[Варфоломей; эфиоп. ], эфиоп. митр. (1399-1436), прибывший в страну в царствование царя Давита I (1380-1412), когда Эфиопскую Церковь раздирали споры о том, следует ли праздновать субботу, как это заповедано в ВЗ. Эту т. зр. отстаивали т. н. евстафиане, последователи эфиоп. св. Эустатевоса (Евстафия) (1273-1352), к-рых возглавлял в то время Филиппос, настоятель Дэбрэ-Бизанский. Их противников возглавлял акабэ-саат Царака Берхан, настоятель Хайкского озерного мон-ря. По прибытии митрополита вопрос был вынесен на его решение. Б., твердо придерживаясь т. зр. Александрийского Патриархата, в 1400 г. запретил субботствование, отлучил евстафиан от Церкви и отказался их рукополагать в саны диакона и иерея. Филиппос Дэбрэ-Бизанский был сослан на остров на оз. Хайк под присмотр Цараки Берхана, близкого друга царя Давида. Царь от участия в решении этого вопроса дипломатично уклонился. Действия митрополита лишь усугубили раскол: евстафиане отказались допускать священников противной партии в свои храмы и мон-ри и впали в беспоповство. Этот раскол серьезно угрожал единству Эфиопской Церкви и спокойствию в стране. Царь Давид решился вмешаться. Митр. Б. был непоколебим в своей оппозиции субботствованию и пользовался поддержкой Цараки Берхана, весьма влиятельного в монашеских кругах. В 1403 г. Царака Берхан умер, и через год царь ради достижения гражданского мира своим указом даровал евстафианам свободу субботствования и возвратил их из изгнания. Мира он не достиг, но престиж митрополита был значительно подорван. Тем не менее Б. твердо противостоял празднованию субботы в офиц. Церкви, и царь Зара Якоб (1434-1468), сын царя Давида, ввел его только после смерти Б.