Федор Алексеевич (1812, с. Загарье Богородского у. Московской губ.- 26.05.1874, с. Владыкино Московского у., ныне в черте Москвы), регент Чудовского хора, учитель церковного пения, автор духовно-муз. сочинений. Сын сельского дьячка. В 1820 или 1821 г. был взят из 1-го класса Заиконоспасского ДУ в хор Московского митрополита, называвшийся Чудовским. Пребывание в хоре в качестве певчего-солиста завершилось к 18 годам, после чего Б. оставили там же учителем малолетних певчих. В 1835 г. Б.- походный регент отд-ния хора, сопровождавшего свт. Филарета (Дроздова) в поездках в С.-Петербург, где Б. слушал пение капеллы гр. Д. Н. Шереметева, пользовался советами по теории музыки одного из опытных певчих этой капеллы и перенял манеру постановки хорового дела у дирижера капеллы П. А. Сапиенцы. В Москве Б. брал уроки теории у учителя музыки при Московском ун-те Д. Н. Кашина и совершенствовался в игре на скрипке под рук. капельмейстера Большого театра И. И. Иоганниса. В 1846 г. Б. выдержал экзамен на звание регента в Придворной певческой капелле. Еще в 1840 г. митр. Филарет, оценивший умелое управление отд-нием, назначает Б. регентом Чудовского хора. В течение 34 лет Б. руководил митрополичьим хором при постоянном внимании и поддержке со стороны митрополита. За это время Чудовский хор достиг большого совершенства в искусстве церковного пения благодаря великолепному подбору голосов и тщательнейшей репетиционной работе, приобрел славу образцового и стал самым популярным и любимым у москвичей. Пение хора под упр. Б. отличалось стройностью, выдержанностью стиля и молитвенным настроем, простотой и в то же время изяществом, глубоким пониманием богослужебного текста исполнителями. Хор пел на службах митрополита в Чудовом мон-ре, в различных храмах Москвы, в домовой церкви митрополита на Троицком подворье; с 1843 г. участвовал в богослужениях и в 2 ежегодных службах в церкви Шереметевского странноприимного дома, а с 50-х гг. XIX в. стал петь (отд-ниями) по приглашению в различных приходах: в храмах Успения на Могильцах, Никиты мученика на Ст. Басманной, Троицы на Грязех, Троицы на Арбате и др. Хор при Б. исполнял старый певч. репертуар: от произведений М. С. Березовского, Б. Галуппи, А. Л. Веделя, Д. С. Бортнянского, С. А. Дегтярёва до сочинений прот. П. Турчанинова, А. Ф. Львова, А. П. Есаулова, прот. М. Виноградова и Н. И. Бахметева. В 1863 и 1867-1868 гг. при участии объединенного хора из чудовских и синодальных певчих под упр. Б. в Москве состоялись первые 3 концерта духовной музыки, вызвавшие колоссальный интерес у любителей церковного пения. При Б. из Чудовского хора вышла плеяда молодых регентов, его учеников: С. А. Смирнов (буд. старший учитель пения в Придворной певч. капелле), П. И. Сахаров, П. А. Скворцов и А. Е. Светлов, руководившие хором в последующие годы. Б. занимался композицией нерегулярно, подчеркивая, что сочиняет исключительно для своего хора; тем не менее его духовно-муз. сочинения расходились в копиях по московским храмам. Биографу регента Н. Г. Зипалову удалось собрать 28 из 40 сочинений Б. и опубликовать их на свои средства в 1914 г. в Петрограде в виде сборника и отдельными номерами. Сочинения и переложения Б., написанные звучно и неск. размашисто, скорее шаблонны, чем оригинальны, не отличаются выдержанным стилем и композиторским чутьем; они вполне в духе его времени, хотя им далеко до лучших образцов.