Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРСЕНИЙ
3, С. 401-403 опубликовано: 13 февраля 2009г.


АРСЕНИЙ

(Иващенко Антоний Ильич; 1830, с. Шамовка Александрийского у. Херсонской губ.- 18.02. 1903, Новгород), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, историк Церкви, византинист, агиограф. Из семьи священника, с 1843 г. учился в Херсонской ДС, с 1849 г.- в КДА. 5 июля 1853 г. принял монашеский постриг с именем А., 21 июля рукоположен во иеродиакона, 16 авг.- во иеромонаха. С 7 окт. 1853 г. по июнь 1854 г. инспектор Одесского ДУ, с 24 июня 1854 по 14 марта 1859 г. преподаватель Волынской ДС. С 1859 г. преподаватель Воронежской ДС, с 1863 г. игумен, инспектор Воронежской семинарии. С 1868 г. архимандрит, ректор Полоцкой ДС. С 1872 г. член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. В 1886-1889 гг. настоятель Заиконоспасского московского мон-ря. Со 2 дек. 1889 г. член Московской синодальной конторы. 30 мая 1893 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 18 дек. 1893 г. епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Почетный член КазДА (1897).

Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский
Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский

Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский

А. отличался широкой образованностью и трудолюбием, хорошо знал греч., лат., нем., франц., итал., испан. языки. Главный труд А. по церковной истории - «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до...», основанная как на опубликованных сочинениях, так и на архивных материалах (в изложении рус. истории),- выдержал 5 изданий (в последних 3 изданиях хронология доведена до 1898). Др. церковно-исторические исследования А. посвящены малоизученным вопросам истории Православия в Греции, Венгрии, Персии, Сербии, Крыму, на Сицилии, Крите, Родосе и т. д. Многие из использованных А. документов были впервые введены им в научный обиход.

Большое место в деятельности А. занимали переводы и издание памятников визант. лит-ры, в основном из собрания московской Синодальной Патриаршей б-ки. По подсчетам А. А. Спасского, А. перевел и издал 29 сочинений 20 греч. авторов IX-XVI вв. (свт. Климента Александрийского, свт. Мефодия I, Патриарха К-польского, Солунского архиеп. Иосифа, К-польского Патриарха Филофея Коккина, Мефонского еп. Николая, Афинского митр. Михаила Хониата и др.). Среди переводов А. большое место занимают творения визант. богословов - свт. Григория Паламы, Мануила Пелопоннесского, свт. Марка Евгеника, митр. Ефесского, Нила Дамилы, Нила Диасорина, Георгия Схолария (см. Геннадий II Схоларий, Патриарх К-польский). Переведенные А. сочинения Николая Гидрунтского (Отрантского) и Матфея Властаря открыли новые факты в истории полемики с католиками. Ученый издал на рус. языке жития малоизвестных вост. подвижников: «Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому» и «Житие и подвиги св. Феодоры Солунской», жизнеописания Евфимия Мадитского, Матроны Хиосской. А. публиковал греч. тексты по неск. спискам, переводы снабжал предисловиями и комментариями, мн. предисловия (к сочинениям Матфея Властаря, игум. Николая Гидрунтского, иером. Нила Дамилы) представляют собой значительные научные исследования. Недостатком публикаций А. является большое количество ошибок в греч. текстах. Свою обширную б-ку А. завещал Новгородской ДС.

