Виктор Ипатьевич (1.10.1813, Воронеж - 18.05.1879, С.-Петербург), писатель, журналист, историк. Род. в семье священника. Учился в Воронежской ДС, затем в КДА, к-рую окончил в 1839 г., в 1840 г. получил степень магистра богословия и словесных наук и был назначен в академии бакалавром (адъюнкт-профессором), преподавал польск. и нем. языки, с 1841 г. - патрологию. С 1846 г., уволившись из академии, жил в доме ген.-губернатора Юго-Зап. края Д. Г. Бибикова и был воспитателем его родственника. В 1846-1849 гг. служил советником Волынского губернского правления в Житомире, в 1849-1851 гг.- совестным судьей и председателем гражданской палаты в Каменец-Подольске. В 1851 г. вышел в отставку, поселился в Киеве, с 1857 г.- в С.-Петербурге. В 1850-1851 гг. А. пережил внутренний кризис: юношеский скептицизм, критическое отношение к отдельным сторонам церковной жизни (духовному образованию, монашеству, постам и др.), определенное политическое свободомыслие уступили место консервативно-охранительному мировоззрению.
С 1839 г. А. публиковал заметки и стихи в ж. «Воскресное чтение», затем - в «Маяке» и «Москвитянине». В 1846 г. издал «Краткое начертание истории русской литературы», содержавшее характеристики рус. писателей - церковных и светских, и сб. «Стихотворения», подвергшийся критике за эклектичность и подражательность. Малооригинальны были также пьесы А. «Пансионерка» (1848) и «Марфа Посадница, или Падение Новгорода» (1870). Нек-рую лит. известность А. принес роман «Асмодей нашего времени» (1858), главный герой к-рого (Пустовцев) по замыслу автора был воплощением атеизма и крайней безнравственности. По убеждению А., гипертрофированное изображение порока должно было предохранить читателя от пагубного воздействия распространявшихся в рус. об-ве скептицизма и нигилизма. Положительный герой изображен А. в «Записках звонаря» (1862) - это «косноязычный» и «невзрачный» «маленький человек», благочестие и смирение к-рого возвышают его над окружающими.
Больший интерес, нежели художественные произведения, представляют исследования А. по истории Православия на Украине: «В. Г. Григорович-Барский, знаменитый путешественник XVIII в.», «Киев с древнейшим его училищем Академиею» и «История Киевской Духовной Академии по ее преобразовании в 1819 г.». В 2 последних работах история КДА рассмотрена в контексте общей политической и церковной жизни на Украине, описание событий дополнено биографиями укр. архиереев, ректоров КДА, духовных писателей и др.
В 1858-1877 гг. А. издавал еженедельник «Домашняя беседа» (до 1866 «Домашняя беседа для народного чтения»), задачей к-рого была защита Православия и консервативных начал против атеизма и либерализма. Журнал вел активную полемику с любыми проявлениями атеизма, нигилизма, западничества, либерализма и революционности в рус. периодике и лит-ре, в т. ч. церковной (А. полемизировал с архим. Феодором (Бухаревым), свящ. Н. А. Сергиевским). Публицистический отдел ж. «Блестки и изгарь» (с 1860) пользовался популярностью у читателей самых различных убеждений и вызывал многочисленные отклики в периодических изданиях. Издание «Домашней беседы» прекратилось в 1877 г. в связи с болезнью А. (последние полтора года своей жизни он провел в отд-нии для душевнобольных Петропавловской больницы). А. критиковали А. И. Герцен, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, сочувственно о нем отзывались Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой и С. А. Нилус, назвавший А. «подвижником русского духа». А. похоронен в Троице-Сергиевой пуст. под С.-Петербургом.