[греч. αἱ Βλαχερναί], район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы.
В античную эпоху это место славилось целебными источниками. Возможно, уже в IV - нач. V в. во время строительства К-поля оно было обнесено отдельной стеной как пригород столицы. В 10-30-х гг. V в., после строительства новой стены имп. Феодосием II, часть района оказалась в черте города. В 450-453 гг. за пределами городских стен на месте самого почитаемого источника имп. Пульхерия построила 3-нефную базилику в честь Пресв. Богородицы (Παναγία τῶν Βλαχερνῶν) (Theod. Lect. Hist. eccl. // PG. 86. Col. 168; Theoph. Chron. P. 105; Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 604; Zonara. Epit. hist. Т. 2. Р. 115). В 473 г. в храме были помещены мафорий и риза Богородицы, привезенные из Палестины патрикиями Гальбием и Кандидом (SynCP. P. 793). Т. о., В. стали центром паломничества и в визант. эпоху пользовались неизменным покровительством императоров.
Наиболее значительное событие, предопределившее роль В. в религ. культуре К-поля и всего правосл. мира, произошло в 626 г., когда столицу империи пытались захватить одновременно авары с Балкан и персы с Востока (Theod. Lect. Hom. 6-8, 12, 14-17; Georg. Pisida. Bell. Avar.; Chron. Pasch. 716-725; Theoph. Chron. P. 316). Тяжелое положение К-поля усугублялось отсутствием в городе имп. Ираклия, воевавшего с персами в Вост. Анатолии и в Закавказье. Управляли столицей и ее обороной сын и соправитель Ираклия Константин, Патриарх Сергий и префект города патрикий Вон. Накануне наступления авар старая стена района В. была отремонтирована, и ц. Богородицы оказалась на защищенной территории города (Georg. Pisida. Bell. Avar. 269-276). Авары находились под стенами К-поля с 29 июля по 8 авг., и все это время основные события происходили вокруг В. Имп. Константин и Патриарх Сергий с торжественным молебном обошли стены К-поля, обращаясь к помощи Богородицы. 31 июля произошел бой у ц. Богородицы в Пигах за пределами стены, куда сделали вылазку ромеи. 7 авг. авары предприняли генеральный штурм города в районе В. с суши и с лодок, пытаясь переправиться через Золотой Рог, но штурм был полностью отбит, и на следующий день хан вынужден был уйти от города. Избавление К-поля от варваров, в к-ром проявилось заступничество Божией Матери, покровительницы В., усилило значимость Ее храма и святынь.
После осады в 627 г. во В. была построена новая стена, окончательно определившая границу города. Стена, сохранившаяся до наст. времени, была возведена на том же месте имп. Мануилом Комнином в сер. XII в. В дальнейшем значение В. постепенно росло, и в правление Палеологов (сер. XIII - сер. XV в.) этот район - прежнее предместье - стал одним из центральных и густо заселенных мест города. В визант. эпоху здесь сложились неск. храмовых комплексов, в т. ч. церкви Богородицы во В. и в Пигах, храмы св. апостолов Петра и Марка, свт. Николая Чудотворца (святых Приска и Николая), пророков Илии, Елисея, св. Феклы, св. Константина и др. Сформировались также по крайней мере 3 крупных дворцовых комплекса: главный дворец, Текфур-сарай (XIII-XIV вв., греч. название неизв.) и, возможно, дворец в совр. районе Айван-сарай.
