Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ВУКОВИЧИ
10, С. 21-23 опубликовано: 6 сентября 2010г.


ВУКОВИЧИ

Ву́ковичи серб. книгоиздатели, книготорговцы и меценаты 1-3-й четв. XVI в., владельцы кириллической типографии в Венеции.

Божидар В.

Божидар Вукович. Бюст. XX в. Подгорица (Черногория)
Божидар Вукович. Бюст. XX в. Подгорица (Черногория)

Божидар Вукович. Бюст. XX в. Подгорица (Черногория)
(посл. четв. XV в. (?), Старчева Горица (в текстах писал Гюричи) или Подгорица, Зета (совр. Черногория) - кон. 1539 или нач. 1540, Венеция). Происхождение неясно, сведения о его появлении в Венеции и о раннем, до начала книгоиздательства, венецианском периоде жизни практически отсутствуют. Архим. Иларион (Руварац) предположительно отождествлял Божидара с Божидаром Греком - логофетом (главой канцелярии) правителя Зеты Ивана-бега Црноевича, упоминаемым в записи 1486 г. (Руварац И. Montenegrina. Земун, 1899. С. 263; Стоjановић. Записи. Књ. 1. С. 112, № 355). Эта гипотеза получила почти общее признание в научной лит-ре и стала основанием для датирования рождения Божидара В. временем ок. 1460-1465 гг., но то обстоятельство, что его брат Гаспар жил и активно действовал еще в 1563 г., не позволяет согласиться с этим. Указания на греч. происхождение Божидара в источниках отсутствуют: его принадлежность к греч. общине в Венеции (при отсутствии в городе серб.) говорит только о его Православии, а во всех словах, предпосланных им к изданиям, подчеркивается его принадлежность к серб. народу. Вероятно, во время захвата Зеты турками (1496) он был еще молод, не старше 20, и покинул родину вместе с родителями. Его семья не отличалась знатностью происхождения. Существующая генеалогическая легенда В. оформилась в 1520-1546 гг. Ок. 1520 г., возможно в связи с коронацией имп. Карла V (1519), Божидару либо его отцу или деду («преждним моим и мне»), по словам из предисловия к Октоиху 1536-1537 гг., был дарован герб В. (возведены в дворянское достоинство или получили подтверждение в нем). Не исключено, что уже тогда В. на основании фамильного прозвища связали свое происхождение с потомками (деспотами) Вука Бранковича, муж. линия к-рых пресеклась в 1516 г. (см. ст. Бранковичи). Впервые западноевроп. по характеру герб В. изображен в 1520 г. на поле иконы «Спас Нерукотворный», снабженной по поручению Божидара его напарником иером. Пахомием соответствующей подписью (Мирковић Л. Икона са записом Божидара Вуковића // Старинар. Београд, 1932. Бр. 7. С. 127). С 1536 г. Божидар называет себя воеводой.

Согласно предисловиям к изданиям, с типографским делом Божидар познакомился в Венеции. При его жизни типография выпустила не менее 7 изданий: Служебник (1519), Псалтирь с восследованием (1519-1520), Сборник (ок. 1536), Молитвенник (1536), Октоих, гласы 5-8-й (1537), Минея праздничная (1538), Требник (ок. 1540). Оценить личный вклад Божидара в издательское дело сложно, т. к. в его типографии работали профессиональные печатники: в 1519-1520 гг.- иером. Пахомий, обучавшийся типографскому делу еще в зетской печатне Черноевичей, в 30-х гг. дечанский иеродиак. Моисей из Будимли, иеромонахи Феодосий и Геннадий из Милешевы. Репертуар и содержание изданий Божидара тесно связаны с совр. им серб. рукописной традицией. В художественном отношении эти издания представляют достаточно сложную картину. Сюжетные и «портретные» гравюры, к-рыми особенно богато украшены Сборник 1536 г. и Минея праздничная (для последней ряд изображений резался специально), выполнены в традициях итало-критской иконописи, одним из крупных центров к-рой в XVI в. была Венеция. Орнаментику изданий, в первую очередь заставки, характеризует сочетание образцов традиц. для серб. рукописной книги балканского плетеного стиля с ренессансными. Своеобразной издательской маркой Божидара, появившейся раньше его герба, является сокращенное написание его имени БО(ж) на стилизованном щите в заставках. Его новшеством в кириллическом книгопечатании является издание роскошных экземпляров на хорошо выделанном пергамене, напр. прекрасно сохранившийся экземпляр Октоиха 1537 г. из мон-ря Крка в Далмации (ныне в НБС).

