Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВУРГАРОВ
10, С. 31-32 опубликовано: 11 сентября 2010г.


ВУРГАРОВ

Спас Нерукотворный. Икона из ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке. Н. Вургаров. 1693 г. (ГИМ)
Спас Нерукотворный. Икона из ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке. Н. Вургаров. 1693 г. (ГИМ)

Спас Нерукотворный. Икона из ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке. Н. Вургаров. 1693 г. (ГИМ)
[Бургаров, Бургоров, Самсонов] Николай Соломонов (упом. в 1685-1720), кормовой иконописец Оружейной палаты Московского Кремля. Подробности биографии, изложенные самим В., известны из дела Холопьего приказа за 1695 г. (1-я публ. в кн.: Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 314-315). В. по происхождению из «горских черкес»; отец Аслагаут Клюбшаги был служилым человеком. В. ребенком попал в плен «под Терками» (рус. г. Терки на р. Терек) и затем был привезен в Москву, где его выкупил «Иверского монастыря Синайских гор архимандрит Соломон». При Крещении по правосл. обряду в Никольском московском греч. мон-ре В. был наречен Николаем («по иноземския ево звали Сарцаханском»), фамилию (Соломонов) получил по имени крестного отца - архим. Соломона, к-рый «окрестя, держал у себя и выучил грамоте по-гречески». Покидая в 1675 г. Москву, архим. Соломон поручил «беречь» мальчика Мануилу Левендатову (возможно, преподаватель уч-ща при типографии в Москве, грек; † 1694) и обучить иконописному мастерству. До 1693 г. В. был учеником у иконописца Оружейной палаты Георгия Зиновьева, в своих работах сохранил образный строй этого мастера. Начав самостоятельно работать, построил дом за Ильинскими воротами на земле Зиновьева, женился.

В 1692 г. Левендатов заявил в челобитной царям Иоанну и Петру Алексеевичам о правах на В., считая его своим крепостным человеком, к-рого он купил, обучил иконному мастерству и теперь требует вернуть. Из «роспроса» известно, что В. опроверг свою принадлежность Левендатову, к-рому было предложено предъявить купчую на В.

9 нояб. 1692 г. Тихон Иванов, Кирилл Иванов, Зиновьев, осмотрев икону Господа Вседержителя, исполненную В. для Андроникова мон-ря, заключили, что «в кормовые иконописцы годится он в первую статью». 18 нояб. того же года он был определен в кормовые иконописцы Оружейной палаты с поручительством за него иконописцев Зиновьева, Петра Билиндина, Кирилла Уланова и др. В одном из пунктов поручительства между прочим говорилось, что если В. «у иконописных дел всегда готов не будет… или какую хитрость почнет… или без указу великих государей с Москвы куды станет съезжать, и на нас на порутчиках… пеня, а пени - что великие государи укажут». 3 дек. того же года дело «на кормового иконописца» с изложением жалобы Левендатова было передано из Холопьего приказа в Оружейную палату (на хранение.- Ред.).

До поступления в Оружейную палату работы В. были связаны с патриаршими заказами. Так, в июне 1685 г. им было написано для домовой казны патриарха Иоакима 11 икон Божией Матери (9 Владимирских, 2 «Знамение») (МАМЮ. Дела Патриаршего Казенного приказа. Кн. № 115. Л. 203 об.- 204), кроме того, для патриарха были написаны в 1686 г. 3 иконы Спасителя (поясные), Владимирская икона Божией Матери и Успение Пресв. Богородицы, в 1689 г. 8 Владимирских икон Божией Матери (Там же. Кн. № 118. Л. 205 об.- 206; Кн. № 134. Л. 189).