Дворец. Появление имп. резиденции относится, видимо, к сер. V в., когда был построен храм Богородицы. Дворец располагался за пределами стены Феодосия, к западу от храма. В правление имп. Анастасия I (рубеж V-VI вв.) он был расширен: появились дворцы Данувий (Δανούβιος) и Океан (᾿Ωκεανός), между собой и с храмом соединенные портиками и переходами. Этот дворец почти не использовался и был уничтожен пожаром в 1069 г. Строительство нового дворца начато при имп. Алексее I Комнине, и с этого времени значение комплекса возросло. В 1094 г. здесь состоялся церковный Собор, осудивший мессалиан (см. ст. Константинопольские Соборы), весной 1097 г. император принимал вождей 1-го крестового похода. В 40-х гг. XII в. имп. Мануил, видимо, на ярусах прежних построек возвел некий «верхний драгоценный дворец» (ὑψηφερῆς δόμος, ὃς Πολύτιμος λέγεται). Ок. 1186/87 г. имп. Исаак Ангел отстроил рядом большую башню-донжон, превратив дворец в некое подобие рыцарского замка. В 1204 г. дворец был занят и разграблен воинами Балдуина I Фландрского. В период Латинской империи как резиденция использовался только с начала правления Балдуина II (1228). При Палеологах дворец стал основной имп. резиденцией, центром политических и мн. церковных событий в истории Византии. В 1453 г. он был разграблен, опустел и быстро превратился в руины. В кон. XVI в. на месте части бывш. дворцового комплекса была построена мечеть Иваз-эфенди. В наст. время сохранились остатки высоких фундаментов дворца и башни Исаака Ангела, а также т. н. тюрьма Анемы, примыкающая к влахернской стене и, видимо, также относившаяся к дворцу. Первые исследователи памятников К-поля ошибочно отождествляли с дворцом во В. находящийся южнее Текфур-сарай.
Церковь Богородицы была построена в 450-453 гг. имп. Пульхерией, расширялась при имп. Льве I (457-474); при имп. Юстине (518-527) кесарь Юстиниан изменил ее интерьер, построив полукруглые колоннады (Procop. De aedificiis. 1. 3; Theoph. Chron. P. 244; Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 684). Церковь неоднократно ремонтировалась, сгорела вместе с дворцом в 1069 г., но вскоре была восстановлена. Тем не менее на протяжении всей истории храм в основном сохранял первоначальный вид. Судя по его наиболее полному описанию в «Дневнике путешествия в Самарканд» Р. де Клавихо (1403), он представлял собой 3-нефную базилику, скорее всего без купола, богато украшенную мрамором изнутри и снаружи. До эпохи иконоборчества в церкви были фрески или мозаики, но в VIII в., при имп. Константине V, изображения Христа, Пресв. Богородицы и сцен их земной жизни были заменены росписями с растительными и архитектурными мотивами, и первоначальная сюжетная программа более не восстанавливалась. Храм был соединен с дворцом переходным портиком. В комплекс ц. Богородицы входили храм-реликварий Агия-Сорос (Св. рака) и бассейн для омовения (ἅγιον λοῦσμα; священная купель), вероятно находившийся внутри перистильного двора. Кроме того, в V в. были построены термы (перестраивались в нач. XI в. при имп. Василии II).
К кон. VI в. значение этого храма во В. соответствовало количеству клира: здесь служили 74 чел. (в т. ч. 12 пресвитеров и 18 диаконов) (Jus graeco-romanum / Ed. I. et P. Zepos. Athen, 1931. T. 1. P. 29-30); он стал средоточием правосл. богослужения, и прежде всего еженедельных пятничных литаний (см. разд. наст. ст. «Влахернская церковь Богородицы в богослужении Константинополя»). После событий 626 г. храм стал одним из центров почитания Пресв. Богородицы как покровительницы столицы и всей империи. В 630 г., после завершения византийско-персид. войны, во Влахернской церкви была оставлена на хранение частица Животворящего Древа Креста Господня, к-рый был возвращен имп. Ираклием из Персии в Иерусалим (вероятно, в X в. святыня была перенесена в ц. Богородицы Фара). В дальнейшем святыни из В. приобретали для К-поля особое значение всякий раз, когда столице угрожала опасность. В 717 г., во время осады К-поля арабами, совершались молебны Богородице Влахернской о защите города. В 821 (или в 822) г., когда войско Фомы Славянина - предводителя антиправительственного восстания в Анатолии - подходило к К-полю, имп. Михаил II и его сын Феофил взяли ризу Богородицы и частицу Животворящего Древа Креста Господня и торжественно обнесли их вокруг стен столицы. В 860 г., во время нападения на К-поль флота русов, свт. Фотий погружал мафорий Пресв. Богородицы в море, чтобы избавить город от опасности. 9 сент. 923 г., во время стояния под К-полем войска царя Симеона Болгарского, во Влахернском храме состоялась встреча Симеона и имп. Романа I Лакапина, на к-рой было заключено перемирие между Болгарией и Византией. Парадные шествия и военные торжества - триумфы, как правило, проходили рядом с храмом, возле него останавливались процессии, в храме устраивались благодарственные молебны.