Соч.: Назаретская обитель в Нежине // Черниговские ГВ. 1858. № 48-50; Черный лес и его окрестности // Новороссийский календарь, 1859. Од., 1958. С. 421-430; Судьба православной греко-италийской Церкви // Рус. беседа. 1859. Кн. 6. С. 53-94; Волшебные дела 1760-х гг. // Воронежские ГВ. 1860. № 19. С. 211-214; Заметки о некоторых местностях Воронежской губ. // Там же. № 22. С. 245-248; Акт, относящийся к истории Донецкого Предтечева мон-ря // Воронежские ЕВ. 1860. № 24. С. 265-271; Школа... в слободе Лизинавке Острожского уезда // Там же. № 39. С. 422-424; Ерминингельд, царевич Готский // Тамбовские ЕВ. Приб. 1862. № 4. С. 158-164; Греческая церковь на о. Корфу // Черниговские епарх. изв. Приб. 1862. 15 янв. С. 65-76; Катихизис и катехеты в древней Церкви // Там же. 15 дек. С. 807-816; Состояние Греческой церкви на Ионических островах под владычеством венециан // ДВ. 1863. Т. 4. С. 271-300; Состояние Православной Церкви в Далмации // Там же. С. 482-496; Церковное состояние земель боснийских и герцеговинских XIII-XV ст.: (Отрывок из лекции по церк. истории славян. народов) // Там же. Т. 6. С. 319-330; Православная Сербская церковь в Венгрии, Славонии и Кроации (XV-XVIII ст.) // Там же. С. 331-355 (отд. изд.: Х., 1863); Дивногорский Успенский монастырь Воронежской епархии // Памятная кн. Воронежской губ. на 1863-1864 г. Воронеж, 1864. С. 3-22; Очерки церковной истории греческой общины в Венеции // ДВ. 1864. Т. 7. С. 164-188; Охридский Патриархат // Там же. Т. 8. С. 493-530; Некоторые черты приемов и метода обучения в странах греческих нач. XVIII ст. // Там же. 1865. Т. 10. С. 364-434; Состояние Православной Церкви [у русских] в Венгрии в XIV-XVIII ст. // Там же. Т. 11. С. 165-176; Состояние церковных дел у православных жителей Далмации и Устья-Которского в кон. XVIII и нач. XIX ст. // Там же. Т. 12. С. 72-93; Греки-униаты о. Кипра в XIII-XIV ст. // Там же. 1866. Т. 13. С. 477-503; Евстафий, митр. Солунский, XII в. // Там же. Т. 14. С. 475-501; Т. 15. С. 275-307; Состояние христианского населения Сицилии под властью мусульман с пол. IX до пол. XI ст., или, точнее, с 827 до 1091 г. // Там же. 1867. Т. 16. С. 536-556; Об отношениях Церквей латинской и греческой в период крестовых походов // ЖМНП. 1867. Т. 133. Отд. 2. С. 499-534; Литургия Преждеосвященных Даров // Воронежские ЕВ. 1867. № 7. С. 206-215; Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России // Там же. Приб. 1868. № 5. С. 128-137; Судьбы христианства в Южной Аравии от времен апостольских до утверждения магометанства // ПО. 1868. Т. 25. С. 308-326; Св. Максим, Патриарх Константинопольский (1480-1487) // Там же. С. 394-409; Архиепископы и Патриархи сербские с нач. XIII до 2-й пол. XVIII ст. // Там же. Т. 26. С. 487-506; Русские в Венгрии // ЖМНП. 1868. Июнь. С. 699-716; Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова [до 1868, 1898 г.]. СПб., 1869-1870. 2 т.; 19005; Христианство в Северной, или Петрейской, Аравии // ПО. 1870. № 7. С. 46-70; Церковный и политический быт сербов и валахов в австрийских землях с IX в. до настоящего времени // ЖМНП. 1870. Окт. С. 159-251; История православной греческой Церкви на о. Сицилии // ПО. 1871. Кн. 6. С. 794-818; Очерк жизни Феолепта, митр. Филадельфийского († ок. 1325) // Странник. 1872. № 8. Отд. 1. С. 73-89; Еп. Симеон Концаревич († ок. 1769) // Там же. 1872. № 10. Отд. 1. С. 3-16; Михаил Акоминат Хонский, митр. Афинский (XII в.) // ПО. 1872. № 11. С. 702-738; Митрополия о. Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского // Там же. № 12. С. 645-664; Готская епархия в Крыму // ЖМНП. 1873. Янв. С. 60-86; Состояние Церкви в Африке в эпоху владычества вандалов // ХЧ. 1873. Ч. 1. С. 191-239; Жизнь и деятельность Каллиста, патр. Константинопольского // ПО. 1873. Т. 2. № 6. С. 917-944; Климент Аврелий Пруденций, христианский поэт IV в. // Там же. 1873. Т. 2. № 12. С. 933-960; История Северо-Африканской Церкви с 534 г. до конца ее существования // ХЧ. 1873. Ч. 3. С. 461-531; По поводу вопроса об Афонском мон-ре св. Пантелеймона. СПб., 1876; Греческая Церковь на о. Крите в период венецианского владычества (1204-1669) // ПО. 1876. № 8. С. 669-722; Древнейшие исповедники христианства в Испании // Странник. 1876. № 10. Отд. 1. С. 31-41; О жизни и сочинениях иером. Иосифа Вриенния, греческого проповедника в кон. XIV и 1-й четв. XV ст. // ПО. 1879. Т. 2. № 5/6. С. 85-138, 403-450 (отд. отт. М., 1879); Несколько страниц из истории христианства в Персии // ХЧ. 1881. Ч. 1. № 5/6. С. 596-666; Николай Мефонский, епископ XII в., и его сочинения // Там же. 1882. Ч. 2. С. 161-175; 1883. Янв./февр. С. 11-26; Март/апр. С. 308-357; Макарий, Магнезийский епископ в кон. IV и нач. V вв., и его сочинения // Там же. 1883. Ч. 1. Май/июнь. С. 597-632; Попытка основания православной архиерейской кафедры в г. Немирове в XVIII ст. // Киевская старина. 1883. № 4. С. 883-893; Софроний Доброшевич, архимандрит Новой Сербии // Там же. 1884. № 10. С. 276-304; Описание одного рукописного сборника, принадлежавшего некогда библиотеке Синайского мон-ря // ХЧ. 1884. Т. 2. № 7/8. С. 181-229 (отд. отт. СПб., 1884); Феофан Керамевс, архиеп. Тавроминский Х в. и проповедник // Странник. 1884. № 5. С. 3-23; № 6. С. 161-181; № 7. С. 453-473; Из Царьграда во святый град Иерусалим (в 1893 г.) // ДЧ. 1894. Май/июнь. С. 264-295; Авг. С. 623-636 (отд. отт.: М., 1894).
Пер.: Климент Александрийский, свт. Строматы. Кн. 1 // Воронежские ЕВ. Приб. 1866-1868; он же. Увещательное слово к язычникам // Там же. 1868. № 9-13; Михаил Пселл. Похвальное слово св. Симеону Метафрасту // Там же. Приб. 1869. № 5. С. 100-111; Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной немощи человека // Странник. 1872. № 7. Отд. 1. С. 32-50; Геннадий (Георгий) Схоларий, Патр. Константинопольский. Книга о едином в Троице Боге нашем и Творце всего существующего // Там же. 1873. № 5. Отд. 1. С. 112-136; Феофан Керамевс, архиеп. Таорминский. 3 беседы на воскресные евангелия // Там же. 1884. Т. 2. № 5. С. 3-23; № 6. С. 161-181; № 7. С. 459-473; он же. Беседы на 11 воскресных евангелий. М., 1886.
Изд.: Геннадий (Георгий) Схоларий, патр. Константинопольский. Разговор. Новгород, 1896; он же. Новый мыслитель, или Туманная болтовня. Новгород, 1896; Записки о мученичестве св. Арефы и других с ним в г. Негране, служащие к пояснению истории христианства в южной Аравии VI в. // Странник. 1873. № 6. Отд. 1. С. 217-262; Мануил Пелопоннесский, великий ритор. Ответ иеропсалту, Герасиму иеромонаху: О богоначальном мановении // ЧОЛДП. 1884. № 1, 3; он же. О Марке Ефесском и Флорентийском соборе и проч. // ХЧ. 1886. Ч. 2. С. 102-162; он же. Ответ доминиканцу Франциску // ЧОЛДП. 