Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АЛЕКСИЙ
1, С. 661-663 опубликовано: 29 октября 2007г.


АЛЕКСИЙ

(Ван дер Менсбрюгге Альберт; 9.07.1899, г. Сен-Никола (фламандское Синт-Никлас), Вост. Фландрия, Бельгия - 26.05.1980, Дюссельдорф, Германия), архиеп. Дюссельдорфский. Род. в католич. семье из старинного фламандского рода, многие члены к-рого посвятили себя служению католич. Церкви. В 1912-1917 гг. обучался в общеобразовательном колледже св. Варвары в Генте (Вост. Фландрия). В 1917-1919 гг. изучал философию в ин-те свт. Николая. 30 окт. 1919 г. поступил послушником в бенедиктинский мон-рь св. Андрея близ Брюгге (Зап. Фландрия), был наречен Мавром во имя любимого ученика прп. Венедикта Нурсийского, принес монашеские обеты и пребывал в обители до 1921 г. Продолжал изучать философию, с 1921 по 1925 г.- богословие в колледже бенедиктинцев Мон-Сезар (аббатство Кейзерсберг), являющемся филиалом Лёвенского ун-та. В сент. 1924 г. еп. Гентским Сегерсом рукоположен во диакона, 9 авг. 1925 г. архиеп. Мехелен-Брюссельским Дезире-Иосифом, кардиналом Мерсье, примасом Бельгии,- во иеромонаха. В эти годы иером. Мавр посещал богослужения по визант. обряду, под влиянием к-рых увлекся византологией и в 1925-1927 гг. начал изучать древние литургию, патрологию и каноническое право в Восточном папском ин-те в Риме. Одновременно преподавал каноническое право в мон-ре в Амей-сюр-Мёз, где богослужение совершалось и по зап., и по вост. обрядам (с 1939 в мон-ре Шевтонь, Бельгия). Осознав внутреннее стремление к Православию, иером. Мавр в 1928 г. беседовал об этом в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским), управляющим рус. приходами в Зап. Европе, встречался также с крупным богословом проф. прот. С. Н. Булгаковым. 14 апр. 1929 г., в Страстную пятницу, митр. Евлогий в ц. прп. Сергия Радонежского при Православном Богословском ин-те св. Сергия в Париже совершил присоединение иером. Мавра к правосл. Церкви в сущем сане с наречением ему имени А. в честь свт. Алексия, митр. Московского.

По благословению митр. Евлогия в 1929-1945 гг. А. служил священником в Англии. В предвоенное десятилетие вел исследовательскую работу по патрологии и древним литургиям в Британском музее в Лондоне и в б-ке Оксфорда, а также изучал визант. искусство и раннюю христ. архитектуру в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, читал лекции по патрологии и древним литургиям в Оксфорде (1929-1939) и Кембридже (1939-1944).

В 1939-1945 гг. по благословению митр. Евлогия А. осуществлял пастырское служение в православно-англикан. братстве св. Албания и прп. Сергия Радонежского (см. Албания св. и прп. Сергия содружество). В период второй мировой войны, получив британское подданство, А. служил военным капелланом, окормляя правосл. военнослужащих в Англии и Шотландии, а также правосл. жителей Сев. Ирландии, на его пастырском попечении находилась также румын. община в Лондоне. После 1945 г. по благословению митр. Евлогия А. был назначен в новообразованный приход в Амстердаме, а в марте 1946 г. отозван в Париж. По рекомендации В. Н. Лосского в окт. 1946 г. А. был приглашен прот. Евграфом Ковалевским, ректором Французского православного ин-та св. Дионисия в Париже, на должность профессора кафедры патристики и истории литургии. 24 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) А. был возведен в сан архимандрита и назначен инспектором ин-та св. Дионисия, где преподавал до 1950 г. Систематически читал лекции по вопросам богословия и литургики в Англии, Германии, Австрии, в Женеве. Особое внимание А. обращал на проблему, остававшуюся для него главной на протяжении всей жизни,- восстановление Православия зап. обряда. С кон. 50-х гг. преподавал патристику и литургику в семинарии в Вильмуасоне близ Парижа. После кончины 7 февр. 1958 г. проф. В. Н. Лосского А. заместил его на кафедре догматического богословия, передав кафедру патристики еп. Волоколамскому, вик. Патриаршего экзарха в Зап. Европе, Василию (Кривошеину). В марте 1959 г. архиеп. Клишийский, Патриарший экзарх в Зап. Европе, Николай (Еремин) направил А. в клир Трехсвятительского подворья МП в Париже и поручил пастырское окормление прихода храма прп. Сергия и Германа Валаамских в Вильмуасоне.

