Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

БРУННЕР
6, С. 267-268 опубликовано: 13 октября 2009г.


БРУННЕР

[нем. Brunner] Генрих Эмиль (23.12.1889, Винтертур - 6.04.1966, Цюрих), швейцар. реформатский богослов, один из основателей диалектической теологии (20-е гг. XX в.), с нач. 30-х гг.- сторонник естественной теологии. В 1916-1924 гг. реформатский пастор в кантоне Гларус; в 1924-1955 гг. профессор Цюрихского ун-та, преподавал в ряде богословских учебных заведений США и Японии. Один из издателей ж. «Знаки времени» (Zeichen der Zeit).

Испытав, как и мн. др. европ. богословы, после первой мировой войны крах оптимистической веры в прогресс, Б. отрицает всякое богословие, в основании к-рого лежит благочестивое чувство человека. Типичным представителем такого богословия для Б. является Ф. Шлейермахер. В кн. «Мистика и слово» (Die Mystik und das Wort. Tüb., 1924), анализируя совр. ему богословскую ситуацию, Б. противопоставляет веру, основанную на благочестивом опыте человека, и веру, возникшую из слушания Слова Божия. Первая, по Б., является «мистикой», этим словом он обозначает всякую теологию неопротестантизма; вторую Б. находит в вере апостолов и реформаторов. Задачами богословия, с его т. зр., являются именно актуализация такого богословия, отказ от попыток связать мистическую философию с библейским христианством (Die Mystik und das Wort. S. 10).

В кн. «Природа и благодать» (Natur und Gnade: Zum Gespräch mit K. Barth. Tüb., 1934) Б. занимает отличную от К. Барта позицию. Если, по Барту, природа и благодать - абсолютные противоположности и это исключает любую возможность «естественной теологии», то Б. рассматривает их как равные величины и стремится найти истинное соподчинение обеих при сохранении суверенности благодати. Ссылаясь на ап. Павла (Рим 1. 18-20; 2. 14-15) и учение М. Лютера и Ж. Кальвина, Б. развивает учение об откровении Бога в творении, к-рое предшествует откровению примирения во Христе (Natur und Gnade. S. 11 f.). Это представление о естественном откровении отражается на учении Б. о человеке как образе Божием. Для Б. он состоит в том, что отличает человека от остального творения: человек есть субъект, и как таковой он обладает «могуществом слова» (Wortmächtigkeit) и «ответственностью» (Verantwortlichkeit). Даже будучи грешником, человек не перестает быть «тем, с кем может также говорить Сам Бог» (ibid. S. 10). Поэтому в человеческой природе возникает «точка соприкосновения» (Anknüpfungspunkt) для спасительной вести Евангелия. Образ Божий состоит не в к.-л. остатке Божественного подобия, к-рое сохранил человек, но в чисто формальной «возможности обращения» (Ansprechbarkeit). «Могущество слова», к-рым человек обладает и после грехопадения, образует предпосылку для того, чтобы он вообще мог слышать слово Откровения.

Б. утверждал, что его т. зр. ближе к позиции реформаторов, чем т. зр. Барта. В ответ Барт подверг высказывания Б. суровой критике (Barth. Nein! Antwort an E. Brunner). Барт опасался, что Б. своим «естественным богословием» открывает дверь для нового либерализма, в к-ром человеческое понимание Бога будет контролировать и искажать откровение Божие.

Как и др. протестант. богословы того времени, Б. находился под влиянием диалогической философии (см. статьи М. Бубер, Ф. Эбнер), где отношение человека с Богом понимается как персональная встреча между Божественным Ты и свободным ответом человека. Исходным моментом в антропологии Б. было осознание того, что человек есть существо вопрошающее прежде всего о самом себе и, следов., ищущее себя в более высоком. Это стремление к истинному бытию приходит к человеку не со стороны объекта (Es), к-рый предлежит его Я, но со стороны субъекта, от Божественного Ты (Du), к-рое не только противостоит человеческому Я, но и определяет это Я как личность. (Der Mensch im Widerspruch. B., 1937). Истинный человек (der wahre Mensch), по Б.,- тот, кто имеет свои истоки в Божественном слове, и, т. о., его способность к ответу от начала и до конца определена этим словом. Действительный человек (der wirkliche Mensch), хотя и имеет свое происхождение в Божественном слове, отвергает его.

