[санскр. - ], первобудда в буддизме ваджраяны, олицетворяющий вневременное единство всех будд и бодхисаттв, мифологический образ Тела Закона (дхарма-кайя), из к-рого производятся все будды созерцания (Тело наслаждения), земные будды (Тело воплощения) и все мироздание. Но А. не является богом-творцом, поскольку творение множества - это иллюзия (майя) индивидуального сознания, подлинная же реальность едина и нерасчленима. Представления об А.- продолжение учения махаяны о трех телах Будды (трикайя), еще один способ выражения невыразимого единства абсолюта. Его называют четвертым, объединяющим Телом Будды, или Самосущностным Телом (свабхавика-кайя). Как термин впервые упоминается в тантрических текстах VII в., развитие доктрины относится к Х-XI вв. в учении Калачакры (Колесо времени), получившем распространение в гималайских странах, Тибете, Монголии и России. В Китае, Корее и Японии образ А. развивался и преломлялся иначе, напр. в виде вселенского Будды Вайрочаны в школе сингон (см. Чжэнянь).