[итал. Galilei] Галилео (15.02.1564, Пиза - 8.01.1642, Арчетри близ Флоренции), итал. ученый, мыслитель, чьи исследования положили начало науке Нового времени.
Род. в многодетной семье, принадлежавшей к знатному, но обедневшему роду (во Флорентийском герц-стве, позже Великом герц-стве Тосканском). Его отец Винченцо был талантливым лютнистом, писал произведения для клавесина, был хорошо знаком с основами математики, экспериментальной акустики и теории музыки. Начальное образование Г. получил дома. После переезда семьи во Флоренцию он в 1575 г. был направлен в школу при бенедиктинском мон-ре Валломброза, где изучал «свободные искусства» (см. Artes liberales). Опасаясь, что сын станет монахом, отец забрал его из мон-ря и в 1581 г. настоял, чтобы юноша поступил в Пизанский ун-т для получения профессии врача, считавшейся почетной и прибыльной. Однако занятия медициной не увлекали Г. В 1583 г. произошла его встреча с математиком О. Риччи, к-рый познакомил Г. с работами Евклида и Архимеда, оказав влияние на выбор сферы деятельности буд. ученого. Г. оставил ун-т и весной 1585 г. переехал во Флоренцию, где продолжил изучение математики и механики. Результатом этих занятий стало первое его соч. «La Bilancetta» (Маленькие весы, 1586) о совершенствовании гидростатического взвешивания тел. Написанная в 1586-1587 гг. работа, посвященная доказательству теорем о центре тяжести параболических конических сечений, нашла поддержку ведущего математика Римской коллегии (главной школы ордена иезуитов) К. Клау (латиниз. Клавий), с к-рым у Г. установились дружеские отношения, а также математика Гвибальдо дель Монте. По рекомендации последнего в 1589 г. Г. занял освободившуюся кафедру математики в Пизанском ун-те, где стал читать лекции по математике и астрономии. В этот период у Г. зародился интерес к проблеме движения тел, он осознал необходимость разработки учения о движении, нового и в отношении учения Аристотеля о «естественном месте», и в отношении средневек. учения об «импетусе». Используя Пизанскую башню, Г. демонстрировал коллегам по ун-ту несостоятельность аристотелизма в вопросе объяснения природы движения (Drake. 1978. P. 19-21). Критика аристотелевской теории движения нашла отражение в трактате «De Motu Antiquiora» (О движении тел, 1590). В трактате упоминается соч. Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер», вероятно, уже тогда Г. начал задумываться о возможности физического подтверждения гелиоцентрического учения Коперника, бывшего по сути пифагорейским учением.
В 1592 г. Г. занял престижную кафедру математики Падуанского ун-та в Венецианской республике. Здесь в вопросах научного объяснения мира он окончательно перешел на позиции сторонников коперниканского учения. В 1604 г. Г. подверг критике космологическую систему Аристотеля - Птолемея, не входящую в противоречие с картиной мира, представленной Свящ. Писанием, и потому признаваемую Церковью. Наблюдение в 1604-1605 гг. рождения «сверхновой» звезды способствовало подтверждению несостоятельности аристотелевской доктрины о «совершенстве и несокрушимости» небесных сфер. Наряду с теоретическими занятиями Г. уделял значительное внимание техническим разработкам, в т. ч. по соображениям укрепления материального достатка семьи, т. к. после смерти отца на его плечи легла забота о содержании родных. Он читал лекции по фортификации, архитектуре, сконструировал новую модель «масштабного циркуля» для мореплавания, термоскоп (прообраз совр. термометра), магнит очень большой мощности, телескоп с 30-кратным увеличением, к-рый позволил ему сделать открытия в астрономии и на их основе выдвинуть ряд убедительных аргументов в пользу гелиоцентрической системы мира. Так, открытие Г. в янв. 1610 г. спутников Юпитера опровергло утверждение аристотелевской космологии о том, что природа «надлунного мира» отлична от земной и что Земля является единственным центром, вокруг к-рого вращаются все небесные тела. Др. подтверждением гелиоцентрической системы стало открытие Г. фаз Венеры. Наблюдение им пятен на Солнце также противоречило аристотелевским представлениям об абсолютной нетленности и неизменности небесных тел.
Вместе с тем сложность стоящей перед Г. задачи защиты коперниканской модели Вселенной не всегда позволяла ему прибегать к правильным аргументам. Так, в качестве основного положения, подтверждающего движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, он ошибочно рассматривал существование морских приливов и отливов. Эта т. зр. вызвала справедливый критический отклик И. Кеплера, указавшего, что приливы и отливы обусловлены лунным притяжением. Г. отказался также принять сформулированные Кеплером законы об обращении планет вокруг Солнца по эллиптическим орбитам и до конца жизни остался приверженцем кругового движения планет.
В 1610 г. Г. покинул Падуанский ун-т и, получив пожизненный оклад и титул «главного математика и философа Великого герцога Тосканского», поселился во Флоренции. Формально он числился профессором Пизанского ун-та, но был освобожден от преподавания. Его открытия в области астрономии, защита учения Коперника, а также зависть коллег умножили число недоброжелателей. Намереваясь вступить в открытый диалог с оппонентами, рассчитывая расположить к теории Коперника офиц. круги католич. Церкви, Г. в 1611 г. посетил Рим, где был удостоен аудиенции папы Павла V. Главным результатом этой поездки стали обширные дискуссии по вопросу об истинности принимаемой Церковью системы мира, в к-рые были вовлечены влиятельный богослов кард. Р. Беллармин, генерал ордена иезуитов К. Аквавива, иезуит проф. К. Шейнер и др. В «Письме к Бенедетто Кастелли» (1613) Г. изложил свой взгляд на соотношение Свящ. Писания и данных науки. Согласно Г., Свящ. Писание и природа, имеющие единого Творца, как 2 истинных положения не могут противоречить друг другу. Однако в целом он допускал превосходство научных доводов над экзегетическими. Г. призывал толковать Свящ. Писание не буквально, а иносказательно: «…в спорах о естественных явлениях природы использовать его (Свящ. Писание.- А. П.) следует лишь в последнюю очередь» (Фантоли. С. 132). Кард. Беллармин передал Г. пожелание высказываться о теории Коперника только как о «математической модели». В частной переписке Г. недоумевал: если теория Коперника действительно ложна и противоречит Свящ. Писанию, то почему она, не имея еще достаточных физических подтверждений, в свое время была благосклонно принята папой Павлом III, а когда таких подтверждений обнаружилось множество, она осуждается (Le opere. Vol. 5. P. 312). Главный аргумент Г.: система Коперника не является непосредственно вопросом веры, наука имеет свою область применения и решает стоящие перед ней проблемы собственными методами.
Одним из ответов Г. со стороны католич. духовенства явилась произнесенная в дек. 1614 г. во флорентийской ц. Санта-Мария Новелла проповедь доминиканского свящ. Томазо Каччини, начатая словами: «...мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян 1. 11). Зная, что сторонники ученого прозваны «галилеистами», Каччини явно рассчитывал на уязвление достоинства и самолюбия как самого Г., так и его последователей. Проповедник утверждал, что математика есть дьявольская наука, а сами математики, как распространители ереси, должны быть изгнаны из всех гос-в (Le opere. Vol. 12. P. 130).