Лит. деятельность Божидара ограничивается пространными предисловиями и послесловиями к изданиям. В них он следует традициям средневек. серб. книгописцев (так, об изданных книгах часто говорится «писана», «написана»). Постоянно в текстах упоминается о духовном просвещении серб. народа. Подчеркнутая лояльность формулировок в отношении османских правителей указывает на то, что предполагалось широкое распространение изданных книг среди славян, находящихся под властью султана.

Виченцо В.

Заставка с гербом из Минеи праздничной. Венеция: Тип. Б. Вукович, 19 янв. 1538 (РГБ)
Заставка с гербом из Минеи праздничной. Венеция: Тип. Б. Вукович, 19 янв. 1538 (РГБ)

Заставка с гербом из Минеи праздничной. Венеция: Тип. Б. Вукович, 19 янв. 1538 (РГБ)
(в текстах писал: «делла Векиа» или «дела Веча» - итальянизированное прозвище по Старчевой Горице, родине отца,- «Виценце де господин Божидара Вукове от Старца») (1-я пол. XVI в.- после 1563, Венеция), сын Божидара В. В начале своей деятельности он предлагал свои услуги папскому окружению, намереваясь издавать книги для славян-католиков (в частности, для дубровникских францисканцев), но его инициатива не получила поддержки, но, возможно, он принимал участие в изданиях, предназначенных для православных. При Виченцо деятельность типографии приобретает коммерческий характер, хотя в предисловиях и послесловиях сохраняются, как и в изданиях Божидара, слова о духовном просвещении сербов. Мн. его издания (вместе с оформлением, предисловиями и послесловиями) (Псалтирь с восследованием 1546 г., Молитвенники 1547 и 1560 гг., Служебник 1554 г.) являются перепечаткой книг его отца. Исключение составляет Триодь постная, изданная совместно со Стефаном Мариновичем из Скадара в 1561 г. Графическим новшеством изданий Виченцо, придающим им отличный от традиц. кириллической рукописной книги облик и появившимся уже в Псалтири 1546 г., является обрамление полосы набора рамкой из клише с богатым ренессансным орнаментом, включающей портретное или сюжетное изображение в нижней части страницы, заимствованное, вероятно, из оформления венецианских католич. изданий. В Молитвеннике 1560 г. есть гравюра с изображением Распятия несомненно зап. иконографии. Вслед за отцом Виченцо продолжил практику роскошных изданий части тиража на пергамене. Свои издания он сопровождал гербом в стиле ренессанс, представляющим усложненный вариант отцовского.

Лит. произведением Виченцо, являющимся памятником серб. языка сер. XVI в. с элементами чаковского диалекта, стала «Епистола» - предисловие к его 1-му изданию - Псалтири с восследованием 1546 г. В ней он в развернутом виде излагает фамильную генеалогическую легенду («владавичь Сербске земле от Белого Константина Прьвога и благочьснаго и прьваго христианскаго цара... и до времена славнаго Вука деспота и Бранка Вуковика и Стефана деспота»), сообщает о смерти отца, его захоронении на родине и возносит хвалу его деятельности.

После 1561 г. Виченцо продает или сдает типографию внаем др. издателям: в 1566 г. Якову «от Каменной реки», в 1569-1570 гг. Иероним («Иеролим») Загурович использует материалы Виченцо, в 1572 г. - Яков Крайков из Софии, в 1597 г. - Джованни Антонио Рампацетто.

Гаспар В.

(кон. XV в.- после 1563), младший брат Божидара, купец, книготорговец. Подобно племяннику, именовал себя «делла Векиа». Упоминается в судебном деле 1563 г., обнаруженном в 1950-х гг. в архиве Дубровника. Судя по имени, был католиком. Организовал, возможно еще при жизни Божидара, торговлю изданиями типографии в широких масштабах (сотни экземпляров) на южнослав. землях (в частности, в Дубровнике и в принадлежавших Османской империи Белграде, Видине и Никополе). В 1563 г. имел свою долю вместе с сиракузцем Амброджо Корсо в издательско-типографском деле племянника (Медаковић. С. 34-35).

