Сергей Тимофеевич (20.09.1791, Уфа - 30.04.1859, Москва), рус. писатель, отец И. С. и К. С. Аксаковых.
Род. в дворянской семье. Детство провел в Уфе и в имении отца Ново-Аксаково Оренбургской губ. В 1801-1805 гг. учился в Казанской гимназии, в 1805-1807 гг.- в Казанском ун-те, но курса не кончил. В университетские годы горячо увлекался театром, писал стихи для рукописных журналов. В 1808-1811 гг. служил в С.-Петербурге в Комиссии по составлению законов и Экспедиции о гос. доходах. В 1811 г. переехал в Москву. Занимался переводами («Дон Карлос» Ф. Шиллера, «Школа мужей» Мольера, «Филоктет» Ф. С. Лагарпа), за к-рые в 1821 г. был избран в ОЛРС. После женитьбы жил в имении Ново-Аксаково (1816-1820), в 1820-1821 гг.- в Москве, в 1821-1826 гг.- в дер. Надёжино Оренбургской губ., с 1826 г.- снова в Москве. В 1827-1832 гг. служил цензором в Московском цензурном комитете. С 1833 г. инспектор Константиновского землемерного уч-ща в Москве, в 1835-1838 гг. директор Константиновского межевого ин-та. В 1839 г. вышел в отставку.А. дебютировал в лит-ре басней «Три канарейки» (1812), затем опубликовал множество переводов, стихотворений, басен, театральных обзоров, критических статей. С кон. 20-х гг. дом А. стал одним из центров лит. жизни Москвы, на одной из аксаковских «суббот» в 1832 г. состоялось знакомство А. с Н. В. Гоголем. Завязавшаяся дружба продолжалась до смерти Гоголя (1852) и имела большое значение для обоих. А. считал Гоголя не только «великим писателем, но и вполне верующим христианином». Начиная с 40-х гг. на «субботах» в доме А. шли споры между западниками и славянофилами. Организационно славянофильство оформилось именно в доме А., сыновья к-рого Константин и Иван были ведущими идеологами этого направления. Творчество А. сопричастно славянофильскому мироощущению - вере в самобытность России, в духовное значение патриархальных устоев рус. жизни, однако А. занимал обособленную позицию, отвергал «поползновения к пропаганде», часто расходился со славянофилами в этических оценках.
В 1834 г. вышел в свет очерк «Буран», ставший предвестием пейзажно-описательной и автобиографической прозы А. После более чем десятилетнего лит. молчания, во 2-й пол. 40-х и в 50-х гг., были созданы и опубликованы основные произведения А., принесшие ему славу: «Записки об уженье рыбы» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858). В творчестве А. огромную роль играли личные впечатления, воспоминания, жизненный опыт, поэтому основные произведения писателя - «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» - находятся на грани между художественной прозой и лит-рой мемуарного характера. Богатая природа Оренбургского края на рубеже XVIII-XIX вв.- далекой российской окраины, где А. провел детские и отроческие годы,- патриархальная деревенская жизнь сформировали доминанту его мировоззрения и личности, отраженную во всем творчестве А.: стремление к простоте и естественности жизни, любовь к природе, общение с к-рой А. считал нравственно очищающим, критическое отношение к «искусственной» городской цивилизации и отвлеченной книжности. Центральные темы лит. произведений А.- преемственность поколений, единство человека и окружающей его жизненной среды, неизменность нравственных основ жизни - внутренне взаимосвязаны с присущим А. правосл. миропониманием, верой в богоустановленность жизнеустройства, нравственных норм человеческого общежития. Одно из последних произведений А.- «Встреча с мартинистами» (1859) - посвящено критике мартинизма и масонства с позиций рус. правосл. мировоззрения.
Несмотря на принципиальную чуждость к.-л. идеологии, творчество А. опирается на правосл. идеал соборности и созвучное народному сознанию антииндивидуалистическое мировоззрение. Источник зла и страданий А. видел в человеческом своеволии, гордыне, влекущих к безверию и эгоизму. В историю рус. лит-ры А. вошел как создатель ярких картин рус. «семейного быта», крестьянской и помещичьей жизни, глубоко отразивший отличительные черты рус. национального самосознания, их связь с правосл. культурой.