Иван Яковлевич (4.08. 1876, пос. Тарховка под С.-Петербургом - 7.02.1942, Ленинград), рус. живописец, театральный художник, график. Происходил из старинного купеческого рода, упоминаемого в XVI в., во времена царствования Иоанна Грозного, и приобретшего известность в нач. XVII в. благодаря именитым купцам, обосновавшимся в Калуге (портрет прадеда художника - Я. И. Билибина - в ГЭ, худож. Д. Г. Левицкий).
В 1896 г. Б. с серебряной медалью окончил 1-ю с.-петербургскую гимназию, затем поступил на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та (1896-1900). В 1895-1898 гг. посещал Школу Императорского об-ва поощрения художеств. В 1898 г. занимался в Мюнхене в студии проф. А. Ажбе (Ашбе). В сент. того же года поступил в школу-мастерскую кнг. М. К. Тенишевой в класс И. Е. Репина, через 2 года перешел вольнослушателем в мастерскую Репина в Высшее художественное уч-ще Академии художеств (1900-1904). С 1900 г. сотрудник ж. и член объединения «Мир искусства», одновременно представлял свои работы на выставках товарищества.
В поисках национального рус. стиля Б. обратился к изучению деревянной архитектуры Севера, вышивки, кружева, резьбы по дереву, рукописных и старопечатных книг, иконописи. В определении направления его работы значительную роль сыграло творчество художников «абрамцевского кружка» В. М. Васнецова и Е. Д. Поленовой, особенно их выставка 1899 г. в С.-Петербурге. Однако работы Б. отличались свойственной рус. модерну графичностью, яркостью и декоративностью, художник использовал в них достижения совр. европ. графики (О. Бёрдсли) и японской ксилографии. Важную роль в развитии стиля Б. сыграло изучение рус. этнографии в Тверской губ. (в усадьбе Егны Весьегонского у.) и поездка в 1903-1904 гг. в Вологодскую, Архангельскую и Олонецкую губернии по поручению этнографического отдела Русского музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников старины (часть зарисовок памятников древнерус. зодчества была выпущена общиной св. Евгении Красного Креста в виде открыток).
Известность Б. принесли циклы иллюстраций к рус. народным сказкам («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна» и др.), к сказкам А. С. Пушкина («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»), изданным в 1901-1910 гг. Эти циклы стали в ряд высших достижений мировой книжной графики.
Яркий талант Б. проявился и в его театральных эскизах к операм Н. А. Римского-Корсакова («Снегурочка», 1905; «Золотой петушок», 1909), М. П. Мусоргского («Борис Годунов», 1908), к драмам Лопе де Вега («Фуэнте Овехуна», 1911) и Педро Кальдерона («Чистилище св. Патрика», 1911) и др.
В 1907 г. Б. приглашен в Школу Императорского об-ва поощрения художеств для преподавания в классах графики и композиции, к-рые он вел вплоть до 1917 г. С 1916 г. Б. избран председателем Комитета об-ва «Мир искусства» и включен в список художников, представляемых к званию академика.
В 1917 г. переехал в Крым, в Батилиман, в 1920 г. эвакуировался в Каир, где выполнял заказы греч. колонии на написание панно для частных особняков. В 1921 г. для греч. Госпитальной ц. в Каире им был написан иконостас. Основными образами картин Б. после путешествия летом 1924 г. по Сирии и Палестине стали Гефсиманский сад, Геннисаретское оз., Тивериада. Тогда же вместе с семьей Б. посетил мон-ри св. Саввы и св. Георгия Хозевита, к-рым посвятил отдельные живописные работы. Осенью 1924 г. Б. переехал в Александрию, где в дек. 1924 - янв. 1925 г. организовал персональную выставку произведений егип. периода. Для сир. правосл. храма он создал эскизы фресок и иконостаса, декорировал стены.
В авг. 1925 г. Б., получив ряд предложений от парижских изд-в, переехал во Францию. Стал одним из организаторов об-ва «Икона» в Париже (1925). В 1927 г. создал эскизы фресок и иконостаса и расписал вместе со старшим сыном Александром правосл. церковь на Ольшанском кладбище в Праге (архит. В. А. Брандт).
В сент. 1936 г. Б. вернулся в Ленинград, где ему было предложено место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств. 23 июля 1939 г. Высшая аттестационная комиссия утвердила Б. в звании профессора и степени д-ра искусствоведческих наук. Скончался 7 февр. 1942 г. в блокадном Ленинграде, откуда отказался эвакуироваться.