Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АГАПИТ
1, С. 224-225 опубликовано: 1 апреля 2008г.


АГАПИТ

Св. исп. Агапит. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ)
Св. исп. Агапит. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ)

Св. исп. Агапит. Миниатюра из Минология. XI в. (ГИМ)
(IV в.), исп. (пам. 18 февр., 5 июля), еп. Синадский (Фригийский). О житии А. рассказывает церковный историк нач. V в. Филосторгий (на к-рого, видимо, опирается и «Суда»). Его не следует отождествлять с одноименным епископом Синадским, жившим в нач. V в. Род. в Каппадокии в христ. семье во времена имп. Диоклетиана (284-305). С юных лет встал на путь иноческой жизни, поселившись во Фригии близ г. Синада (совр. Чифут-Кассаба) или Синай (совр. Синав), питался золой и шелухой от бобов, воздерживался от сна, непрестанно изучая Свящ. Писание; стяжав дар чудотворения, истребил молитвой появившегося около мон-ря змия и исцелил одержимую девицу. Узнав, что А. отличался огромной физической силой, имп. Лициний (или, по «Суде», Максимин) забрал его из мон-ря на военную службу, где святой продолжал чудесно исцелять людей и животных. Нек-рое время А. находился под судом вместе с мучениками Викторином, Дорофеем, Феодулом и Агриппой, был изранен копьями и лишь чудом избежал смерти; когда по его молитвам исцелился слуга имп. Константина Великого, исповедник получил разрешение вернуться на родину. Там он был против воли рукоположен во пресвитера, а после смерти местного архиерея поставлен во епископа. Совершив еще более сотни чудес (изменял направление рек, передвигал горы, воскрешал мертвых, открывал людям их грехи, пророчествовал), А. преставился в мире.

Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно трижды было переведено на слав. язык, по-видимому сербами на Афоне, в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. оно включено под 18 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 486-487).

Гимнография

В визант. Месяцесловах память А. появляется достаточно рано, однако встречается редко и в основном в памятниках к-польского происхождения. Она значится в Типиконе Великой ц. (X в.) как «память преподобного и чудотворца Агапита, епископа Синадского» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 234-235), а также в Минологии Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613), в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Син. Греч. № 183), в Евангелиях X-XI вв. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 47). Из студийской рукописи кон. XI в. (ГИМ. Син. Греч. № 181) известна служба А. на 18 февр. (Л. 92-95), содержащая седален, кондак, икос, 6 стихир и канон св. Иосифа Гимнографа († 883) с акростихом «Τὸν θεῖον ἀγαπητὸν ὑμνῶ προφρόνως», вписанным в тропари и богородичны; в более поздней февр. Минее иерусалимского типа (2-я четв. XIV в. Син. Греч. № 153) нет памяти А., потому что ее вытесняет празднование св. Льву, папе Римскому. Синайская рукопись XI в. (Sin. Gr. 602. Fol. 92v - 96) содержит др. канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа), анонимный («Κόσμου λιπὼν τὴν ζάλην» - Ταμεῖον. N 502. P. 168). Гродидье де Матону известен по рукописи X-XI вв. (Cod. Ath. Vatoped. 1041) кондак А. (Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P., 1977. P. 83). В слав. традиции память А. отсутствует, ее нет ни в ранних Минеях (напр., XII в., Син. № 164) студийского типа, ни в позднейших, ориентированных на Иерусалимский устав. По совр. рус. и греч. Типиконам память А. не празднуется, однако в греч. Минее (Μηναῖον. Θεβρουάριος. Σ. 184) содержится стишной ямбический синаксарь после 6-й песни канона на утрене.

Иконография

На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 411) А. представлен как святитель в омофоре, с Евангелием в руках, изображен старцем (в рост); аналогичное изображение - в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Син. Греч. № 183. Л. 80). Др. вариант иконографии имеется в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., где А. представлен длиннобородым старцем, облаченным в хитон и гиматий (полуфигурное изображение). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., описывает А. как cтарца с остроконечной бородой (Ч. 3. § 8. № 50).

Ист.: BHG, N 35; Philostorgius. Hist. Eccl. II 8; Suda. Α, 156 (sub verbo); SynCP. P. 473-474; Latyšev. Menol. T. 1. P. 93-106; Papadopoulos-Kerameus A. Varia sacra Graeca. SPb., 1909. P. 114-129; ActaSS. Mart. T. 3. Col. 478-479; ЖСв. Февр. С. 333-335.
Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 7.
Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 161; MenolBas. Тav. 411; Тренев Д. К., Попов Н. Д. Миниатюры греческого минология XI в. № 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл.V, 17; Millet, Frolov. Bd. 3. Tf. 105, 2; Миjовић. Менолог. C. 275; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 44.
А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Исповедники Русской Православной Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Иконография исповедников Агапит (IV в.), епископ Синадский (Фригийский), исповедник (пам. 18 февр., 5 июля) Гимнография исповедников
См.также:
АКАКИЙ († 251), еп. Мелитинский (Антиохийский?), исп., свт. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта)
ЕМИЛИАН († после 815), еп. Кизический, исп. (пам. 8 янв., 8 авг.)
ИАКОВ НОВЫЙ (VIII -1-я пол. IX в., ок. 824?), еп., прп., исп. (пам. 21 марта; пам. визант. 21 и 24 марта; пам. зап. 12 марта)
КОНОН (I в.), исп. Исаврийский (пам. 5 марта; пам. визант. 6, 8 марта, 4 нояб.)
МИХАИЛ (ок. 750-826), еп. Син(н)адский; церковный деятель, исп. (пам. 23 мая)
ВАСИЛИЙ († 1-я треть IX в.), еп. Парийский, прп., исп. (пам. 12 апр.)
ГРИГОРИЙ (IX в.), архиеп. Александрийский, свт., исп. (пам. 5 нояб.)
ЕВЛОГИЙ еп. Эдесский (с 379), исп. (пам. 25 авг.; пам. зап. 5 мая)
ЕВСТАФИЙ (IX в.), еп. Кийский (Вифинский), исп. (пам. 29 марта)
ЕВСХИМОН († до 843), еп. Лампсакийский, исп., свт. (пам. 14 марта)
ПАВЕЛ (кон. VIII - 1-я пол. IX в.), еп. Прусиадский (Плусиадский), прп., исп. (пам. 7 марта; пам. греч. 8 марта)
АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви