Владимир Васильевич (1.03.1895, С.-Петербург - 5.08.1979, Париж), историк христ. искусства, лит. критик, поэт, публицист. В 1916 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1918-1920 гг. являлся профессором Пермского ун-та, в 1921-1924 гг. преподавал историю средневек. искусства в Петроградском ун-те и Ин-те истории искусств. С июля 1924 г. в эмиграции. С 1925 г. преподавал в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже, в 1932-1952 гг. профессор истории христ. искусства. Активно печатался в эмигрантских периодических изданиях («Вестнике русского студенческого христианского движения» (см. ст. «Вестник русского христианского движения»), «Православной мысли», «Современных записках», «Новом журнале» и др.), написал большое число статей, заметок и рецензий о рус. писателях и поэтах (А. А. Ахматовой, А. А. Блоке, И. А. Бунине, В. Я. Брюсове, Ф. М. Достоевском, А. С. Пушкине и др.). В 20-30-х гг. состоял в братстве Св. Софии, на его религ. взгляды оказал значительное влияние его духовник, председатель братства прот. Сергий Булгаков. С 1929 г. В. являлся членом Русско-франц. лит. об-ва в Париже. После второй мировой войны сотрудничал в качестве эксперта ЮНЕСКО с радиостанцией «Свобода» (Мюнхен), вещавшей на СССР. Кавалер франц. ордена за лит. заслуги. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Одной из ведущих тем в книгах и статьях В. является тема религ. сущности искусства и культуры в целом. Взгляды В. на эту проблему наиболее отчетливо выражены в кн. «Умирание искусства» (П., 1937). Исследователь делает вывод о том, что художественное творчество в XX в. утратило живую связь с бытием и находится в состоянии упадка, причины к-рого автор видит в утере художниками мировоззренческого единства и в отсутствии веры в «чудесное». Возрождение «чудесного» в искусстве возможно, по мнению В., только через возвращение к религии, к-рая питает собой художественное творчество, придавая ему духовное единство и смысл; для европ. культуры такой религией может быть только христианство. О взаимосвязи религии и искусства критик также писал в статьях «О религиозном корне русского искусства» (1953), «Искусство как язык религии» (1958) и «Письма об иконе» (1959). По мнению В., источниками художественного творчества являются стихийное мировосприятие художника и религ. мировоззрение. Только через эту двойственность можно понять, в частности, христ. искусство, рождающееся из творческого инстинкта художника и из усвоения им сложившихся культурных форм (напр., архитектура Др. Руси сложилась под влиянием визант. искусства, но древнерус. зодчие придали ей своеобразие). В ст. «Религия и культура» (1965) В. доказывал, что религия является не частью культуры, но ее источником («культура - излучение религии»); культура нередко вступает в противоречие с религией, поскольку культурные ценности не тождественны религиозным. Кн. «Рим: Из бесед о городах Италии» (П., 1967) содержит размышления В. о церковной архитектуре и раннехрист. живописи.
В лит. критике В. развивал идеи рус. символизма (Вяч. И. Иванова и др.), критиковал модернизм и формализм в лит-ре и искусстве, считал эстетическим идеалом «петербургскую поэтику» (Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам).