Александр Иванович (наст. фамилия Сегенюк; 17.05. 1885, с. Копытово Влодавского у. Седлецкой губ.- 9.09.1937, Иваново), один из организаторов и идеологов обновленчества. Род. в семье псаломщика, окончил Волынскую ДС (1906), затем СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Православные монастыри на Волыни (до перехода в унию)» (1910), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре рус. гражданской истории. Во время учебы в академии в рамках деятельности Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви посещал Спасо-Петровскую мануфактуру, проводил беседы на заводах и за короткое время приобрел популярность в рабочей среде. 23 мая 1911 г. назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Холмскую ДС, по-видимому, по назначению не поехал. С 20 сент. 1911 г. священник церкви при железнодорожной ст. Кибарты Варшавской епархии (ныне Кибартай, Литва), в то же время служил законоучителем в гимназии в г. Вержболово (ныне г. Вирбалис, Литва). 18 окт. 1914 г. назначен преподавателем философии в Саратовскую ДС (по-видимому, не поехал), в нояб. того же года - помощником смотрителя Варшавского ДУ, в мае 1915 г. переведен в Виленское ДУ.
В 1915 г. эвакуировался в Петроград, где был определен священником к ц. св. Марии Магдалины при уч-ще лекарских помощниц и фельдшериц, но вскоре получил назначение в г. Колпино (Царскосельского у. С.-Петербургской губ.) и был утвержден 3-м священником Троицкой ц. (с 29 марта 1918 собор) при Ижорском заводе. С кон. 1915 г. исполнял обязанности настоятеля (утвержден в должности 16 февр. 1916), в 1921 г. возведен в сан протоиерея. Обладая хорошими организаторскими способностями, свящ. Александр Сегенюк развернул в приходе большую просветительскую и благотворительную деятельность. Во время его настоятельства в Троицкой ц. появились ночные моления, проводились лекции и диспуты на церковно-общественные темы; были организованы бесплатная столовая, детский союз, приходские кооператив и суд, пасека и огород. (Подобное оживление приходской жизни было характерным явлением в Петроградской епархии при митр. св. Вениамине (Казанском)). До Октябрьской революции 1917 г. Б. состоял гласным Колпинской городской думы. В 1916 г. по предложению Варшавского архиеп. Николая (Зиорова) сменил фамилию Сегенюк на Б.
В нач. 1917 г. Б. был назначен священником в 23-ю артиллерийскую бригаду, вскоре возвращен настоятелем в Колпино. 26 апр. (3 мая?) 1917 г. награжден наперсным крестом от Синода. В 1917 г. назначен проповедником в 12-ю армию, затем в 1-ю, в том же году освобожден от обязанностей проповедника. С 23 авг. 1917 г. состоял членом духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. В 1917 г. редактировал «Вестник военного и морского духовенства».
В марте 1917 г. Б. стал товарищем председателя Всероссийского союза демократического духовенства и мирян; тогда же он организовал при колпинском храме группу «Друзей церковной реформации», состоявшую в основном из социалистически настроенной молодежи. После 1917 г. Б. указывал в анкетах, что по своим политическим взглядам является христ. социалистом: он выступал против единоличной власти, смертной казни, сословного деления общества и частной собственности на землю, был сторонником свободы совести. В брошюре «Церковь и демократия» (1918) характеризовал положение Церкви в дореволюционной России как «порабощение государственной властью». В 1918 г. Б. входил в редакцию духовно-лит. издания для храма, семьи и школы ж. «Божия нива» (сотрудниками редакции также были буд. обновленцы священники А. И. Введенский, Е. Х. Белков и др.). В 1919 г. был членом комиссии «прогрессивного» духовенства при Наркомате юстиции и епархиальных комиссий по передаче церквей Военного и морского ведомства Петроградской епархии и по борьбе с неверием. С 12 авг. 1920 г. преподавал пастырское богословие в петроградском Богословском ин-те. Весной 1921 г. в рамках организованных епархией еженедельных апологетических бесед для народа провел в Казанском соборе одну из первых бесед на тему «Воскресение Иисуса Христа». В публичных диспутах, проводившихся властями в 1922 г. в ходе антирелиг. кампании, выступал с апологией веры. В 1920 г. вместе с протоиереями А. И. Введенским и Н. Чуковым (см. Григорий (Чуков)), профессорами Н. Егоровым и мч. Юрием Новицким организовал «Правление общества приходских советов», к-рое играло важную роль в церковной жизни Петрограда (закрыто в 1922). Являясь председателем комиссии «Правления» по церковной дисциплине, пропагандировал радикальную реформу богослужения.
20 июля 1921 г. по постановлению Детскосельского уездного политбюро Б. был арестован. М. Горький обратился к В. И. Ленину с ходатайством об освобождении Б., под к-рым подписалось 1400 чел., в т. ч. немало коммунистов. Зам. председателя ВЧК И. С. Уншлихт на запрос Ленина о причинах ареста ответил, что в течение последних лет Б. занимался контрреволюционной деятельностью, и «кроме того установлено, что в 1915-1916 гг. он имел близкое отношение к охранке. Освобожден быть не может». В предъявленных обвинениях («злостная агитация против советской власти и провокации») Б. виновным себя не признал. 14 авг. 1921 г. в тюрьме он написал заявление властям, в к-ром просил дать ему «возможность приложить свою энергию... к святому делу помощи голодающим... не смешивать его в одну кучу с контрреволюционными попами». Б. уверял, что его «нужно поставить на положительную работу, к-рой он с избытком загладит свою вину, если она усмотрена» и «если нужны еще какие-нибудь гарантии и подписки, он охотно даст их» (Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-82322. Л. 89-89 об.). Президиум Петроградской губернской ЧК 3 сент. 1921 г. приговорил Б. к 1 году принудительных работ и высылке из Петроградской губ., но, по-видимому, приговор был пересмотрен, и 31 окт. того же года Б. освободили.
С момента возникновения обновленческого раскола Б. являлся одним из его руководителей и ведущих идеологов. Сразу после издания 23 февр. 1922 г. декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей Б. начал выступать с докладами и проповедями, в к-рых призывал подчиниться декрету. 29 марта Б. подписал декларацию о помощи голодающим «Петроградской группы прогрессивного духовенства», ставшей впосл. центром обновленческого движения в стране. В апр. 1922 г. Б. (вместе с прот. А. И. Введенским) выполнял обязанности полномочного представителя Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского) на переговорах с Петроградской комиссией помощи голодающим. Подпись Б. стоит под «Письмом 12 священников», опубликованным 6 апр. в газ. «Петроградская правда». Письмо содержало обвинения в адрес «части петроградского духовенства» в «контрреволюционности», нежелании помочь страдающемуот голода населению Поволжья. Свою позицию Б. разъяснил в программной статье, опубликованной в «Петроградской правде» (№ 84 от 14 апр. 1922), где заявил, что церковные деятели, оказывающие в той или иной форме сопротивление изъятию ценностей (по-видимому, имеется в виду послание Патриарха свт. Тихона от 28 февр. 1922), «клевещут на каноны» и являются гос. преступниками. На Петроградском процессе против духовенства и мирян, обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей (29 мая - 5 июля 1922), Б. выступил в качестве свидетеля обвинения. Он квалифицировал действия петроградского духовенства как преступление против советской власти, причиной кровавых эксцессов, происшедших в нек-рых городах в ходе изъятия ценностей, назвал упомянутое выше послание свт. Тихона.
В мае 1922 г. Б. отказался ехать в составе делегации петроградских обновленцев в Москву к находившемуся под домашним арестом Патриарху Тихону с целью убедить его передать обновленцам высшую церковную власть. К сформированному к 18 мая обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ) отнесся сдержанно, но вскоре признал его полномочия. Троицкий собор в Колпине стал обновленческим, но Б. предоставил сторонникам Патриарха Тихона возможность служить в приделе Троицкого собора и принимать там епископов Патриаршей Церкви. Отлучение от Церкви, наложенное Петроградским митр. Вениамином (Казанским) на протоиереев А. И. Введенского и В. Д. Красницкого и свящ. Е. Х. Белкова 28 мая 1922 г., распространялось и на всех присоединявшихся к ним, в т. ч. на Б., к-рый никогда не прерывал литургического общения с отлученными. В авг. 1922 г., сразу после создания еп. Антонином (Грановским) «Союза церковного возрождения», Б. объявил о своей принадлежности к этой обновленческой орг-ции. В окт. 1922 г. Петроградский комитет «Союза» заявил о своей независимости и об учреждении «Союза общин древлеапостольской Церкви» (СОДАЦ), во главе к-рого вместе с Введенским встал Б.
В кон. 1923-1924 г. Б. был активным сторонником примирения обновленцев с Патриархом Тихоном, вступал по этому поводу в контакт с еп. сщмч. Иларионом (Троицким). Но уже на 2-м обновленческом «соборе» (1925) заявил, что «мир с тихоновцами невозможен», резко критиковал саму идею Патриаршества, обвинял Патриарха в неправильной церковной политике после издания властями декрета об отделении Церкви от гос-ва.
С 1923 г. Б. являлся членом обновленческого Синода (с 8 мая) и Петроградского епархиального управления (впосл. председатель Ленинградского епархиального управления), с 1925 (1927?) г. имел сан «протопресвитера». В 1924-1930 гг. был настоятелем обновленческого кафедрального Спасо-Сенновского Успенского собора, в янв.-авг. 1926 г.- также настоятелем Исаакиевского собора. В 1924-1930 гг. преподавал гомилетику в связи с пастырством в обновленческом Ленинградском богословском ин-те, где состоял профессором. 4 апр. 1925 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации, в кон. мая освобожден. С 16 апр. 1926 г. входил в обновленческий Центральный миссионерский совет; с 22 нояб. 1927 г. являлся членом, с 24 дек.- секретарем комиссии обновленческого Синода по исправлению богослужебных текстов, занимался переводом Часослова на рус. язык.
Популярность Б. вызывала недовольство советских властей и зависть собратьев-обновленцев (напр., «архиепископа Гдовского» Н. Ф. Платонова, к-рый часто выступал против Б. устно и в печати). В нояб. 1931 г. Б. был откомандирован в г. Кинешма Ивановской обл., с дек. того же года служил там постоянно. В 1933 г. «митр.» Александр Введенский, «архиеп.» Георгий Жук и др. обновленческие «архиереи» «хиротонисали» Б., состоявшего в браке, во «еп. Ивановского и Кинешемского». В том же году он был возведен в сан «архиепископа», в 1935 г.- «митрополита» Иваново-Вознесенского.
В сер. 30-х гг. Б. пришел к выводу о необходимости прекращения борьбы с митр. Сергием (Страгородским) и вернулся к идее примирения с Патриаршей Церковью. В дек. 1934 г. Б. направил письмо каноническому Ивановскому митр. Павлу (Гальковскому), в к-ром призывал к прекращению внутрицерковной борьбы и объединению усилий ввиду надвигавшейся угрозы физического уничтожения Церкви.
17 марта 1936 г. Б. был арестован. Виновным себя в предъявленных обвинениях («создание и руководство контрреволюционной группой фашистски настроенного духовенства») не признал. Постановлением ОСО НКВД от 15 июля 1936 г. приговорен к 5 годам тюремного заключения, срок отбывал в Суздальской тюрьме. Постановлением тройки УНКВД по Ивановской обл. от 9 сент. 1937 г. приговорен к смертной казни, расстрелян в тот же день.