[Гегардаванк или Айриванк; арм. Գեղարդ, Ղեղարդ - копье, Այյրիևաճղ - пещерный мон-рь], арм. мон-рь, расположен к северо-востоку от с. Гарни Республики Армении. Основан сщмч. Григорием Просветителем, еп. Армянским, в нач. IV в. на месте языческого святилища с использованием пещер, от чего происходит древнейшее название - Айриванк. Мон-рь снискал известность уже в IV-X вв. Подвергся разрушительным нападениям арабов (926) и турок-сельджуков. Возродился в сер. XII в.; в этот период были обретены мощи св. Андрея, в монастырском скриптории создавались рукописи. С сер. XIII в. в мон-ре находился св. гегард - железный наконечник копья, пронзивший ребро Христа, к-рый, по преданию, принес в Армению ап. Фаддей (с XVIII в.- в Св. Эчмиадзине). Отсюда 2-е название мон-ря.
С XIII в. в Г. хранилась и частица Ноева ковчега. В 1279 г. монастырскую школу возглавил мыслитель и историк Мхитар Айриванеци. В нач. XIII в. Г. оказался во владениях кн. Иване Мхаргрдзели, в 40-х гг. XIII в. у его сына мон-рь выкупил кн. Прош с целью устройства там родовой усыпальницы. К XIII в. относится создание нового архитектурного комплекса мон-ря, большинство сооружений к-рого высечено в массиве живописных скал. Активность монастырского скриптория возродилась в XV в. Г. ремонтировался и обстраивался в XVII-XVIII вв., основательная реставрация, постройка родника (архит. Р. Исраелян, 1958) и келейного корпуса произведены при Католикосе Вазгене I Палчяне (1955-1994).
Главная церковь мон-ря - Катогике, 1215 г.- прямоугольное снаружи и крестообразное внутри здание с 2-этажными приделами по углам. Купол на высоком барабане покоится на системе стрельчатых арок и парусов. Снаружи юж. и вост. стены оформлены изящными треугольными нишами. Особо торжественно украшен юж. фасад. Тимпан его богато орнаментированного портала декорирован сплошным рельефом с изображением деревьев с обилием плодов гранатов и гроздей винограда. Над центральным окном - геральдическое изображение льва, терзающего быка. Орнаментированная аркатура барабана дополнена рельефами птиц, человеческих масок и голов животных, розеток и кувшинов. Вместе с завершающим геометрическим поясом эта аркатура напоминает оформление барабана ц. сщмч. Григория Просветителя в Ани, возведенной в том же году Тиграном Оненци.
С запада к главной церкви до 1225 г. был пристроен просторный 4-столпный гавит, сев. стороной примыкающий к массиву скалы. Его центральная секция завершается сталактитовым шатром со световым проемом на вершине. 1-я пещерная церковь - Авазан (в пер. с арм.- бассейн) - высечена в 40-х гг. XIII в. к северо-западу от гавита зодчим Галдзагом на месте, где с античных времен бил родник. Скульптурный сталактитовый шатер высится над стрельчатыми перекрещивающимися арками, опирающимися на 8 полуколонн квадратного зала. Усыпальница княжеской фамилии Прошан и 2-я пещерная церковь высечены в 1283 г. к востоку от 1-й. Основной зал пространства усыпальницы, служащий притвором церкви, отделен от малого помещения, места захоронений, 2 арочными проемами. Световой поток из проема в своде освещает рельефы на стенах большого зала и монументальный горельеф над аркадой, представляющий, вероятно, герб Прошанов. В его центре - голова быка с цепью во рту, концами к-рой охвачены шеи 2 львов. Ниже по оси композиции - орел с раскрытыми крыльями и ягненком в когтях. Стена, обращенная к церкви, оформлена композицией из высокого креста и 2 порталов по сторонам от него: левый обрамляет глубокую алтарную нишу и украшен изображениями 2 сиринов с коронованными жен. головами; правый, ведущий в храм, содержит по сторонам арки фигуры с нимбами. Крестообразное пространство церкви 1283 г. обильно декорировано рельефами. Изящные пилястры, аркатура апсиды, сталактитовый пояс и рельефная паутина в ее конхе, сталактитовые паруса, аркатура барабана с имитацией широких окон, 12 растительных побегов на куполе, устремленных к единственному источнику света в его вершине и завершенных крупными гранатами, создают впечатление нерукотворности интерьера.
Севернее усыпальницы и ярусом выше в той же скале сыном кн. Проша Папаком и его супругой Рузукан в 1288 г. сооружен жаматун (здание, структурно и функционально близкое к гавиту). Его пространственные формы детально имитируют характерный для этого типа сооружений (см. ст. Ахпат) 4-колонный зал с купольным сводом в центральной секции. Г. является наиболее сложным скальным комплексом Армении, а по богатству и виртуозности исполнения резного декора не имеет равных среди восточнохрист. мон-рей.
Монастырский двор и окрестности украшают многочисленные хачкары, часть к-рых на разных уровнях инкрустирована в скалы. Особо торжественно оформлены хачкар 1213 г. резчиков Тимота и Мхитара и пара хачкаров XV в. у юж. стены соборной церкви.