Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АКСАКОВ
1, С. 410-411 опубликовано: 11 марта 2008г.


АКСАКОВ

Сергей Тимофеевич (20.09.1791, Уфа - 30.04.1859, Москва), рус. писатель, отец И. С. и К. С. Аксаковых.

С. Т. Аксаков
С. Т. Аксаков

С. Т. Аксаков
Род. в дворянской семье. Детство провел в Уфе и в имении отца Ново-Аксаково Оренбургской губ. В 1801-1805 гг. учился в Казанской гимназии, в 1805-1807 гг.- в Казанском ун-те, но курса не кончил. В университетские годы горячо увлекался театром, писал стихи для рукописных журналов. В 1808-1811 гг. служил в С.-Петербурге в Комиссии по составлению законов и Экспедиции о гос. доходах. В 1811 г. переехал в Москву. Занимался переводами («Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Школа мужей» Мольера, «Филоктет» Ф. С. Лагарпа), за к-рые в 1821 г. был избран в ОЛРС. После женитьбы жил в имении Ново-Аксаково (1816-1820), в 1820-1821 гг.- в Москве, в 1821-1826 гг.- в дер. Надёжино Оренбургской губ., с 1826 г.- снова в Москве. В 1827-1832 гг. служил цензором в Московском цензурном комитете. С 1833 г. инспектор Константиновского землемерного уч-ща в Москве, в 1835-1838 гг. директор Константиновского межевого ин-та. В 1839 г. вышел в отставку.

А. дебютировал в лит-ре басней «Три канарейки» (1812), затем опубликовал множество переводов, стихотворений, басен, театральных обзоров, критических статей. С кон. 20-х гг. дом А. стал одним из центров лит. жизни Москвы, на одной из аксаковских «суббот» в 1832 г. состоялось знакомство А. с Н. В. Гоголем. Завязавшаяся дружба продолжалась до смерти Гоголя (1852) и имела большое значение для обоих. А. считал Гоголя не только «великим писателем, но и вполне верующим христианином». Начиная с 40-х гг. на «субботах» в доме А. шли споры между западниками и славянофилами. Организационно славянофильство оформилось именно в доме А., сыновья к-рого Константин и Иван были ведущими идеологами этого направления. Творчество А. сопричастно славянофильскому мироощущению - вере в самобытность России, в духовное значение патриархальных устоев рус. жизни, однако А. занимал обособленную позицию, отвергал «поползновения к пропаганде», часто расходился со славянофилами в этических оценках.

В 1834 г. вышел в свет очерк «Буран», ставший предвестием пейзажно-описательной и автобиографической прозы А. После более чем десятилетнего лит. молчания, во 2-й пол. 40-х и в 50-х гг., были созданы и опубликованы основные произведения А., принесшие ему славу: «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858). В творчестве А. огромную роль играли личные впечатления, воспоминания, жизненный опыт, поэтому основные произведения писателя - «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» - находятся на грани между художественной прозой и лит-рой мемуарного характера. Богатая природа Оренбургского края на рубеже XVIII-XIX вв.- далекой российской окраины, где А. провел детские и отроческие годы,- патриархальная деревенская жизнь сформировали доминанту его мировоззрения и личности, отраженную во всем творчестве А.: стремление к простоте и естественности жизни, любовь к природе, общение с к-рой А. считал нравственно очищающим, критическое отношение к «искусственной» городской цивилизации и отвлеченной книжности. Центральные темы лит. произведений А.- преемственность поколений, единство человека и окружающей его жизненной среды, неизменность нравственных основ жизни - внутренне взаимосвязаны с присущим А. правосл. миропониманием, верой в богоустановленность жизнеустройства, нравственных норм человеческого общежития. Одно из последних произведений А.- «Встреча с мартинистами» (1859) - посвящено критике мартинизма и масонства с позиций рус. правосл. мировоззрения.

Несмотря на принципиальную чуждость к.-л. идеологии, творчество А. опирается на правосл. идеал соборности и созвучное народному сознанию антииндивидуалистическое мировоззрение. Источник зла и страданий А. видел в человеческом своеволии, гордыне, влекущих к безверию и эгоизму. В историю рус. лит-ры А. вошел как создатель ярких картин рус. «семейного быта», крестьянской и помещичьей жизни, глубоко отразивший отличительные черты рус. национального самосознания, их связь с правосл. культурой.

Соч.: ПСС. СПб., 1886. 6 т.; Собр. соч. СПб., 1909-1910. 6 т.; Собр. соч. М., 1955-1956. 4 т.; Собр. соч.: В 3 т. М., 1986.
Лит.: Анненков П. С. Аксаков и его «Семейная хроника» // Анненков П. С. Воспоминания и критические очерки. СПб., 1877. Т. 11; Острогорский В. П. С. Т. Аксаков: Крит.-биогр. очерк. СПб., 1891; Шенрок В. Сергей Тимофеевич Аксаков и его семья // ЖМНП. 1904. № 10-12; 1905. № 8-10; Миллер О. Русские писатели после Гоголя. СПб., 1909. Т. 3; Горнфельд А. Г. С. Т. Аксаков. СПб., 1912; Белоусов И. Писательские гнезда. М., 1930; Машинский С. И. С. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 19732; Войтоловская Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л., 1982; Анненкова Е. И. Гоголь и Аксаковы. Л., 1983; она же. Аксаковы. СПб., 1998; Durkin A. R. S. Aksakov and Russian pastoral. New Brunswuck, 1983; Кошелев В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850 гг.). Л., 1984; Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. М., 1987; Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 35-39; Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. М., 1994; Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
С. Н. Носов
Ключевые слова:
Писатели русские Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 – 1859), русский писатель
См.также:
АКСАКОВ Иван Сергеевич (1823-1886), писатель, публицист, издатель, идеолог славянофильства
АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства
АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик
АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.