16 авг. 944 г. из Эдессы в К-поль были привезены и выставлены в храме Нерукотворный образ Спасителя (Мандилион) и письмо Христа к царю Эдессы Авгарю (позднее перенесены в собор Св. Софии и затем в ц. Богородицы Фара) (Theoph. Contin. P. 160; Const. Porphyr. Narratio de imagine edessena // PG. 113. Col. 449; Cedrenus G. Ibid. T. 2. P. 314).
В 1030/31 г. при ремонте церкви в ее стене была обнаружена икона с изображением Богородицы и Младенца Христа, т. н. Влахернская икона Божией Матери (см. разд. наст. ст. «Иконы Божией Матери церкви Богородицы во Влахернах»).
Храм известен как место убежища от репрессий властей при различных беспорядках и в периоды острой политической борьбы. В 711 г. в нем пытался укрыться сын имп. Юстиниана II Тиверий со своей бабкой, но по приказу имп. Филиппика был силой выведен из храма и казнен. Имп. Феофано, низложенная Львом VI, пребывала здесь с 892 г. до своей смерти в нояб. 893 г. В 1040 г. в храме состоялась церемония усыновления имп. Зоей буд. имп. Михаила V Калафата. В 1078 г. здесь отрекся от престола имп. Михаил VII Дука. В 1081 г. в храме скрывались знатные дамы из семейства Комнинов, поднявшего мятеж против имп. Никифора III Вотаниата. Ок. 1285 г. здесь проходил Собор, на к-ром Византия отказалась от Лионской унии 1274 г. и был осужден низложенный патриарх Иоанн XI Векк. 13 мая 1347 г. во Влахернском храме состоялись коронация Иоанна VI Кантакузина и его жены и венчание имп. Иоанна V Палеолога с Еленой, дочерью Кантакузина, весной 1354 г. был коронован имп. Матфей Кантакузин.
В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, в церкви разместилась община каноников, к-рая вскоре наряду с неск. др. вновь образованными католич. мон-рями К-поля отказалась участвовать в выборах лат. патриарха и не признавала его до 1217 г. Позднее, еще до освобождения К-поля, церковь была выкуплена православными и вошла в юрисдикцию К-польских Патриархов, живших в изгнании в Никее. В 1348 г. пираты разграбили храм и убили неск. священников. 29 февр. 1434 г. на деревянной крыше храма возник пожар, полностью уничтоживший постройку, и она более не восстанавливалась. Все святыни храма были утрачены. Руины церкви (или какой-то части дворца В.) были известны в Стамбуле до XIX в. Несмотря на разорение, среди правосл. населения Османской империи источник пользовался большим почитанием. К нему совершались крестные ходы в субботу Акафиста и на праздник Положения Честной ризы Божией Матери (2 июля). Вода из этого источника протекала под городской стеной и впадала в море. От XVII в. сохранились свидетельства о чуде, когда в день потопления вражеского флота (2 июля) вода в море, куда впадал источник, становилась кровавой и сохраняла этот цвет до 1 сент. «Оберегает все то место, откуда течет святая вода, русская полонянка, для того, что ей указано с тех людей, кто к святой воде придет, брать по деньге с человека, и тем она питается» (Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914. С. 88-89). Лишь в 1867 г. землю со св. источником приобрела греч. гильдия скорняков и построила над святыней небольшую церковь (тур. Аязма-килисе), сохранившуюся до наст. времени. Она находится на попечении К-польского Патриархата. В 1964 г. была украшена фресками на сюжеты, связанные с историей храма. Справа от алтарной преграды помещены купель чудотворного источника и мраморный фонтан для сбора св. воды.
Церковь свт. Николая Чудотворца. Вероятно, находилась за пределами городских стен недалеко от ворот В. в сотне метров от берега Золотого Рога. Впервые сущестование храма зафиксировано в 626 г. в связи с аварской осадой К-поля. Храм пострадал, но впосл. был восстановлен, возможно в правление имп. Льва V (813-820). Упоминается Анной Комниной (Алексиада. Х 9) в связи с попыткой штурма К-поля крестоносцами в 1097 г. Последний раз церковь упоминается в источниках в 1350 г., когда ее посетил рус. паломник Иоанн Новгородец.
