Асматико́н [Азматикон; греч. ̓Ασματικόν], визант. богослужебная певч. книга. Содержит песнопения, предназначенные для исполнения хором певчих в отличие от книги Псалтикон, где собраны песнопения для певца-солиста (псалта). Эти 2 типа рукописей взаимно дополняли друг друга: напр., при респонсорном пении 1-я часть псалмового стиха, предназначенная для исполнения соло, могла быть помещена в Псалтиконе, а 2-я, для хора,- в А.
Состав А.: тропари пророчеств на великой вечерне под Рождество Христово «Λαθὼν ἐτέχθης ὑπὸ τὸ σπήλαιον» ( ) и «̓Ανέτειλας Χριστὲ ἐκ παρθένου» ( ) и Богоявление «̓Επεφάνης ἐν τῷ κόσμῳ» ( ) и «῾Αμαρτωλοῖς καὶ τελώναις» ( ), прокимны, ипакои, аллилуиарии, антифоны литургии и причастны (Псалтикон содержит помимо этих песнопений кондаки, Трисвятое, херувимские и входные стихи).
Мелос песнопений, помещавшихся в А. и Псалтиконе, различался по стилю и мелодической развитости, в соответствии с особенностями исполнения: более искусный для сольного исполнения и простой для хорового. Различие стилей иногда отражалось в надписании разделов песнопений с помощью слов «τοῦ ἀσματικοῦ» (Асматикона) или «τοῦ ψαλτικοῦ» (Псалтикона). Каждый из стилей имел свою ладовую и мелодическую традицию с соответствующей совокупностью характерных мелодических формул. Песнопения А. также отличались присутствием в них внетекстовых вставок (χε-χε), использовавшихся для расширения мелизматических украшений.
А. как тип певч. рукописи не имел широкого распространения. Самые ранние списки А. относятся ко 2-й пол. XII в., однако в них отражена древняя к-польская певч. традиция, восходящая к VIII-IX вв. Известно только 6 А., написанных после 1225 г. К 1-й пол. XIV в. в греч. рукописной традиции произошло объединение Псалтикона и А. в смешанный вид певч. книги, названной Аколуфии.
К. Флорос определил 2 различных типа А.: чистый и смешанный. В первом песнопения были распределены по 5 разд., лучше всего представленным в итало-греч. рукописях 2-й пол. XII в. (Crypt. Γ. γ. 1, Γ. γ. 6 и Γ. γ. 7), в к-рых наблюдается наиболее стабильный порядок следования этих разделов (менее последовательно это видно в визант. рукописях Ath. Laur. Γ. 3 (кон. XII в.) и Kastoria 8 (нач. XIV в.)), а именно: 1) ипакои и причастны октоиха; 2) ипакои важнейших праздников и тропари на вечерне Рождества Христова и Богоявления; 3) прокимны; 4) различные песнопения обихода; 5) причастны великих праздников.
Смешанный тип А. включал корпусы песнопений как для хора, так и для солиста. В А. и Псалтиконе репертуар часто дублировался, в результате сформировалась новая компиляция, к-рая отражает певч. практику большого мон-ря, по-видимому Сан-Сальваторе в Мессине (см. также Мессинский Типикон). Этот тип А. лучше всего представлен 3 рукописями: Mess. 129 (нач. XIII в.), Crypt. Γ. γ. 5 (1225) и Vat. gr. 1606 (нач. XIII в.), каждая из к-рых имеет свои особенности в содержании и строении. В смешанном типе А. песнопения каждой категории были расположены в порядке следования праздников богослужебного года. Самый обширный репертуар содержится в рукописи Mess. 129, наиболее органично объединившей содержание А. и Псалтикона.