Авимéлех [евр. , ], имя 2 персонажей ВЗ. Этимологически имя А. означает «отец мой царь»; встречается у др. древневост. народов ( - имя царя г. Тира в амарнских письмах № 146-150; филистимский царь А. Быт 20; 26).
1. Царь г. Герара, к-рый встречается в рассказе об Аврааме и Сарре (Быт 20) и об Исааке и Ревекке (Быт 26). Авраам, вступив в поисках воды и пищи на подвластную А. территорию, выдал свою жену за сестру из страха быть убитым местными жителями. Ничего не подозревавший А. взял Сарру в свой дом, и, хотя «не прикасался к ней», Господь явился ему во сне и под страхом смерти повелел вернуть Сарру Аврааму. Царь наделил их богатыми дарами и предоставил право жить на его земле «где угодно» (Быт 20. 15). Позже Авраам заключил договор с А. относительно колодца в Вирсавии, где он построил жертвенник Господу (Быт 21. 22-32). Похожий эпизод рассказывается и в истории об Исааке, к-рый по причине голода пришел «к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар» и выдал Ревекку за свою сестру. И в этот раз никто из народа А. не прикоснулся к жене Исаака, к-рому Господь дал обетование отдать во владение «земли сии» и умножить потомство. Поселившись на земле А., Исаак быстро разбогател, что вызвало зависть у А. и его слуг. Они сначала засыпали колодцы, вырытые еще Авраамом, а затем потребовали удаления Исаака из Герара и постепенно отобрали колодцы Исаака, право на к-рые, однако, он увековечил в их названиях. Остается неясным, идет ли в обоих рассказах речь об одном и том же или 2 разных правителях Герара. Возможно древнеевр. повествователями слово «А.» употреблялось не как имя собственное, а как название царского титула герарских правителей (ср., напр., «фараон» у египтян, «падишах» у тюрок). Характеристика А. как «царя Филистимского», видимо, является анахронизмом, т. к. филистимляне не населяли район Герара вплоть до вторжения «народов моря» на Ближ. Восток (ок. 1200 до Р. Х.).
Имя А. встречается в надписании 33-го псалма и либо употребляется как общий титул филистимских царей, либо присваивается гефскому царю Анхусу (1 Цар 21. 10-15).
2. Сын судьи Гедеона от наложницы (Суд. 8. 31), претендовавший после смерти отца на царскую власть в г. Сихеме (XII в. до Р. Х.). При поддержке старейшин Сихема А. нанял шайку разбойников, вместе с к-рыми убил 70 своих братьев в родном городе отца Офре. От резни спасся только младший сын Гедеона Иофам. На г. Геризим он проклял А. и поддержавших его сихемлян. В Сихеме А. жестоко правил 3 года (Суд 9. 1-6), после чего в городе вспыхнуло восстание, к-рое поддержали вожди местных ханаанских племен. Бунт был жестоко подавлен: все жители были казнены, а сам город разрушен до основания. Проклятие Иосафа окончательно исполнилось во время осады г. Тевец, когда одна из женщин осажденного города бросила с башни осколок жернова и ранила А. в голову. Опасаясь распространения позорной молвы, что был убит женщиной, А. приказал своему оруженосцу заколоть его мечом. Археологические раскопки в Сихеме показали, что город был разрушен в сер. XII в. до Р. Х. (Wright G. E. Shechem // Archeology and Old Testament Study / Ed. D. W. Thomas. L., 1967. P. 365-366).
Сцена убийства А. одного из своих братьев представлена в рукописи Sacra Parallela св. Иоанна Дамаскина (Paris. Gr. 923. Fol. 391v; IX в.).