[Виргилий; ирл. Fergil, Ferghil; лат. Virgilius;] (ок. 710, Ирландия - 27.11.784, Зальцбург), св. (пам. зап. 27 нояб.), еп. Зальцбургский. Был монахом, затем аббатом ирл. мон-ря Аабо (ныне в графстве Лиишь). Как и мн. др. ирл. монахи, отправлявшиеся на континент для миссионерства, В. покинул Ирландию и ок. 743 г. прибыл ко двору франк. мажордома Пипина Короткого. В 745 г. В. направился в Баварию, к герц. Одилону, к-рый назначил В. аббатом бенедиктинского мон-ря св. Петра в Зальцбурге. С 747 (или с 749) г. В. управлял Зальцбургским еп-ством, продолжая оставаться аббатом мон-ря св. Петра и не получая епископского рукоположения (следуя существовавшей в Ирландии практике, согласно к-рой аббат занимал ведущую роль в управлении еп-ством). Осуществление непосредственных епископских функций В. передал прибывшему из Ирландии еп. Добдагреку. Однако папский легат в Баварии архиеп. Майнцский св. Бонифаций (Винфрид) счел такую практику неканоничной, что привело к конфликту между ним и В. Несмотря на это, В. продолжал управлять еп-ством в сане аббата и принял епископское рукоположение только в 755 г. или, согласно Зальцбургским анналам, в 767 г.
Ранее между В. и св. Бонифацием возникли разногласия по ряду вопросов литургического и богословского характера. Одним из спорных пунктов был вопрос о действительности неправильно совершенного Крещения. Из-за низкого уровня образования среди духовенства мн. малограмотными священниками допускались ошибки при совершении таинства Крещения: вместо формулы «...in nomine Patris et Filii...» («...во имя Отца и Сына...») произносилось: «...in nomine patriae et filiae...» («...во имя отечества и дочери...»). По мнению св. Бонифация, крещенных с такой формулой было необходимо перекрещивать, но В. настаивал, что в данном случае нет к.-л. ереси или сознательного искажения, а потому совершенное с ошибочной формулой крещение может признаваться действительным. Др. предметом спора было разделявшееся В. учение о шарообразной форме Земли и существовании антиподов - людей, живущих на др. стороне Земли («под Землей»). Римский папа св. Захария поддержал позицию В. по вопросу Крещения, направив в 748 г. послание св. Бонифацию (PL. 89. Col. 943-948), но в том же послании критиковал В. за учение об антиподах, к-рое было названо папой «дурным и неправедным».
Среди современников В. был известен своей образованностью и значительными для своего времени познаниями в области астрономии, географии и математики, за что получил прозвище Геометр (Virgilius Geometer). С т. зр. нек-рых исследователей (напр., Х. Лёве), В. был автором т. н. «Космографии Этика Истра».
С именем В. связывается первая по времени миссия среди зап. славян в Каринтии, Паннонии и Штирии, где направленные В. миссионеры осуществляли строительство храмов и переводили христ. тексты на слав. язык. В поздних зальцбургских летописях В. назван «апостолом Каринтии». Для успешного распространения христианства в Баварии им были основаны новые мон-ри в Зальцбурге (жен. мон-рь Ноннберг), Бишофсхофене, Мондзе, Кремсмюнстере и др. При В., в 767-774 гг., был сооружен первый кафедральный собор Зальцбурга (разрушен при пожаре в 1167), освященный им 24 сент. 774 г. в честь первого Зальцбургского епископа - св. Руперта.
После кончины В. был погребен в построенном им соборе. 18 июня 1233 г. папа Григорий IX причислил его к лику святых. В 1628 г. мощи В. вместе с мощами св. Руперта были положены под центральным алтарем нового кафедрального собора Зальцбурга.