[итал. Bellini], семейство итал. художников XV в., представителей венецианской школы живописи.
(между 1390 и 1400, Венеция - ок. 1470/71, там же), основатель династии, ученик готического мастера Джентиле да Фабриано. В нач. 20-х гг. XV в. посетил Флоренцию, где познакомился с живописью новой эпохи. Большинство его монументальных работ и портретов не сохранились и известны только по описаниям современников. Наиболее значительные - фреска «Распятие» из кафедрального собора в Вероне (1436, погибла в 1759), циклы больших картин для духовно-благотворительных сообществ - скуол (Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста, Скуола ди Санта-Мария - 50-е гг. XV в., погибли в сер. XVIII в.). В наст. время известны ок. 20 небольших станковых работ и ок. 300 рисунков (Британский музей, Лондон; Лувр, Париж). Для ранних работ Якопо Б. характерно влияние Джентиле да Фабриано (Мадонна с Младенцем, 30-е гг. XV в., Академия Каррара, Бергамо; Мадонна с Младенцем, собр. Канеола, Гадзера; «Алтарь Благовещения», нач. 40-х гг. XV в., ц. Сант-Алессандро, Брешиа), проявляющееся в изысканных линиях одежд, в тяге к броскому орнаменту, в обилии золота в цветовой гамме, составляющее стиль «интернациональной» готики. В композиции «Мадонна с Младенцем и донатором» (ок. 1430, Лувр, Париж) заметен архаичный подход в построении пропорций, изображению Мадонны противопоставлена крошечная фигура донатора. В то же время в рисунках часто видна тонкая светотеневая моделировка форм и рационально выстроенная перспектива («Проповедь св. Иоанна Крестителя, ок. 1430, Лувр). В живописи эти черты проявляются с сер. 40-х гг. XV в. В картине «Мадонна с Младенцем» (1453, музей г. Лос-Анджелес, США) заметно композиционное сходство с рельефом мастера «нового направления» Донателло «Мадонна Пацци», окончательный разрыв с готической традицией характерен для работ «Распятие» (40-е гг. XV в., музей Кастельвеккьо, Верона) и «Св. Иероним в пустыне» (ок. 1460, там же).
(1429, Венеция (?) - 1507, там же), старший сын Якопо Б., названный, вероятно, в честь Джентиле да Фабриано. Офиц. живописец Венецианской республики, с его именем связано зарождение в венецианской живописи исторической картины и парадного портрета. Наиболее значительная работа - парадные изображения венецианских правителей в зале Большого совета Дворца дожей (1474 - сер. 80-х гг. XV в., не сохр.); интересны частично уцелевший цикл портретов тур. султана Мехмеда II и его придворных (1479-1481, Национальная галерея, Лондон), выполненный художником во время путешествия в К-поль в составе офиц. делегации Венеции в 1479-1481 гг., и портрет правительницы Кипра Катерины Корнаро (1500, Национальная галерея, Будапешт). Религ. живопись Джентиле Б. создавалась в основном для помещений венецианских скуол. В этих работах сложился характерный для художника тип многофигурной композиции, в к-рой библейский сюжет показан в контексте архитектурных и бытовых реалий, совр. художнику Венеции («История Св. Креста», ок. 1500, Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста; «Проповедь Св. Марка в Александрии», 1492, Пинакотека Брера, Милан). Четкий, порой жесткий рисунок при подробной повествовательности и изысканном колорите - влияние ведущего мастера падуанской школы Андреа Мантеньи (мужа дочери Якопо Б.).
(ок. 1430-1432, Венеция - 1516, там же) получил художественное образование в мастерской отца, унаследовав от него связь с падуанской и тосканской традициями. Подобно старшему брату, испытал сильное влияние А. Мантеньи («Моление о чаше», 1459, Национальная галерея, Лондон; «Сретение», 50-е гг. XV в., Галерея Куэрини-Стампалия, Венеция).
На творчество Джованни Б. оказала также воздействие нидерландская школа, что нашло отражение как в методах работы (тщательный подготовительный рисунок по грунту с проработкой светотени), так и в обращении к технике масляной живописи. В основном художником разрабатываются темы «Мадонна с Младенцем» и «Оплакивание Христа» (Pietа). В ранних изображениях Богородицы нередко используются иконографические мотивы визант. и критской иконописи («Мадонна с греческой надписью», 70-е гг. XV в., Пинакотека Брера, Милан; «Мадонна с Младенцем», 1455, Пинакотека Маласпина, Павия), строгая композиция иконописного типа сочетается с тонкой проработкой объема фигур светотенью, духовная сосредоточенность образа наполнена эмоциональной мягкостью. Для зрелых работ художника характерно углубление созерцательного начала и создание отдельной иконографии - sacra conversatione (лат.- священное собеседование): Богородица с Младенцем на троне в окружении святых и ангелов («Алтарь Сан-Джоббе», ок. 1480, Галерея Академии, Венеция; Триптих из ц. Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция, 1488; «Мадонна со святыми и дожем Агостино Барбариго», 1488, ц. Сан-Пьетро Мартире, Мурано; «Алтарь Сан-Дзаккариа», 1505, ц. Сан-Дзаккариа, Венеция; «Sacra conversazione», 80-е гг. XV в., Галерея Академии, Венеция). Этим композициям близка одна из самых загадочных картин мастера «Священная аллегория» (1490-1500-е гг., Галерея Уффици, Флоренция). Большинство работ на тему «Pieta» создано на основе визант. иконографии, наиболее интересный вариант - композиция из «Алтаря Пезаро» (70-е гг. XV в., городской музей, Пезаро): фигура Христа, поддерживаемая св. Никодимом, Иосифом Аримафейским и Марией Магдалиной, наделена большой пластической выразительностью. Ранние работы (Pieta, 1460, музей Польди-Пеццоли, Милан; Pieta, 60-е гг. XV в., Пинакотека Брера, Милан) отличаются экспрессией и графической четкостью рисунка (влияние Мантеньи) (Pieta, 1505, Галерея Академии, Венеция).В творческом наследии семейства Б. есть также совместные работы: композиция «Pieta со святыми Марком и Николаем» (1472, Дворец дожей, Венеция), «Алтарь Гаттамелаты» (1460, кафедральный собор в Падуе), от к-рого сохранились только небольшие фрагменты нижней части алтарного полиптиха.