Церковь св. апостолов Петра и Марка, согласно К-польскому Синаксарю (Х в.; SynCP. Col. 793), построена при имп. Льве I (457-474) патрикиями Гальбием и Кандидом и первоначально предназначалась для хранения ризы Богородицы, перевезенной ими в К-поль из Палестины; однако затем по приказу императора перенесена в храм Богородицы. Церковь существовала в течение всей истории Византии. Согласно рукописи (Paris gr. 1447. Fol. 258v) там находилось изображение 2 ее основателей, предстоящих Богородице, ангелов и святых Иоанна Крестителя и Конона по бокам. Местонахождение храма в наст. время считается не установленным.
Комплекс Атик-Мустафа-паша-джами, единственное церковное здание визант. эпохи, сохранившееся во В. Время возникновения постройки остается спорным (датировки между XI и нач. XIII в.). Здание представляет собой крестово-купольный храм с 3 апсидами и куполом на парусах, не сохранилась часть сводов и барабан. Храм традиционно связывался с ц. во имя святых Петра и Марка, построенной в V в. имп. Львом I, однако в наст. время это отождествление отвергнуто. В нач. XVI в. вел. везиром султана Баязида II Мустафа-пашой храм превращен в мечеть, с юго-запада к нему пристроен минарет. Постройка пострадала от пожара в 1729 г. и от землетрясения в 1894 г., но быстро восстанавливалась. В 70-х гг. XX в. при реставрации обнаружены остатки визант. фресок.
Свидетельства разновременных источников о святынях во В., связанных с Пресв. Богородицей, плохо согласуются или зачастую противоречат друг другу. По мнению С. Манго (Mango C. The Origins of the Blachernae shrine at Constantinople // Acts XIII Cong. Intern. archaeologiae christianae. Split-Porec. Pars 2. Città del Vaticano, 1998), в V в. в храм-реликварий Агия-Сорос ц. Богородицы во В. был положен мафорий - плат, покрывавший голову и плечи Богородицы (впервые подробно описан в IX в.; «мафорием» назван в X в.). Из 2 версий его появления в К-поле Манго отдает предпочтение той, где говорится о перенесении мафория патрикиями Гальбием и Кандидом при имп. Льве I. Важнейшим свидетельством в ее поддержку исследователь признает гомилию Феодора Синкелла 624/25 г., написанную по случаю возвращения мафория во В. после временного укрытия в столице от авар. Однако в VIII в. свт. Андрей Критский сообщает о пребывании во В. пояса Богородицы (этот пояс или его часть с X в. хранился также в ц. Богородицы Халкопратийской в К-поле), а в др. источнике VIII в. впервые упоминаются погребальные пелены и гиматий Пресв. Богородицы. В позднейших сообщениях эти реликвии постоянно смешивались. В проповеди Патриарха Евфимия (907-912) говорится о влахернском поясе Богородицы, излечившем в 906 г. Зою, жену имп. Льва VI. В XIV в. Никифор Каллист Ксанфопул вновь писал о погребальных пеленах и части пояса Богоматери, в V в. положенных в ц. Богородицы во В. Тем не менее именно мафорий Пресв. Богородицы считался главной святыней В. и палладием столицы. К его помощи обращались во время осад К-поля. Все рус. паломники, посещавшие ц. Богородицы во В. в поздневизант. период, поклонялись там «ризе» и «поясу» Богоматери. Зап. путешественники после 1204 г. о них не упоминают. Очевидно, в период лат. оккупации святыни были разделены на фрагменты и вывезены на Запад. Была ли часть реликвий сохранена в визант. столице, или традиция их почитания после 1261 г. возобновилась иным способом, установить невозможно.
Во В. находились и др. святыни. В нек-рых источниках XII в. упоминается посох Богоматери. При имп. Иоанне Цимисхии (969-976) во В. хранились сандалии Христа, вывезенные императором с Востока. В 1200 г. Антоний Новгородец во В. поклонялся мощам вмч. Феодора Стратилата; в 1204 г. латиняне забрали из В. руку вмч. Георгия и мощи св. Лукии. В XIV-XV вв. рус. паломники видели там мощи святых Патапия, Афанасия (или Анастасии), Панталеона.
