[Брунеллеско; итал. Brunelleschi, Brunellesco] Филиппо (1377, Флоренция - 15.04. 1446, там же), итал. архитектор, скульптор и ученый. Сын нотариуса, начинал художественную деятельность как ювелир и скульптор, с 1398 по 1404 г. работал в мастерской ювелира Линардо ди Маттео Дуччи в Пистое, в 1401 г. принял участие в конкурсе на исполнение дверей флорентийского Баптистерия, создал деревянное Распятие в Капелле Гонди ц. Санта-Мария Новелла (между 1410 и 1419). В дальнейшем Б. работал как архитектор и инженер, с его именем связано появление теории перспективы. В основном Б. выполнял заказы различных цехов и гильдий Флоренции, был активным участником общественной жизни республики.
Главным проектом Б. стало строительство купола собора Санта-Мария дель Фьоре (проект с 1417, возведение в 1420-1436), первого крупного памятника ренессансного зодчества и выдающегося достижения инженерной мысли. Сооружение купола завершило строительные работы в соборе и определило силуэт Флоренции. Восьмигранный шатер (диаметр 42 м), состоящий из 2 оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами, был построен без лесов. В 1436 г. 25 марта прошло освящение собора папой Римским Евгением IV, в 1471 г. фонарь купола был увенчан шаром с крестом.
Б. возвел во Флоренции целый ряд зданий, придавших итал. архитектуре принципиально новый импульс. Он искал опору и вдохновение в архитектуре древнего Рима, а также в классических деталях зданий романского стиля в Тоскане, напр. флорентийского Баптистерия. Выраженный с наибольшей четкостью в интерьерах Старой сакристии (1421-1428, ризница приходской ц. Сан-Лоренцо семьи Медичи) и Капеллы Пацци (во дворе ц. Санта-Кроче; начата в 1429), этот стиль отличается ясной логикой композиционного решения и визуальной гармонией. Квадратное в плане пространство Капеллы Пацци перекрыто легким зонтичным куполом, лежащим на парусах. Отдельные части зданий объединены системой пропорций и повторяемостью строгих геометрических форм. Выделенные более темным цветом камня ордерные элементы, пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. По замыслу архитектора, двор мон-ря должен был восприниматься как церковь под открытым небом, а капелла - как главный алтарь. Б. смог добиться неожиданного впечатления: внутреннее пространство капеллы кажется значительным, большим.
В базиликах Сан-Лоренцо (1421-1459) и Санто-Спирито (проект 1436, начата в 1446), спроектированных Б. и законченных после его смерти, в центральной части Палаццо Питти (начато в 1440) была впервые в итал. зодчестве творчески осмыслена и оригинально истолкована античная ордерная система. В базиликах Б. разделил нефы колоннами, несущими аркады, и расчленил пилястрами стены, стройность вертикальных элементов ордера усилена помещенными над капителями отрезками антаблемента.
Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти, 1424-1445) рядом с ц. Сантиссима-Аннунциата - ансамбль, необычный с т. зр. типологии и композиции средневек. архитектуры. Сложный комплекс, объединивший жилые, хозяйственные и культовые помещения, строится вокруг центрального двора. Б. украсил фасад галереей, широкие арки к-рой опираются на тонкие колонны, связал здание с площадью, придал его монументальному облику легкость и открытость. Композиционный замысел, ясно отражающий общественное назначение сооружения, простота форм и четкость пропорций напоминают зодчество античной Греции.
Б. приписывается также создание камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420-1442) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) ц. Санта-Мария дельи Анджели (начата ок. 1434). Б. много работал и как строитель укреплений (гл. обр. в Пизе).