В июне 1960 г. по приглашению Святейшего Патриарха Алексия I А. впервые посетил Москву. Во внимание к его усердному служению 16 июня 1960 г. Патриарх даровал А. право ношения Патриаршего креста. 31 авг. этого же года А. был назначен 2-м викарием Патриаршего экзарха в Зап. Европе с титулом епископа Мёдонского. 31 окт. в храме Трехсвятительского подворья в Париже А. был наречен, а 1 нояб. того же года хиротонисан во епископа Мёдонского. 11 мая 1963 г. награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. Этот период служения А. отмечен многочисленными публикациями в европ. богословских изданиях по вопросам патрологии, литургики, экуменизма и плодотворным участием в деятельности богословской комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей.

30 июля 1968 г. А. был назначен епископом Филадельфийским, викарием Нью-Йоркской епархии. На этом посту помогал Патриаршему экзарху Сев. и Юж. Америки, архиеп. Нью-Йоркскому и Алеутскому Ионафану (Кополовичу) в управлении епархией и в осуществлении процесса восстановления канонических отношений между РПЦ и Русской Православной греко-кафолической Церковью в Америке (Митрополичьим округом) после дарования ей автокефалии. А. продолжал богословские и литургические исследования, чтение лекций, в т. ч. в католич. ун-тах Нью-Йорка и Вашингтона. 5 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I возвел А. в сан архиепископа с правом ношения креста на клобуке. 10 апр. 1970 г. Патриарх Алексий I и Свящ. Синод даровали автокефалию Православной Церкви в Америке. Был упразднен Патриарший экзархат Сев. и Юж. Америки и образован Патриарший экзархат Центр. и Юж. Америки. А. поручили временное управление приходами в Мексике. 11 авг. 1970 г. Свящ. Синод под председательством Патриаршего Местоблюстителя митр. Крутицкого и Коломенского Пимена (Извекова) освободил А. от управления приходами в Мексике и поручил, изучив состояние церковных дел в Сев. Германии, представить доклад с предложениями об определении ему соответствующего титула и постоянной резиденции в Сев. Германии. По предложению А. 1 дек. 1970 г. ему был присвоен титул - архиепископ Северогерманский. 24 февр. 1971 г. Свящ. Синод образовал на территории ФРГ Дюссельдорфскую епархию и определил А. впредь именоваться архиепископом Дюссельдорфским. В мае - июне 1971 г. А. представлял свою епархию на Поместном Соборе РПЦ, избравшем Патриархом Московским и всея Руси Пимена (Извекова). 25 мая 1975 г. с участием Патриаршего экзарха Средней Европы архиеп. Берлинского и Германского Филарета (Вахромеева) А. открыл в Дюссельдорфе епархиальный центр, разместившийся в бывш. мон-ре, переданном РПЦ Кёльнской епархией Римско-католич. Церкви. По инициативе А. в его епархиальном центре в 1978-1980 гг. проходили межконфессиональные встречи, на к-рых обсуждались богословские, литургические, патрологические, экуменические и др. вопросы. Своей деятельностью в Дюссельдорфской епархии А. показал образец канонической принципиальности, имевшей особое значение для приходов РПЦ в странах, где существовал церковный раскол. Принимая деятельное участие в межправосл. и межконфессиональном сотрудничестве в ФРГ, А. продолжал богословские и литургические исследования. Вступив в управление епархией уже в преклонном возрасте, А. показал пример самоотверженного архипастырского служения. При образовании епархии на ее территории существовал 1 приход с единственным священником юрисдикции РПЦ, к кон. 70-х гг. существовало 4 прихода, в т. ч. в епархиальном центре, к-рые окормляли уже 3 священника и 1 диакон.

По собственному прошению из-за тяжелой хронической болезни 27 апр. 1979 г. А. был освобожден от управления Дюссельдорфской епархией и уволен на покой. В тот же день Патриарх Пимен направил ему личное письмо: «Мы благодарим Господа, даровавшего святой Русской Православной Церкви такого преданного и одаренного Его служителя, каким являетесь Вы, Ваше Высокопреосвященство. На протяжении многих и многих лет Вы, дорогой Владыко, осуществляли напряженную богословскую деятельность и стали признанным авторитетом в таких важных сферах христианской науки, как патрология и древняя литургика. Немало трудов Вы положили для подготовки молодых поколений православных богословов и священнослужителей... Вы показали себя достойным преемником святых апостолов, рачительным пастырем словесных овец... Господь воздаст Вам, дорогой Владыко, по делам Вашим Своею великою и богатою милостью». За церковные и экуменические труды А. был награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени. Отвечая Святейшему Патриарху, А. писал: «Ваши сердечные слова доставили мне большую радость. Я надеюсь, что смогу закончить мои литургические и богословские труды, которыми я все еще занимаюсь».

30 мая 1980 г. архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, Патриарший экзарх Средней Европы, Мелхиседек (Лебедев) совершил отпевание почившего А. в храме во имя св. Климента в Нойсе. А. погребен на фамильном участке кладбища в Сент-Николя.

Соч.: La Liturgie orthodoxe de rite occidentalе: Essai de restauration. P., 1948; Die Entfaltung des kirchlichen Stundengebetes // «L'esprit et la vérité». 1954; Prayer Time in Egyptian Monasticism (320-450). B., 1957. (Studia Patristica; 2. Texte und Untersuchungen; 64); L'expositio Missae Gallicanae est-elle de saint Germain de Paris // Messager EPREO. 1959. N 32. P. 217-249; Du sacerdoce du Christ, de ses stages et de la part des saints dans ce sacerdoce // Ibid. 1960. N 33-34. P. 11-26; L'Église comme domaine de la Seigneurie du Christ selon la vue orthodoxe // Ibid. 1961. N 37-39. P. 70-87; L'Orthodoxie devant les tendences oecuménistes // Ibid. 1961. N 37. P. 9-27; Orthodoxie und Ökumenische Bewegung // Versöhnte Christenheit. Essen, 1961; Die Kirche als Herrschaftsbereich Christi nach der Sicht der orthodoxen Kirche (Vortrag) // Orthodoxie Heute. 1962. N 2. S. 2-9; L'Apport de la Synagogue à la Liturgie chrétienne // Messager EPREO. 1963. N 4. P. 126-35; Glaube, Kirchenverfassung und Mission: Das wahre Problem ihrer ökumenischen Integration // Orthodoxie Heute. 1966. N 14. S. 2-13; Das Hohepriestertum Christi und das Priestertum der Heiligen in ihm // Ibid. 1968. N 22. S. 1-13; Les théologies du sacrifice eucharistique à la lumière de l'Écriture Sainte et des pères anciens // Messager EPREO. 1968. N 61. P. 10-14; The Sacraments: Bridges or Walls between Orthodoxy and Rome? // Diakonia. 1968. N 3. P. 184-213; Has the Eastern Orthodox Liturgical Tradition Relevance for Modern Man? // Ibid. 1969. N 4. P. 90-106; Die Theologien des eucharistischen Opfers im Lichte der Heiligen Schrift und der Alten Väter // Orthodoxie Heute. 1970. N 32-33. S. 1-22; Die Auferstehung Christi: Ihre Wirklichkeit und Wirkung // Der Auferstandene Christus und das Heil der Welt: 5. Theol. Gespräch zwischen ROK und EKD. 1971. Stud.-Heft 7. S. 83-97; Воскресение Христово // ЖМП. 1974. № 5. С. 60-65.
Арх.: ОВЦС МП.
Лит.: Успенский Н. Д. К вопросу о «православной литургии западного обряда»: [Критич. анализ труда архим. Алексия (Ван дер Менсбрюгге) «La Liturgie ortodoxe de rite oxidentale». P., 1948] // ЖМП. 1954. № 8. С. 33-45; № 9. С. 57-65; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 106-109; Наречение и хиротония архимандрита Алексия (Ван дер Менсбрюгге) во епископа Медонского // ЖМП. 1961. № 2. С. 15-21; Тон Н. Высокопреосвященный Алексий (Ван дер Менсбрюгге), бывший Дюссельдорфский: Некролог // Там же. 1980. № 11. С. 18-20.
А. С. Буевский
Рубрики:
Русская Православная Церковь Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) Внешние связи Русской Православной Церкви Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Епископат Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Духовное просвещение Русская Православная Церковь Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере) (1990 -2008) Русская Православная Церковь. Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере). Зарубежные приходы РПЦ Русская Православная Церковь. Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере). Внешние церковные отношения Экуменизм Всемирный Совет Церквей Русская литургическая наука. Персоналии Русская Православная Церковь Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II (Ридигере) (1990 -2008). Епископат. Россия
Ключевые слова:
Архиепископы Русской Православной Церкви Экуменизм Деятели Русской Православной Церкви Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), крупнейшая международная христианская организация, основанная в 1948 г. в Амстердаме (Нидерланды) Внешние связи Русской Православной Церкви Албания святого и преподобного Сергия содружество, православно-англиканское общество, образованное в 1928 г. Алексий (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 1899–1980), архиепископ Дюссельдорфский
См.также:
ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ крупнейшая международная христ. орг-ция, основанная в 1948 г. в Амстердаме (Нидерланды)
БОЛЬШАКОВ Сергей Николаевич (1901 – 1990), церк. историк
БОССЕ ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ находится в 18 км от Женевы, в кантоне Во
БУЕВСКИЙ Алексей Сергеевич (1920 - 2009), церковный деятель
ВАРЛААМ (Денисов Василий Порфирьевич; 1804 - 1873 г.), архиеп. Черниговский и Нежинский
ВИССЕР'Т ХООФТ Вилем Адольф (1900 - 1985), религ. и общественный деятель
ИНТЕРКОММУНИОН совместное участие в Евхаристии представителей различных христ. конфессий
МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 1854-1912), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский
АВСТРИЯ государство в Центральной Европе