[греч. ̓Αλιβιζᾶτος, лат. Alivisatos] Гамилькар Спиридон (17.05.1887, Ликсурион, Кефалиния - 14.08.1969, Афины), греч. богослов, проф. канонического права и пастырского богословия (Афины, 1919), д-р богословия (Оксфорд, 1938; МДА, 1962), действительный член Афинской академии (1962), известный деятель экуменического движения. В 1904-1908 гг. учился в Афинском ун-те, защитил канд. диссертацию о свт. Иоанне Златоусте. В 1908-1912 гг. изучал историю Церкви, каноническое право и пастырское богословие в Лейпциге и Берлине у Л. Бригера, Р. Зома, А. Гарнака; под руководством последнего написана работа о спорах вокруг празднования Пасхи во II в. Во время обучения в Германии А. публиковался в периодических изданиях «Νέα Σιών» (Иерусалим) и «̓Εκκλησιαστικὸς Θάρος» (Александрия). По возвращении в Грецию в 1912-1919 гг. он занимался каноническим правом и вопросами социальной роли Церкви. А.- один из авторов реформы (1922-1925) синодальной системы Элладской Православной Церкви, в нач. 20-х гг. он провел ряд законодательных инициатив. Организатор и руководитель YMCA (Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан) в Греции.
В 1918 г. сопровождал Афинского митр. Мелетия IV (Метаксакиса) во время визита в США, стал участником экуменического движения: в качестве представителя Синода Элладской Церкви вошел в орг-цию «Faith and Order» (Вера и устройство), в дальнейшем участвовал во всех значительных ее съездах. В 1920 г. на конференции в Женеве А. поддержал не реализованный тогда проект Лиги Церквей. Он полагал, что объединительный процесс следует начинать с ликвидации психологических препятствий, мешающих развитию контактов между различными конфессиями. При его участии в 1948 г. на ассамблее в Амстердаме Элладская Церковь вошла во Всемирный Совет Церквей, хотя А. протестовал против невключения догмата о Св. Троице в разрабатываемую доктрину ВСЦ. А. сотрудничал с католич. журналами «Irénicon», «Истина» и «Consilium». Важнейшие работы на тему экуменизма публиковал в журналах «῾Ο ποιμήν», «̓Εκκλησία», «Ecumenical Review» и «Theology». А. был избран наблюдателем от ВСЦ на Ватиканском II Соборе, но не принял в нем участия по причине негативного отношения к Собору греч. церковных властей. А. явился инициатором многих начинаний в Элладской Церкви.