[Евр. , , , ], семит. народ Передней Азии, носитель одного из западносемит. языков (см. Арамейский язык).
Легендарный предок А. Сахлама (букв.- Пра-ахламей) упоминается в племенных родословиях зап. семитов, согласно к-рым А. считались одной ветвью его потомков, а сутии-амореи - другой. К сер. II тыс. до Р. Х. А. занимали северо-восток Аравии. Ок. 1360 г. до Р. Х. они упоминаются в вавилонских документах как соседи Дильмуна (Бахрейн). Ок. 1350 г. до Р. Х. А. двинулись на северо-запад и образовали на занятых территориях 2 крупные племенные общности. Одна, известная под названием «ахламеев», заняла район Ср. Евфрата, прилежащие районы В. Месопотамии и Пальмирену. Во 2-й пол. XIV - нач. XI в. до Р. Х. эта группа неоднократно воевала с ассирийцами. Др. общность, известная под названием собственно А., продвигалась к югу от районов расселения первой и распространилась к рубежам Сирии - Палестины, где к кон. XIII в. заселяла оазис Дамаска и сопредельные области Юж. Сирии, известные в егип. источниках как подвластная фараонам «Страна арамеев» (егип. Па-Арам). В нач. XI в. здесь окончательно сложились арам. царства Юж. Сирии: Арам-Дамаск, Арам-Цоба, Бет-Рехов и др.
Во 2-й четв. XI в. до Р. Х. начинается переселение собственно арам. племен Юж. Сирии: двигаясь на север, они занимают центр и север этой страны и, поднимаясь вдоль течения Евфрата, совершают набеги на область истоков и верхнего течения Тигра. Небольшая область к северу от Тигра, занятая одной из групп А. в ходе этих набегов, получила по ним название Арме. На рубеже XI-X вв. до Р. Х. А. меняют направление своей экспансии с сев. на вост. Они занимают всю В. Месопотамию, ассимилировав родственных им ахламеев (после этого термины «А.» и «ахламеи» могли употребляться в ассир. источниках как взаимозаменяемые). В то же время халдеи, одно из арам. племен Юж. Сирии, двинулись на юго-восток, разорили крайний юг Вавилонии и осели там; впосл. халдеи составили один из главных компонентов населения Вавилонии. К нач. X в. образовались новые арам. гос-ва: Самаль и Арпад в Сев. Сирии, где А. смешались с местными жителями - хеттами, и арам. объединение в В. Месопотамии (библ. Арам-Нахараим, Арамейское Двуречье - Быт 24. 10), вскоре распавшееся на множество племенных княжеств. Однако довольно быстро А. утратили политическую самостоятельность. В 920-855 гг. до Р. Х. ассир. цари покорили всех верхнемесопотамских А. и к сер. IX в. до Р. Х. начали войну с А. Сирии. Самым упорным противником ассирийцев стал Арам-Дамаск (также ведший борьбу с Израилем и временами объединявший под своим влиянием всю Юж. Сирию), но с его падением в 732 г. до Р. Х. и сир. А. были целиком включены в состав Ассирийской державы. Ассирия т. о. объединила в границах одного гос-ва всех А., к-рые и составили большинство населения Ассирийской империи. В результате переселений XI-X вв. до Р. Х. большая часть населения «Плодородного полумесяца» оказалась арамеизирована. Вплоть до араб. завоевания в VII в. по Р. Х. А. были одним из важнейших этносов Передней Азии, а арам. язык стал основным языком международного и культурного общения на Ближ. Востоке. Открывшиеся для А. возможности контактов и усвоение ими богатейшего наследия переднеазиатской, иран., а позднее и античной цивилизаций сделали арам. культуру ведущей культурой Ближ. Востока. Не позднее IX в. до Р. Х. А. восприняли финик. алфавит и перешли к письменной культуре. К кон. I тыс. до Р. Х. А. Сирии находились под влиянием древнеевр. представлений о мире; в частности, А. Дамаска почитали Авраама, к-рый, по преданию, некогда правил в области. На рубеже эр «сирийцы»-А. часто принимали иудаизм, а в первые века по Р. Х. сделались главными носителями христианства в Передней Азии. Большинство А. было ассимилировано и исламизировано арабами после VII в. по Р. Х.; их совр. этническим аналогом, сохранившим первоначальный язык, являются т. н. айсоры.
