[Персид. Khshayârshâ, евр. , греч. ̓Αρταξέρξης], имя персид. царя Ксеркса I (ок. 486-465 до Р. Х.) из династии Ахеменидов, употребляемое в синодальном переводе Книги Есфири под влиянием перевода LXX. В 1-й Книге Ездры он назван Ахашверош, правильно его имя указано в списке персид. правителей (1 Езд 6. 4). Ко времени Иосифа Флавия А. был ошибочно отождествлен со своим преемником Артаксерксом I (cм. Иуд. древн. XI 6, где перепутаны имена и деяния этих царей). Согласно Книге Есфири и др. источникам, А. отличался тщеславием, неуравновешенностью, стремлением поставить царскую власть выше любых нравственных норм (ср.: Геродот. История. VII 29, 38-39; VIII 118-119; IX 108-113). В 465 г. до Р. Х. был убит заговорщиками. А. ревностно утверждал зороастризм в качестве гос. религии Персии: в первые годы правления он обрушился с преследованиями на ряд чуждых ей культов: разорил храмы в Египте, Вавилонии, уничтожил святилища почитателей дэвов, насаждая культ Ахура-Мазды. К этому времени Книга Есфири относит намерение А. истребить всех иудеев Персидской державы, не осуществленное благодаря Есфири и Мардохею (ок. 483 до Р. Х.). Очевидно, преследования, к-рым царь намеревался подвергнуть евреев, стоят в одном ряду с проч. карательными мерами по отношению к культам, несовместимым с ахеменидской гос. религией. В Книге Есфири первоначальный замысел преследований иудеев приписан царскому сановнику Аману (3. 6). В те же годы самаритяне подали А. донос на жителей Иерусалима (1 Езд 4. 6), обвиняя их в мятежных намерениях. Вероятно, А. отнесся к этому доносу с доверием и подверг жителей Иудеи значительным ограничениям и притеснениям. Впосл. античные авторы даже считали, что он первым из персид. царей покорил Иудею (Помпей Трог. Всеобщ. Ист. XXXVI 3. 8). Под влиянием Есфири, ставшей одной из его жен, А. изменил свое отношение к иудеям. Возможно, такая резкая перемена, соответствовавшая характеру А., стала одной из причин его смешения в последующей традиции с Артаксерксом I, проводившим схожую политику.