Возбужденная инквизицией проверка книги Г. «О солнечных пятнах» вынудила его в кон. 1615 г. поехать в Рим для защиты своей позиции. Однако оправдательные речи Г. были рассмотрены как «упорство в заблуждениях». Одновременно в нач. 1616 г. (спустя более чем полвека после выхода в свет) инквизицией была подвергнута экспертизе защищаемая Г. книга Коперника «Об обращениях небесных сфер». Утверждаемые в книге положения о том, что Солнце является центром мироздания и неподвижно и что Земля движется, не являясь центром мира, были признаны ошибочными и противоречащими Свящ. Писанию. Постановление инквизиции предупреждало Г. «о необходимости отказаться от подобных убеждений, а в случае неповиновения» приказывало «воздержаться от преподавания и распространения этого учения»; неповиновение Г. каралось заключением в тюрьму (цит. по: Фантоли. С. 162). Через неск. дней на собрании кардиналов было доложено о раскаянии Г. и оглашен перечень сочинений, вносимых в Индекс запрещенных книг, среди к-рых была книга Коперника.
По возвращении во Флоренцию Г. жил на загородной вилле Беллосгуардо, где, преодолев полученную в Риме душевную травму, вновь взялся за работу. В частности, он подверг критике «промежуточную» теорию дат. астронома Т. Браге, согласно к-рой Земля покоится, Солнце вращается вокруг нее, а вокруг Солнца в свою очередь вращаются нек-рые планеты. Надежду на признание Церковью истинности системы Коперника дало Г. возведение в 1623 г. на папский престол с именем Урбан VIII давнего почитателя его таланта кард. Маффео Барберини. Г. вновь косвенно высказался в защиту Коперника в «Письме к Инголи» (1624).
Несистематические и отрывочные формы полемики с оппонентами подвели Г. к мысли о необходимости написать работу, в к-рой взгляды за и против учения Коперника получили бы законченное выражение. Книга, названная по желанию папы Урбана VIII, к-рый тем не менее лично с ней не ознакомился, «Dialogo... sopra i due massimi sistemi del mondo, Tolemaico e Copernicano» (Диалог... о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой), вышла во Флоренции 21 февр. 1632 г. Она вызвала новый инквизиционный процесс: Г. инкриминировалось нарушение постановления инквизиции 1616 г. Он был вызван в Рим и до окончания расследования находился под домашним арестом в резиденции посла Тосканы. По постановлению инквизиции 22 июня 1633 г. сидящего на муле в покаянном рубище Г. провезли через весь Рим из здания инквизиции в мон-рь Санта-Мария сопра Минерва, где был оглашен приговор и Г., встав перед судом на колени, зачитал покаянное письмо. После суда он пробыл полгода в домашнем заточении в Сиене, затем ему было позволено вернуться во Флоренцию с сохранением режима домашнего ареста. Слежка за Г. продолжалась до конца жизни.
К 1637 г. у Г. сильно ослабло зрение, постепенно он полностью ослеп. Однако необычайная сила духа и ума позволила ученому продолжить занятия. В 1638 г. в Лейдене (в протестант. Голландии) вышла его кн. «Discorsi e dimonstrazioni mathematiche: intorno a due nuove scienze attenenti alla meccanica e i movimenti locali» (Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки: механики и законов падения), где в систематизированном виде изложены его физические взгляды. В этой работе, нанесшей уничтожающий удар по схоластизированной физике Аристотеля, заложены основы новой «философии природы», к-рая неск. десятилетиями позже была развита в книге И. Ньютона «Математические начала натуральной философии».
Скончался Г. в окружении ближайших друзей и учеников, его тело было упокоено в ц. Санта-Кроче во Флоренции без почестей и надгробия, лишь в 1734 г. церковные власти согласились на сооружение надгробного памятника. В 1822 г. католич. Церковь изъяла труды Г. из Индекса запрещенных книг. 10 нояб. 1979 г. Римский папа Иоанн Павел II на заседании Папской академии наук признал преследования ученого несправедливыми и снял с него обвинения (Giovanni Paolo II. Discours à l'occasion de la commémoration du centenaire de la naissance d'Albert Einstein // Discorsi dei Papi alla Pontificia Accad. d. Scienze (1936-1993). Vat., 1994. P. 165).