В отношении состава и текстологии издания В. изучены недостаточно. Так, заслуживает внимания факт включения в Триодь постную 1561 г. гомилиария, состоящего преимущественно из поучений Феодора Студита. Шрифты, оформление, издательская техника и репертуар типографии В., существовавшей в отличие от др. продолжительное время, заметно повлияли на южнослав. и румын. книгоиздательство 2-й пол. XVI в. Заметно влияние оформления изданий В. на греч. печатную книгу XVI - 1-й пол. XVII в. (Медаковић. С. 179-181). Продукция В. оказала воздействие и на деятельность первых московских типографий в сер. XVI в., в частности на Ивана Фёдорова: в послесловии к Апостолу 1564 г. использована часть послесловия Молитвенника, изданного Божидаром в 1520 г. (Медаковић. С. 179; Немировский 1964. С. 98). Служебник, вышедший в 1583 г. в виленской типографии Мамоничей и предназначавшийся, вероятно, для продажи на Балканах, сопровождает перегравировка заставки Служебника 1519 г. с «типографским знаком» Божидара (Зернова А. С. Типография Мамоничей в Вильне: XVII в. // Книга: Исследования и материалы. М., 1959. Сб. 1. С. 178). Сюжетные гравюры и заставки изданий В. воспроизводились частично через посредство позднейших венецианских изданий, в продукции укр. и белорус. типографий посл. четв. XVI - 1-й пол. XVII в. (Степовик Д. Венецианский Часословец и киевский Анфологион // Studia slavico-byzantina et mediaevalia europensia = Исследования по славяно-визант. и западноевроп. средневековью: Посвящ. памяти И. Дуйчева. София, 1988. Vol. 1. P. 171-192; Кенанов Д. За три вильнюски преписа на Евтимиевото житие на св. Петка Търновска // Krakówsko-wilenskie studia slavistyczne. Kraków, 1997. T. 2. C. 230-233) и оказывали заметное воздействие на оформление южнослав. кириллической рукописной книги до XVIII в. (Петковић С. Илустрациjе из штампаних књига као предлошци српским и бугарским миниjатурима XVI-XVII в. // Словенско средњовек. наслеђе: Зб. посвящ. проф. Ђ. Трифуновићу. Београд, 2002. С. 401-424). Герб В. на рубеже XVII-XVIII вв. был использован Дж. Бранковичем для создания собственного с целью доказать древность и благородство происхождения отца (Руварац И. Одломци о грофу Ђорђу Бранковићу // Зб. Илариона Рувараца: Одабрани историски радови. Београд, 1934. Св. 2. С. 12, 13, 15; Медаковић. С. 49).

Изд. предисловий и послесловий: Стоjановић. Записи. Књ. 1. С. 133-147 (№ 439, 443-445), 152-153 (№ 481), 155-157 (№ 485, 486), 159-163 (№ 493), 171-173 (№ 534, 535), 184 (№ 581), 193 (№ 617).
Лит.: Новаковић С. Б. Вуковића зборници за путнике // Гласник српског ученог друштва. Београд, 1877. Књ. 45. С. 129-167; он же. Псалтир и епистола В. Вуковића од 1546 г.: Прил. к библиогр. старих штампаних књига // Годишњица Н. Чупића. Београд, 1887. Књ. 9. С. 200-213; Медаковић Д. Графика српских штампаних књига XV-XVII в. Београд, 1958. С. 32-39, 46-51, 57, 68, 72-77, 80, 104, 107, 116-151, 199-214; Medaković D. Die italo-kretische Malerei und serbische Graphik des 16. Jh. // Actes du XIIe Сongr. intern. d'études byzantines. Beograd, 1961. Vol. 3. P. 261-265; Немировский Е. Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964. С. 98-100; Немировски Е. Љ. Издања Божидара и Вићенца Вуковића, Стефана Маркиновића, Jакова од Камене Реке, Jеролима Загуровића, Jакова Краjкова, Ђваниа Антониа Рампаџет, Марка и Бартоломеjа Ђинамиа: 1519-1668 // Црногорска библиографиjа. Цетиње, 1993. Т. 1. Књ. 2. № 7, 11; Петковић С. Порекло илустрациjа у штампаним књигама Б. Вуковића // ЗЛУ. 1976. Књ. 12. С. 121-135; Schmitz W. Sudslavischer Buchdruck in Venedig 16-18 Jh: Untersuch. u. Bibliogr. Giessen, 1977; Гусева А. А. Издания кирилловского шрифта 2-й пол. XVI в.: Свод. кат. М., 2003. Кн. 1. С. 40-41 (№ 4), 50-52 (№ 11).
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Издатели зарубежные История книгопечатания Благотворители и меценаты Вуковичи, сербские книгоиздатели, книготорговцы и меценаты 1-3-й четв. XVI в.
См.также:
АБДАЛЛАХ ЗАХИР диакон, арабо-униатский писатель и церковный деятель
АВРАМИОС Иоанн (ок. 1650–1718), греческий ученый, книгоиздатель и переводчик
АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн.
АРСЕНИЙ ГЛУХОЙ мон., писатель, справщик Московского Печатного двора (2-я пол. XVI в. - после 1635)
БАЙИЧ Исидор (1878–1915), сербский композитор, дирижер, музыкальный педагог, издатель
БАХРУШИНЫ семья рус. купцов и промышленников, известная своей благотворительностью
БЕВЕРЕГИЙ (1638-1708), англикан. еп. Сен-Асафа, канонист и издатель источников по церк. праву
БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери