены 2 реликвария и остатки от 2 темплонов - возможно, это свидетельство переноса в храм оборудования из других, уже разрушенных церквей. Между сев. и юж. церквами находился храм св. Иоанна (464-465) с оригинальным планом: круг, вписанный в квадрат, с квадратным световым четвериком на 4 больших колоннах. По-видимому, это упрощенный вариант собора в Босре (Сирия), к-рый старше на неск. лет. Т. о., в Г. фиксируется очень ранний случай применения крестообразной купольной композиции, знаменовавший начало нового этапа в архитектуре Византии.
Все 3 церкви имели общий атриум с рядом колонн по одной стороне, отделяя прилегавшую к храму полосу мозаики; снаружи каждой церкви помещались сосуды для св. воды. С северо-востока базилики св. Феодора шел коридор с полом из красных и белых квадратов, за к-рым начинался комплекс бань (вход в них был с улицы, идущей вдоль двора храма Артемиды), построенных еп. Плакком в 454-455 гг.