Впервые подпись «зогъраф Николай Соломонов сын Вуръгаров», содержащая родовую фамилию иконописца, встречается на иконе 1689/90 г. «Спас Вседержитель» из ц. Воскресения Христова в Кадашах (в наст. время в ГТГ). Из иконостаса этой церкви, где В. работал в 1689-1693 гг. вместе с Билиндиным, Петром Коробовым, Максимом Ивановым, сохранились еще 2 иконы (в наст. время в ГТГ и в ц. Св. Троицы в Останкине); им приписывают (атрибуция Е. И. Силаевой) также 5 икон страстного и праздничного рядов (все в Московском музее-усадьбе «Останкино») и образ Богоматери и «Гора Нерукосечная» (Молченская?) из местного ряда (ГИМ; атрибуция Л. А. Корнюковой).

С 90-х гг. XVII в. упоминание В. неоднократно встречается в документах Оружейной палаты, где говорится, что его содержание за 1698 г. составило 36 р. 30 алтын, в т. ч. кормовых 21 р. 30 алтын. В 1698-1700 гг. В. торговал на Ивановской пл. «печатной» (гербовой) бумагой.

1692 г. датирована икона «Спас Вседержитель» из ц. Сошествия Св. Духа в Толмачах (ныне в ГТГ), 1693 г.- «Спас Нерукотворный», храмовой образ ц. Нерукотворного образа Спасителя на Божедомке (ныне в ГИМ),- заказ Марфы Матвеевны Апраксиной, 2-й жены царя Феодора Алексеевича. В 1695 г. В. писал иконы в приделе св. Иоанна Предтечи ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в усадьбе боярина Т. Н. Стрешнева «Узкое», в 1698 г.- в ц. Спаса Преображения в Вязёмах (иконы апостолов Иоанна, Петра, икона «Апостолы Фома, Матфей, Иуда, Иаков»); в 1701 г.- в новый Успенский собор Переяславля Рязанского (1693-1699; совр. Рязань); в 1702 г.- в ц. апостолов Петра и Павла в Лефортове (в местном ряду сохр. иконы «Спас Нерукотворный», «Воскресение - Сошествие во ад») и ц. Вознесения Господня в с. Чепугове Вяземского у.; в 1720 г. заключил договор на иконописные работы в Троице-Битюцком мон-ре (Преображенская пуст.).

Творчество В. отражает основные тенденции развития иконописи царских мастеров посл. трети XVII в., следующих стилистической манере Симона Ушакова.

Арх.: РГАДА. Ф. 396. Оп. 54. Д. 52195 (за 1695). Стб. 1-5; Д. 52197. Стб. 1-3.
Лит.: Страхов С. В. Моск. Воскресенская, что в Кадашеве, церковь в ея настоящем виде. М., 1895. С. 10-11; Скворцов Н. А. Церковь во имя Нерукотворного Спаса на Божедомке в Пречистенском сороке, более известная по приделу св. вмц. Параскевы-Пятницы. М., 1904; Успенский А. И. Влияние иностр. художников на рус. искусство во 2-й пол. XVII в. // Золотое руно. 1906. № 7- 9; он же. Царские иконописцы. Т. 2. С. 260; он же. Словарь патриарших иконописцев. М., 1917. С. 83-85; Озеров С. А. Ист. сведения о Лефортове и описание Петропавловского храма. М., 1911; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 398-400. Кат. № 899, 900, 901; Силаева Е. И. Произведения иконописцев Оружейной палаты Моск. Кремля из собр. Останкинского дворца-музея: Кат. М., 1992. С. 8-11. Кат. № 5; Агроскина Е. А. Неизв. художник XVII в. Николай Соломонов // ПКНО, 1994. М., 1996. С. 210-221; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 131-134.
Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Иконописцы московские Вургаров Николай Соломонов (упом. в 1685-1720), кормовой иконописец Оружейной палаты Московского Кремля
См.также:
АЛЕКСЕЕВ Андрей, московский иконописец 1-й четв. XVIII в.
АНТИПЬЕВ Никита, моск. иконописец 2-й пол. XVII в.
АНФИЛОФЬЕВ московский иконописец 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.
АРЕФЬЕВ Стефан, московский иконописец (кон. XVI - н. XVII в.)