1889. № 7/8. С. 79-97; он же. Сочинение, написанное для уяснения догмата об обожении плоти Господа нашего Иисуса Христа и о прославленном Его состоянии // Там же. 1890. № 5/7. (Прил.); Григорий Кипрский, патр. Константинопольский. Похвальное слово Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому // Там же. 1889. № 3/5. Прил. С. 1-70 (отд. отт. М., 1889); Иосиф Студит, еп. Фессалоникийский. Похвальное слово св. вмч. Димитрию Солунскому // Там же. 1890. Вып. 2; Арефа, митр. Кесарии Каппадокийской. Проповедь на 1-й псалом. М., 1891; Матфей Властарь. Письмо к принцу Кипрскому Гюи де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия. М., 1891; Нил Диазорен, митр. Родосский. Четыре неизданных произведения. М., 1891; Три статьи неизвестного греческого писателя нач. ХIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии. М., 1892; Мефодий, архиеп. Константинопольский, свт. Слова о святых иконах // ЧОЛДП. 1893. Вып. 11/12. (Прил.; отд. отт.); Некоего митрополита Ефесского, XIII в., неизданное доселе произведение. М., 1893; Григорий Палама, свт. Три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895; Нил Дамила, иером. Ответ греколатинянину монаху Максиму на его письмо в защиту латинских новостей в вере / Ред. греч. текста и пер. еп. Арсения (Иващенко) и Е. Ловягина. Новгород, 1895; Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу. М., 1895; Николай Гидрунтский (Отрантский), игум. греч. мон-ря в Казулах. Три записки о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных. Новгород, 1896; Николай, еп. Мефонский. 2 неизданных произведения: Против латинян по поводу клеветы их на Духа Святого. Об опресноках. Новгород, 1897; Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. Новгород, 1897; Филофей, Патр. Константинопольский. Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость созда Себе дом». Новгород, 1898; Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Юрьев, 1899; Димитрий Кидонис. О презрении смерти. СПб., 1900; Михаил Акоминат, митр. Афинский. 4 неизданные беседы. Новгород, 1901.
Лит.: Барсов Н. И. Рец.: Арсений, еп. Георгия Схолария соч. «Новый мыслитель» // ХЧ. 1896. Ч. 2. С. 195-198; Родосский А. Памяти преосв. Арсения, еп. Кирилловского, вик. Новгородской епархии: Учено-богосл. тр. покойного // ХЧ. 1903. Т. 1. С. 936-942; Спасский А. А. Преосв. Арсений, еп. Кирилловский, и его труды в области византинологии // ВВ. 1903. Т. 10. С. 667-703; Преосв. Арсений: [Некролог] // Новгородские ЕВ. 1903. № 5; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 762-764; Cyprien (Kern), archim. Les traductions russes des textes patristiques. P., 1958; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 374-381.
Э. П. Р.
Ключевые слова:
Византинисты Историки Церкви русские Епископы Русской Православной Церкви Агиографы русские Арсений (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф
См.также:
ГРОССУ Николай Степанович (1867 - после 1928?), прот., проф. КДА, историк Церкви, византинист
ДАМАСКИН (Орловский Владимир Александрович; род. 26 дек. 1949), игумен
ДЕНИСОВ Леонид Иванович [в монашестве Арсений, еп. Каширский, вик. Московской епархии] (1866-1942), духовный писатель, церковный историк
ЛОЛЛИЙ (Юрьевский Александр Иванович; 1875 - 1935), еп. бывш. Могилёвский, историк Церкви
МЕЙЕНДОРФ Иоанн Феофилович (1926-1992), протопр., богослов, патролог, византинист, церковный историк
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский
АВГУСТИН (Гуляницкий Андрей Федорович; 1838 - 1892), еп. Екатеринославский и Таганрогский