(Новая армянская нотопись), система записи монодических песнопений, изобретенная в 10-х или 20-х гг. XIX в. западноарм. музыкантом свящ. Амбарцумом Лимонджяном. Потребность в А. н. была обусловлена тем, что к нач. XIX в. искусство пения по арм. невмам - хазам - пришло в упадок, а европ. 5-линейная нотация (известная Лимонджяну) казалась слишком сложной для записи одноголосных мелодий. В А. н. сочетаются черты хазовой и европ. нотной систем. По внешнему облику и названиям мн. знаки А. н. тождественны хазам; с др. стороны, А. н., подобно европ. нотам (и в отличие от хазов), приспособлена для фиксации интервалов. Так же как и в европ. системе, в А. н. действуют принципы октавного подобия тонов и парного деления основных длительностей (что, строго говоря, противоречит исконным принципам ладового и ритмического строения арм. музыки).
Высота звуков передается в А. н. посредством следующих знаков (поскольку традиц. арм. звукоряды не темперированы, все соответствия носят более или менее приблизительный характер).
Звуки, отстоящие на октаву вверх или вниз от звуков этого ряда, обозначаются соответственно с помощью точек и тире под знаками. Знаки высоты записываются непосредственно над словесным текстом. Знаки длительности либо надписываются над знаками высоты, либо (в паузах) пишутся между ними. Различаются следующие знаки длительности:
В качестве метрической единицы текста принимается 1/4. Отсутствие знака длительности над знаком высоты означает, что данная длительность равна предыдущей.
Образец монодии, записанной с помощью А. н.:
В сер. и 2-й пол. XIX в. с помощью А. н. были зафиксированы практически все дошедшие до этого времени средневек. церковные напевы. В кон. XIX в., с появлением многоголосных обработок духовной музыки, А. н. была вытеснена европ. 5-линейной нотацией.