[греч. ἡ ῾Αγιοσορήτισσα], название иконографического типа Божией Матери; представляет собой топоним и обычно возводится исследователями к имени прославленной иконы в часовне св. Раки (ἡ ῾Αγία Σορός) Халкопратийской ц. в К-поле, где хранились святыни Богоматери, привезенные в V в. из Иерусалима (самая чтимая из них - пояс). Традиционно икону такой иконографии было принято называть Халкопратийской. Однако, возможно, эта чтимая икона находилась в одноименной часовне ц. Богородицы во Влахернском храме в К-поле. Божия Матерь изображалась почти в профиль, в повороте вправо (реже влево), в позе моления, с руками, поднятыми перед грудью. Этот тип близок к изображению Богоматери в композиции Деисус.
К числу самых ранних изображений относятся утраченная ныне мозаика сев. стены бокового нефа базилики вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; миниатюра Христианской топографии Космы Индикоплова, IX в. (Vat. gr. 699. fol. 76r); печати Х в.; пластинка слоновой кости царицы Кунигунды в Бамберге, ок. 1000 г.; мраморный рельеф сер. XI в. из коллекции Дамбартон-Окса (Вашингтон); икона кон. XI - нач. ХII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; визант. икона кон. XIV - нач. XV в. из центрального иконостаса Успенского собора Московского Кремля (ГММК) и др. Эпитет Богородицы А. впервые встречается на печатях ок. 1040 г. и на монетах ХII в. времени Мануила I Комнина. Тип А. был широко распространен в визант., балканском и относительно меньше в рус. искусстве. Среди самых ранних изображений А. на Руси сохранились Боголюбская икона Божией Матери, ХII в. (предположительно первоначально на иконе не было свитка), и изображение на вратах собора Рождества Богородицы в Суздале, кон. ХII в. Иногда в композицию иконы А. включался сегмент неба с поясным изображением Спасителя. Парные иконы, входившие в декорацию алтарной преграды, могли включать образы Христа и Богоматери А. Тип А. близок изображению Божией Матери Параклесис, однако в соответствии с этим вторым типом, Богоматерь держит в руках развернутый свиток.