ВЗ содержит сведения практически обо всех эпохах существования А. В родословиях кн. Бытия приводятся 2 генеалогии А.: по одной - их родоначальник Арам считается сыном Сима (10. 22-23), имена его детей совпадают с названиями арам. княжеств. Др. генеалогия (Быт 22. 21-24) содержит перечисление восходящих к Нахору представителей племенного союза, к-рые далее называются А. (Быт 25. 20; 28. 5). Из локализации соответствующих племен (Уц в районе Дамаска, Вуз в Сев. Аравии, Хазо на границе Эдома, Мааха в верховьях Иордана) и дальнейшего повествования кн. Бытия о том, что потомки Нахора обитают на вост. рубежах Св. земли (Быт 29. 1 сл.) и удерживают с Израилем общую границу в Галааде (Быт 31. 44-54), становится ясно, что этот общеарам. массив находился в Юж. Сирии. Судя по тому, что в генеалогии потомков Нахора еще значится Кесед (эпоним халдеев, к-рые уже в XI в. отделились от арам. общности), но отсутствуют существовавшие к 1050 г. до Р. Х. арам. царства в Дамаске, Цобе, эта генеалогия соответствует периоду до великого переселения А. в XI в. и отражает существование арам. племенной общности Юж. Сирии в XIV-XII вв. до Р. Х. По-видимому, территория расселения именно этой общности именуется в Библии «Падан-Арам» ( - надел арамеев, в синодальном пер.- Месопотамия (Быт 25. 20)). Арам. расселение в В. Месопотамии отразилось в кн. Бытия в наименовании «Арам-Нахараим» и в упоминании об А., проживавших в окр. Харрана (Быт 27. 43); впосл. эти верхнемесопотамские А. слились в одно целое с более ранними южносир. Халдеи со времен их отселения в XI в. до Р. Х. уже не воспринимались как А. (хотя по-прежнему говорили на арам. языке), и термины «А.» и «халдеи» употребляются в Библии как обозначения различных народов.
С библейской т. зр., южносир. гос-ва с арам. династиями образовывали в I тыс. до Р. Х. единый особый регион. Арам. Сев. Сирия воспринималась как исконно хеттская, и к ее населению термин «А.» не применялся. Книги Царств систематически упоминают арам. царства Юж. Сирии, включая в их название слово «Арам»: Арам-Бет-Рехов, Арам-Дамаск, Арам-Мааха и Арам-Цоба. В остальных случаях термином «Арам» (евр. ) именовались одно из этих царств (гл. обр. Дамаск) или все А. указанного региона (3 Цар 10. 29, 2 Пар 1. 17; Суд 10. 6; Ам 9. 7). В Четвертой книге Царств (24. 2) и в Книге пророка Иеремии (35. 11) упоминаются верхнемесопотамские А. в армии халдейской Вавилонии (VI в. до Р. Х.). Можно сказать, что А. были более или менее постоянными политическими противниками Израиля. Саул воевал с Арам-Цобой, в те времена сильнейшим из арам. гос-в, простиравшим свою власть до Евфрата (1 Цар 14. 47). Давид покорил все арам. царства Сирии (2 Цар 8. 3-5), но после смерти Соломона А. становятся совершенно независимы от Израиля. Войны Саула и Давида сокрушили могущество Арам-Цобы, и к кон. X в. гегемоном среди арам. царств был уже Дамаск. С этого времени Израиль почти непрерывно воюет с царями Дамаска. В исключительном случае враждующие стороны оказались способны объединить усилия по отражению общего врага - ассирийцев, со 2-й четв. IX в. до Р. Х. грозивших странам Вост. Средиземноморья, в 854 г. до Р. Х. Ахав вместе с царем Дамаска отразил нападение ассирийцев, но даже их новые нашествия не смогли прекратить вражду с А. В 30-х гг. XVIII в. до Р. Х. в трехсторонний конфликт Иудеи, Израиля и Дамаска вмешался ассир. царь Тиглатпаласар III, что уже к 732 г. до Р. Х. привело к прямой аннексии всех арам. княжеств Ассирией и установлению ассир. протектората над Израилем и Иудеей.
О религии А. кочевого периода, т. е. до их появления в Сирии и Месопотамии в XI-X вв. до Р. Х., практически ничего не известно. Как только арам. племена становились оседлыми, они усваивали пантеон тех областей, где селились: месопотамский, ханаанейский, финикийский, хеттский или хурритский, т. е. отождествляли чужих богов со своими,- явление обычное в древнем мире. Арам. религия оседлого периода известна по древним царским надписям (самые древние - кон. IX или нач. VIII в. до Р. Х.), к-рые содержат описание пантеона богов и призывы к ним, а также по данным ономастики. Большая часть арам. имен собственных - теофорные, их анализ показывает, какие божества почитались в арам. царствах. Об арам. религии в эллинистическое и рим. время сообщают античные авторы (Лукиан «О Сирийской богине» и др.), т. к. в эту эпоху культы нек-рых арам. божеств (в характерном для позднеантичной эпохи синкретическом виде) распространились по всему греко-рим. миру.