Топонимический эпитет «Влахернитисса» (Βλαχερνίτισσα; Влахернская) известен с XI в. в отношении 3 иконографических типов Богоматери: Оранта (и ее варианта Агиосоритисса); Епискепсис (он же «Знамение»); Ласкающая («Умиление»), чье изображение есть среди чудотворных икон К-поля на иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Исследователи признают существование во В. в средневизант. период 4 основных чтимых образов Богоматери, к-рые находились в главном базиликальном храме, в храме-реликварии Агия-Сорос и священной купальне.
В доиконоборческий период в храме находился образ Богородицы в рост. Согласно Житию св. Стефана Нового (VIII в.), мать святого молилась перед ним о рождении сына и прикладывалась к ногам Богоматери. Очевидно, этот образ разделил судьбу уничтоженных иконоборцами настенных росписей, о чем сообщает тот же текст ([Житие св. Стефана Нового] // PG. 100. Col. 1120).
В средневизант. период в храме, справа от алтаря, размещалась знаменитая икона Богоматери, с к-рой в XI-XII вв. происходило «обычное чудо». В 1075 г. его впервые описал Михаил Пселл: на пятничной вечерне завеса перед иконой чудесным образом (силою Св. Духа) поднималась, икона «оживала», словно бы Богоматерь являла Себя в ней; в воскресенье завеса опускалась на прежнее место. Кроме Пселла «обычное чудо» упоминает в «Алексиаде» Анна Комнина. По ее описаниям событий 1107 г., чудо происходило не всегда и отсутствие его расценивалось как знамение. Кроме визант. авторов «обычное чудо» описано рядом лат. и древнерус. паломников кон. XI-XII в. После 1204 г. известия об «обычном чуде» прекращаются (скорее всего икона исчезла в период лат. оккупации К-поля). Мнения ученых относительно этой иконы расходятся. Большинство считает, что именно она была обретена в стене церкви во время ремонта в 1030/31 г. Икону спрятали в стене от иконоборцев в период гонений при имп. Константине V в сер. VIII в. (Scyl. Hist. 384. 21-30; Cedrenus G. Comp. hist. T. 2. P. 497; Mich. Glyc. Chron. P. 583). Согласно хронике Иоанна Скилицы, на этой иконе Богоматерь была изображена держащей Младенца Христа перед собой, что, по мнению мн. ученых, соответствовало иконографии «Никопеи». Однако нельзя исключить и вариант, близкий к иконографии «Ласкающая». Есть также версия, что икона «обычного чуда» представляла собой новый для того времени извод «Епискепсис» («Знамение») в виде Богородицы «Оранта» с медальоном на груди, в к-ром изображен Христос Эммануил. Быстрое распространение в визант. сфрагистике кон. XI в. иконографического типа «Епискепсис» («Знамение») могло быть обусловлено растущей известностью иконы «обычного чуда».
Среди чтимых икон базилики также мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком нек-рые исследователи признают Владимирскую икону Божией Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были процессионными, т. е. выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из В. в Халкопратию (VI-XV вв.). Однако принятие этой гипотезы не позволяет отождествить икону Божией Матери «Ласкающая» с иконой «обычного чуда», к-рая была неподвижно закреплена на месте.
Храм-реликварий Агия-Сорос в ц. Богородицы имел развитую вост. часть с вимой и алтарной экседрой. В 468-469 гг. в апсидном полукружии была выполнена мозаика с изображением восседающей на троне Богородицы и имп. фамилии в составе Льва I, его жены Верины и дочери Ариадны, держащей на руках малолетнего буд. имп. Льва II. В средневизант. период на этом месте в конхе апсиды, по-видимому, находился др. образ - Богоматерь «Оранта». Об этом позволяет судить Житие Андрея Юродивого (X в.), где описано чудесное явление в храме Богородицы. Святой видел, как, встав у алтаря, Она сняла с Себя мафорий и распростерла его над стоящими людьми. В честь этого чуда в XII в. на Руси был установлен праздник Покрова Богородицы и была создана соответствующая иконография, по-видимому принятая и в К-поле: ок. 1392 г. рус. паломнику дьяку Александру показывали во В. икону Богоматери, к-рую «видел святой Андрей на воздусе за мир молящуся».
Справа от алтаря, на юж. стене Агия-Сорос, находился т. н. епискепсис, под к-рым понимают либо реликварий с мафорием, либо образ Божией Матери. Перед ним император в дни посещения В. возжигал свечи и преклонял колени.
Согласно трактату «О церемониях византийского двора» (X в.), множество икон украшало священную купальню ц. Богородицы. Над фиалом, в конхе вост. стены, располагался серебряный образ Богоматери на троне с Младенцем перед чревом. Возможно, Ее облик сохранился в иконографии Богородицы «Печерская» («Свенская») (1288, ГТГ), отдаленном списке со влахернской иконы. Рядом находилась мраморная икона Божией Матери, причем из рук Богородицы струями изливалась вода (Const. Porphyr. De cerem. 2. 12). Всего вероятнее, что это был образ «Оранта», подобный тому, что находится в наст. время в Археологическом музее Стамбула. Известен ряд визант. монет XI в. с изображением Богоматери «Оранта» и эпитетом «Влахернитисса».
Этот храм был одним из главных пунктов к-польской системы стационального богослужения. Помимо повседневных служб он был местом совершения Божественной литургии Патриархом и его клиром во время Богородичных праздников. Согласно Типикону Великой ц. IX-X вв., служба во В. назначалась на 26 окт. (пам. землетрясения 740), на 26 дек. (Собор Пресв. Богородицы), на 2 февр. (Сретение Господне), на 25 июня (пам. победы над сарацинами в 677), на 2 июля (Положение ризы Пресв. Богородицы), на 31 июля (день освящения храма во В.), на 7 авг. (пам. победы над аварами и персами в 626), на 15 авг. (Успение Пресв. Богородицы), на субботу 5-й седмицы Великого поста (суббота Акафиста), на вторник Светлой седмицы и понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. С праздничной службой были нередко связаны и торжественные процессии, в т. ч. с участием императора (см.: Baldovin. Worship. P. 197-202, 205-226; Дмитриевский А. А. Древнейшие патриаршие Типиконы. К., 1907. С. 197-201).
При священной купальне существовало братство, члены к-рого помогали больным погружаться в купель (Magdalino. 1990). В рукописях К-польского Евхология встречаются специальные молитвы, к-рыми сопровождалось омовение в целебной воде. В Виссариона Евхологии (Crypt. G. b. I, XI в. Fol. 147) приводятся 2 молитвы для тех, кто приходил на исцеление в купальню во В., а в Стратигия Евхологии (Paris. Coislin. gr. 213, 1027 г. Fol. 198v - 209) сохранилось и продолжительное последование, совершавшееся по четвергам после вечерни и состоявшее из вводного чина и 2 омовений, а также молитва для принятия в члены братства (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 1042-1051). Подробности чина омовения во В. с участием императора и высших сановников, совершавшегося при желании императора утром по пятницам, описаны имп. Константином Багрянородным (Const. Porphyr. Ibid.).
С чином омовения, вероятно, связана процессия в честь Пресв. Богородицы, совершавшаяся по пятницам. Георгий Кедрин (XII в.) сообщает о литии (πρεσβεία - предстательство; также см. ст. Молебен), начинавшейся во В. и заканчивавшейся в Халкопратии (Cedrenus G. Ibid. Vol. 1. P. 694-695). Процессию, по преданию, учредил имп. Маврикий (582-602) (Theoph. Chron. Vol. 1. P. 265-266); впрочем, как полагает Р. Жанен, она существовала уже при Патриархе Тимофее I (511-518) (Janin. 1966). В начале процессии происходило «обычное чудо». Согласно гипотезе М. ван Эсбрука, процессия из В. в Халкопратию совершалась в подражание пятничным шествиям в Иерусалиме из Св. Сиона в Гефсиманию (van Esbroeck M. Le culte de la Vierge de Jerusalem è Constantinople aux VI-VIIe siècles // REB. 1988. Vol. 46. P. 181-190). Вероятно, впосл. к ней было добавлено пение Акафиста Пресв. Богородице (Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии // Вост.-христ. храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 36-54).
Особенности богослужения во В. отражены в агиографических памятниках. Так, «пятничная» процессия упоминается в Житии св. Фомаиды Лесбосской (ActaSS. Nov. 4. P. 237d, 243f), в Житии св. Стефана Младшего говорится о всенощном бдении во В. (PG. 100. Col. 1076).