[франц. Astruc] Жан (19.03.1684 - 5.05.1766), франц. проф. медицины в Тулузе, Монпелье и Париже; с 1730 г. личный врач Людовика XV; автор ряда важных для своего времени работ по медицине и 2 трактатов о бессмертии (1755). В истории библейской науки известен тем, что был одним из первых авторов документарной гипотезы (см. ст. «Пятикнижие»). В 1753 г. А. анонимно опубликовал свой труд о предполагаемых источниках, к-рыми мог пользоваться Моисей при составлении кн. Бытия («Conjectures sur les mémoires dont il paroit que Moyse s'est servi, pour composer le livre de la Genèse»). Намерение А. было в первую очередь апологетическое - он хотел привести доказательства в пользу того, что кн. Бытия восходит к Моисею, против возражений Т. Гоббса, Б. Спинозы и др., выявивших в книге целый ряд повторов, неувязок, противоречий и пр. Не будучи, видимо, знаком с работами Х. Б. Виттера (Jura Israelitarum), где отмечалось, что христ. библеистика этого времени уже была знакома с представлением об источниках, к-рые мог использовать Моисей, А. в своей работе объясняет (замечено, впрочем, уже Тертуллианом и блж. Августином) изменение имен Божиих (Элохим и Иегова) в кн. Бытия слиянием 2 источников (mémoires), совпадающих по содержанию, но отличающихся использованием имен Божиих. 1-й источник («mémoire A.»), обнаруживаемый в Быт 1, вводит имя Божие Элогим. 2-й («mémoire B.») в Быт 2 и 3 называет Бога Израиля именем Иегова. Материал, к-рый не подходил ни под один из этих источников, А. разделил еще на 10 рубрик, также обозначив их лат. буквами (от C до M). Согласно гипотезе А., Моисей расположил эти документы в виде 4 параллельных колонок. Сказания об одних и тех же событиях соседствовали, не смешиваясь, но поздние переписчики частично нарушили этот порядок, чем и объясняются анахронизмы и повторы в священном тексте.
Исследования А. были продолжены И. Г. Эйхгорном, он распространил тезис о 2 основных (различающихся употреблением имени Бога) и неск. фрагментарных, второстепенных источниках на все Пятикнижие, при этом также настаивая на авторстве Моисея. Работа А. оказала решающее влияние на исследование Пятикнижия в XIX в., его идеи в классическом виде нашли выражение в концепции Ю. Велльгаузена.