Верховным божеством арам. религии был бог грозы Хадад, к-рый также назывался Риммо́й или Рамман (ассир. rammânu - громовержец); в 4 Цар 5. 18 упоминается святилище «дом Риммона» в Дамаске. Постоянный атрибут Хадада - бык (есть изображения, где он стоит на быке или сидит в окружении двух быков), что говорит о наличии параллелей с ханаанейским небесным Баалом (может называться Баал-Шамаин (Шамем)) и хурритским божеством Тешуб. Иногда с Хададом отождествлялся бог грозы Вер, в позднее время - Зевс (Юпитер). Самое известное святилище Хадада находилось в Иераполе (совр. Манбидж, верхнее течение Евфрата).
В арам. религии засвидетельствованы типичные для древневост. религий триады (верховный бог-отец - богиня-мать - младшее божество-сын), где верховным богом чаще всего является Хадад. Так, в Баальбеке (у истока р. Оронт) верховным богом был Баал-Хадад, отождествлявшийся с богом Солнца. Его супругой была Атаргатис, богиня охоты, битвы, морской стихии и плодородия; ее имя составлено из имен богинь Атар (Иштар) и Атта (Анат), чьи функции Атаргатис объединяла. Ее священными животными были лев и голубка. Позднее на территории Римской империи она почиталась также под именами Деркето, «Сирийская богиня» (Dea Syra) или Иасура. Ок. II в. до Р. Х. Баальбек был переименован в Гелиополь (Город Солнца), и Баал-Хадад стал со временем почитаться во всей Римской империи как «Юпитер Гелиопольский», а триада приобрела вид Юпитер-Венера-Меркурий.
В Иерапольской триаде кроме Хадада и Атаргатис присутствует их сын, юный бог Симиос (ср. финик. божество Эшмун; известна также греч. надпись, где Симиос отождествляется с Асклепием). Во мн. арам. городах особо почитался бог луны (Син, или Сахар), напр. как Баал (владыка) царского дома. В святилище г. Найраб Сахар - главный бог триады, в к-рую входят также его супруга богиня Никкаль и сын Нуску.
Состав пантеона арам. богов от святилища к святилищу мог видоизменяться. Напр., в святилище г. Самаль (Зинджирли) засвидетельствован такой пантеон: после Хадада следует финик. божество Эл (Рекуб-эл) - бог не верховный, но, судя по титулу «владыка дома», покровитель царской династии, Решеф - ханаанейский бог молнии и Шамаш - бог солнца и правосудия, входящий во мн. древневост. пантеоны. В надписи из Сафира-Суджин (между Найрабом и Алеппо) приводится длинный список богов, где наряду с месопотамскими (пара Набу и Ташмет, Нергал и др.) и ханаанейскими (Эль и Эльон) названы солнечный бог Шамаш, бог грозы Вер, лунная пара Син и Неккаль, Хадад с эпитетом «Алеппский», божество Сибитти - «Седьмица», присутствуют и 2 неизвестных божества: Накар и Кадиа. В г. Эмеса (совр. Хомс) в рим. эпоху почитался черный камень как обитель и символ бога по имени Элагабал («бог горы»). Имп. Элагабал (217-222 по Р. Х.) даже попытался поставить его во главе рим. пантеона. Известны также культы местных божеств-баалов, богов - покровителей царских династий. В надписях фигурируют и целые группы божеств, в т. ч. боги природы и стихий: в надписи из Сафира-Суджин «все боги Рухба»... «небо и земля, источники, день и ночь»; в Самале «все боги Яуди»; в надписи царя Закира «боги неба и боги земли»... «Баал источников».
Кроме того, в арам. религии были распространены заимствованные культы: ханаанейского Эла, финик. Мелькарта, финик. культ Баалат и Адона и т. п. Представления о загробной жизни и погребальные обряды у А. примерно те же, что у ассирийцев, вавилонян и финикийцев. Судя по надписям, в арам. религии были понятия об аде, о традиц. воздаянии за праведность (долголетие и благополучное потомство) и наказании за нечестие (ранняя смерть, лишение погребения). В царской надписи из Самаля загробное блаженство царя описывается как пир с богом.