[франц. Voltaire; наст. имя Франсуа Мари Аруэ (Arouet)] (21 нояб. 1694, Париж - 30 мая 1778, там же), писатель, публицист, философ и историк, идеолог франц. Просвещения.
Отец В. был нотариусом и казначеем, мать происходила из дворянского рода пров. Пуату. Первым учителем В. был аббат Шатонёф, родственник матери. В 1711 г. В. окончил иезуитский коллеж (ныне лицей Людовика Великого) в Париже. Уже там он начал писать стихи. По окончании коллежа В. по настоянию отца был определен в Школу права, однако юридическая карьера его не привлекала. Аббат Шатонёф, сочувствовавший лит. увлечениям В., ввел его в аристократический круг. Отец, желавший отвлечь сына как от занятий лит-рой, так и от светских развлечений, выхлопотал ему место пажа при франц. посланнике в Нидерландах, но разгневавший посланника своим поведением В. был возвращен в Париж. В имении друга отца, где В. жил нек-рое время, услышав рассказы о кор. Генрихе IV, он начал работать над эпико-героической поэмой «La Henriade» (Генриада) и замыслил исторический труд о внуке Генриха IV кор. Людовике XIV. В 1717 г. В. был обвинен в написании стихотворного памфлета против регента Франции герц. Филиппа Орлеанского и посажен на 11 месяцев в Бастилию, где написал трагедию «Oedipe» (Эдип) и продолжил работу над «Генриадой». При издании в 1718 г. «Эдипа» автор впервые подписался псевдонимом В. С постановки этой пьесы на сцене началась лит. слава В., однако ряд его следующих трагедий успеха не имел. Одновременно с трагедиями В. написал антихрист. поэму «Épître à Uranie» (Послание к Урании, 1722, изд. в 1732). В 1723 г. он издал в Гааге неоконченную «Генриаду», посвятив ее кор. Людовику XV. Во Франции «Генриада» была запрещена и конфискована, однако имела успех у публики: В. стали почитать одним из лучших поэтов современности. Скандальная ссора с влиятельным шевалье де Роганом стоила В. нового заключения в Бастилию (ок. 1726), после чего он получил разрешение уехать в Англию. Знакомство с политической жизнью, философией (Дж. Локк) и естествознанием (И. Ньютон) Англии сыграло важную роль в формировании мировоззрения В. Он снова напечатал «Генриаду», к-рая в короткий срок была переведена на англ., нидерланд., нем., лат. и частично итал. языки. Почитатель поэмы, ставивший ее наравне с произведениями Гомера и Вергилия, прусский кор. Фридрих II называл ее автора «король Вольтер». В Англии была написана бо́льшая часть исторического труда «Histoire de Charles XII, roi de Suède» (История Карла XII, короля Швеции). Ок. 1728 г. В. возвратился во Францию. Он написал трагедию «Zaïre» (Заира, 1732), относящуюся к числу лучших его произведений в драматическом жанре. Англ. впечатления отразились в соч. «Lettres philosophiques» (Философские письма, др. название - Английские письма, изд. в 1733), к-рое во Франции было осуждено на сожжение, и «Elements de la philosophie de Newton» (Основы философии Ньютона, 1738). Выход в свет литературно-критической сатиры в стихах и прозе «Le temple du Goute» (Храм вкуса, 1733) вызвал очередной скандал. В. вынужден был покинуть Париж. Он поселился в замке Сире, принадлежавшем его подруге маркизе де Шатле, где занимался науками и написал трагедии «Alzire» (Альзира), «Mahomet» (Магомет), «Merope» (Меропа), а также начал 2-й исторический труд «Siècle de Louis XIV» (Век Людовика XIV) и историко-философское соч. «Essai sur les moers des nations» (Опыт о нравах народов), работал над «Traité de métaphysique» (Метафизический трактат; при жизни В. не опубликован). В 1743 г. В. был послан с дипломатической миссией в Берлин, с к-рой блестяще справился, и приобрел благосклонность кор. Людовика XV, был приглашен ко двору, стал историографом (1745) и был принят в Королевскую академию наук (1746). Однако позднее отношения с двором испортились, и в 1750 г. В. по приглашению кор. Фридриха II переехал в Берлин. Разлад с прусским королем (1753) вынудил В. уехать из Пруссии. Он нашел пристанище в Швейцарии, где прожил в своих имениях почти до самой смерти. 50-60-е гг. были чрезвычайно плодотворными для В.: активное сотрудничество в «Энциклопедии» Дидро и Д'Аламбера, завершение трактата «Essai sur les moers et l'esprit des nations» (Опыт о нравах и духе народов, 1756-1769), создание сочинений «Traité sur la tolerance» (Трактат о веротерпимости, 1763), «Dictionnaire philosophique» (Философский словарь, 1764-1769), «La philosophie de l'histoire» (Философия истории, 1765).
В февр. 1778 г. В. приехал в Париж на представление своей последней комедии «Irène» (Ирина), его приветствовали восторженные толпы людей. За 2 месяца до смерти он был принят в масонскую ложу «Девять сестер», основанную в 1769 г. астрономом Ж. Ж. Лаландом. В марте 1778 г. В. получил отпущение грехов, но после смерти архиеп. Парижский отказал в христ. погребении его тела. Панихида по В. была совершена в масонской ложе; его прах был тайно похоронен в аббатстве Сельер в Шампани, в 1791 г. перенесен в парижский Пантеон.
Хотя В., резко критиковавший и атеизм, и исторические религии, называл свои религ. взгляды теизмом, его позиция традиционно характеризуется как деизм. В. считал, что мир создан Творцом, Который, установив законы его функционирования («законы природы»), не вмешивается сверхъестественным образом в его дела. В. отрицал наличие у людей врожденных знаний о существовании Бога: «Все люди рождаются с носом и пятью пальцами, но ни один из них не появляется на свет со знанием Бога» (Метафизический трактат. С. 231-232). Однако существование Бога, согласно В., может быть доказано. Он воспроизводит космологическое доказательство, заимствуя аргументы у постоянно высмеиваемого им Фомы Аквинского: из моего существования следует существование чего-либо; если что-то существует, то либо оно существует само по себе, либо существование дано ему др. существом; если то, что существует, существует само по себе, оно существует и всегда существовало с необходимостью: это и есть Бог; если же то, что существует, получило свое существование от др. существа, а это существо - от третьего, то цепь существ должна восходить к существу, к-рое существует само по себе, т. е. к Богу (Там же. С. 233). В. приводит также телеологическое доказательство существования Бога: «Когда я смотрю на часы… я заключаю, что некое разумное существо наладило пружины этого механизма… Точно так же, когда я наблюдаю пружины человеческого тела, я заключаю, что некое разумное существо устроило все эти органы…» (Там же. С. 232). По мнению В., «в мысли о существовании Бога есть свои трудности; однако в противоположной мысли содержатся просто нелепости…» (Там же. С. 241). Существование Бога, т. о., для В. не вопрос веры, к-рую он отождествлял с суеверием, а неизбежный вывод разума.
В. отрицал к.-л. вмешательство Бога в дела мира, однако при этом допускал божественное происхождение морали: Бог наделил людей разумом и нравственными наклонностями; развиваясь, они приводят к появлению морали (Там же. С. 268-274). В. не принимал атеизм в качестве философской доктрины, считал его учением, ведущим к опасным социально-политическим последствиям, ибо, по его мнению, всякий социальный правопорядок основывается на религии. В этом контексте следует понимать известную его фразу: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». «Атеизм,- писал он,- весьма опасное чудище, когда оно находится в тех, кто стоит у власти; он опасен и в кабинетных ученых, пусть даже жизнь их вполне невинна, ибо из их кабинетов он может пробиться к должностным лицам; и, если атеизм не столь гибелен, как фанатизм, он все-таки почти всегда оказывается роковым для добродетели» (Философский словарь. Атеизм. С. 645).
Все исторические религии с их догматами и обрядами представляют собой, согласно В., скопище суеверий, и причем не только противоразумных, но и опасных, поскольку религии порождают фанатизм, нетерпимость и войны (Назидательные проповеди. С. 394-395). Особенно резко В. критикует христианство: догматы о троичности Божественных Лиц, Боговоплощении, чудеса, почитание св. мощей неразумны и даже абсурдны, аскетизм противоречит человеческой природе, Библия полна вымыслов и к тому же дает многочисленные примеры безнравственного поведения, политика Церкви на протяжении столетий корыстна и всегда приводила к кровопролитию. В наибольшей степени враждебность В. к христианству выражена в сочинениях: «Examen importent de Milord Bolingbroke» (Важное исследование милорда Болинброка, 1766), «Dieu et les hommes» (Бог и люди, 1769), «Les Lettres d'Amabed» (Письма Амабеда, 1769), «La Bible enfin expliquée» (Наконец-то объясненная Библия, 1776), «Histoire de l'établissment du christianisme» (История установления христианства, 1777), а также в комической поэме «Lа Pucelle d'Orleans» (Орлеанская девственница, 1735, изд. в 1755), содержащей кощунственно приниженное изображение Жанны д'Арк. В. настаивал на отмене привилегий духовенства, ликвидации церковных судов, конфискации церковных земель и даже на полном уничтожении церковных структур (его лозунг - «Раздавите гадину», т. е. католич. Церковь), подготовил политику Французской революции в отношении религии и Церкви.
В. отвергал представление о Боге как о всемогущем и всеблагом Судье, основываясь на существовании в мире зла. Эта проблема затронута им в 25-м письме («Философские письма»), посвященном полемике с Б. Паскалем. В. признавал глубину защиты Паскалем христианства, но, не принимая догмата о грехе первородном, противоречащего деистическо-просвещенческому представлению о природе человека, обвинял его в пессимизме и мизантропии. Однако позднее, в «Le Poème sur le désastre de Lisbonne» (Поэма о гибели Лиссабона, 1755), В. столь же резко критиковал «оптимизм» Г. В. Лейбница в отношении всемогущества и милосердия Бога, игнорирующий, по его мнению, наличие, а часто и торжество в мире зла. В философской повести «Candide, ou l'Optimisme» (Кандид, или Оптимизм, 1759) В. стремился доказать несостоятельность лейбницевской теории «предустановленной гармонии», оптимистической философии, стремящейся оправдать все несправедливости.
Отрицая христ. догматику, как и вероучения др. исторических религий, В. считал споры по догматическим вопросам бессмысленными, а преследования на религ. почве недопустимыми. Он активно выступал в защиту жертв религ. нетерпимости. Незадолго до смерти В. сформулировал свое итоговое исповедание: «Я умираю, преклоняясь перед Богом, любя моих друзей, не испытывая ненависти к моим врагам, отвергая суеверие» (цит. по: Pomeau R. La religion de Voltaire. P., 1956. P. 448).
Во 2-й пол. XVIII в. возникло ведущее направление общественной мысли - вольтерьянство, к-рое имело ярко выраженную антицерковную направленность и ставило своей задачей разрушить теологическое мировоззрение. Оно просуществовало до сер. XIX в.