Роковыми событиями всей истории Церкви Б. считает смещение акцента в понимании веры от личностного к интеллектуальному, отказ от динамического представления о библейском откровении и подмене его представлением, выраженным статическими философскими категориями бытия. Под влиянием греч. философской мысли христ. теология перенесла общее рациональное понятие истины на библейское откровение. Божественное откровение превращается в сообщение сверхъестественного учения, к-рое само по себе недоступно человеческому разуму, соответственно вера - в субъективное принятие этого сверхъестественного откровения как достоверного. По Б., библейское откровение - по ту сторону субъективизма и объективизма, что проявляется в понятии «истина как встреча» (Wahrheit als Begegnung), отражающем 2 основных момента библейского понятия истины: историчность и персональность. Согласно Библии, Божественная истина приходит к человеку извне, из трансцендентной реальности, и «происходит» среди людей во времени и пространстве. С историчностью откровения связана и его персональность. То, что Бог открывает Свою истину в определенном историческом событии в пространстве и во времени, означает, что Он Сам есть содержание этого события.

Вера и познание - также персональные события. Вера есть не предмет знания, но акт доверия: человек теперь готов получить настоящую жизнь от Бога и ответить на слово Божие. Т. о., между Богом и человеком существует отношение «личностного соотношения» (personale Korrespondenz) - понятие, к-рое, по Б., является «фундаментальной категорией» всего, что Библия говорит о Боге и человеке.

Учение Б. об откровении в творении определяет и его этическое учение. Бог проявляет Себя милостивым по отношению к человеку в самом творении, установив определенные «порядки сотворенного бытия» (Schöpfungsordnungen), напр. брак.

Критикуя либеральную теологию, Б. одновременно отвергал и протестант. фундаментализм, в особенности буквализм в толковании Свящ. Писания. Основу религии, по Б., составляет индивидуальная вера, что делает неприемлемым авторитаризм в любом проявлении.

В послевоенные годы Б. утверждал мысль о благотворности связи веры с общим развитием культуры, к-рое понимается как развитие философии, морали, психологии. В своих статьях он высказывал опасение в связи с негативными последствиями для человечества научно-технического прогресса. Б. поддерживал экуменическое движение, принимал участие в деятельности Всемирного Совета Церквей.

Соч.: Erlebnis, Erkenntnis und Glaube. Tüb., 1921, 19335; Die Grenzen der Humanität. Tüb., 1922; Religionsphilosophie evangelischer Theologie. Münch., 1927; Das Gebot und die Ordnungen. Tüb., 1932; Natur und Gnade: Zum Gespräch mit K. Barth. Tüb., 1934; Das Wort Gottes und der moderne Mensch. B., 1937; Der Mensch im Widerspruch. B., 1937; Offenbarung und Vernunft. Zürich, 1941; Dogmatik. Zürich, 1946-1960. 3 Bde; The Scandal of Christianity. Phil., 1951; Das Missverständnis der Kirche. Stuttg., 1951; The Christian Doctrine of Creation and Redemption. Phil., 1952. 2 vol.; Das Ewige als Zukunft und Gegenwart. Zürich, 1953; Gott und Sein Rebell. Hamburg, 1958; О христиологическом обосновании государства // Социально-политическое измерение христианства: Избр. теологические тексты XX в. М., 1994. С. 66-86.
Лит.: Barth K. Nein! Antwort an E. Brunner. Münch., 1934; Volken L. Der Glaube bei E. Brunner. Freiburg, 1947; Баумер Ф. Л. Апокалиптика 20-го ст. // Вестн. истории мировой культуры. 1957. № 2. С. 39-47; Момджян Х. Н. Об идеологии социального пессимизма // Там же. С. 47-55; Lovin R. Christian faith and public choices: The social ethics of Barth, Brunner and Bonhoeffer. Phil., 1984; Исаев С. А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М., 1991. С. 204-209.
Архим. Августин (Никитин), К. В. Неклюдов
Ключевые слова:
Богословы протестантские Реформация на территории Швейцарии Бруннер Генрих Эмиль (1889 - 1966), швейцарский реформатский богослов Богословы реформатские Диалектическая теология, направление протестантской теологии
См.также:
БИБЛИАНДЕР Теодор (1504 (1509) - 1564), нем. филолог, реформатский богослов
БУЛЛИНГЕР Генрих (1504-1575), швейцар. теолог, преемник У. Цвингли в руководстве церковной общиной Цюриха
АЙСФЕЛЬДТ Отто (1887–1973), нем. протестант. теолог, ориенталист, текстолог
АЛАНД Курт (1915–1994), протестант. богослов, историк Церкви, текстолог
АЛЕЗИУС Александр (1500–1565), шотланд. протестант. теолог, сторонник лютеранства
АРНОЛЬД Готфрид (1666-1714), немецкий протестантский теолог, пастор, мистик, поэт, историк Церкви
АУГУСТИ Иоганн Кристиан Вильгельм (1771/72- 1841), протестантский теолог, гебраист, исследователь раннехристианской археологии
БАЗЕЛЬСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ протестант. вероисповедание
БАРТ Карл (1886-1968), протест. богослов
БЕЗА Теодор (1519-1605), теолог-кальвинист, пастор, писатель, дипломат