Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСИДОР
27, С. 166-169 опубликовано: 21 мая 2014г.


ИСИДОР

Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.
Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.

Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.

[греч. ᾿Ισίδωρος] († 250 или 251), мч. Хиосский (пам. 14 мая). Сохранилось 2 версии Мученичества И. По мнению исследователей, 1-я написана на Хиосе в 1-й пол. V в. (BHG, N 960), 2-я, содержащая сведения о перенесении части мощей И. в К-поль между 457 и 460 гг.,- в столице Византийской империи (BHG, N 961). К-польская версия имеет 2 более поздние переработки - BHG, N 961b и 961c (сокращенная). В XIV в. Николай Пепагомен написал 2 Похвальных слова в честь И. (BHG, N 961e, 961f). Был сделан перевод Мученичества И. на лат. язык (BHL, N 4478); краткое Житие составлено Петром Наталисом (BHL, N 4479); еще одна редакция была создана в связи с написанием Похвальных слов на перенесение мощей И. в Венецию (BHL, N 4480-4481). Существует копт. Мученичество Исидора, содержание к-рого не имеет ничего общего с греч. Мученичеством, кроме дня памяти и указания на то, что его мощи находятся на Хиосе (см. в ст. Исидор, мч. Антиохийский).

В 1-й год правления Деция (249-251) по указу императора во всех провинциях Римской империи был проведен рекрутский набор. И., тайный христианин, родом из Александрии, был завербован на флотскую службу. Он стал опционом (младший офицерский чин, помощник центуриона) и ведал раздачей солдатских пайков. Во время пребывания на о-ве Хиос И. как христианин был схвачен по доносу центуриона Юлия и приведен к военачальнику Нумерию (Нумериану). И. смело исповедал христ. веру. Военачальник велел воинам бичевать святого, а затем отрезать ему язык. Однако и без языка И. продолжал говорить отчетливо, прославляя Христа, а Нумерий упал на землю и онемел. Когда его подняли, он отдал письменное повеление обезглавить И. Согласно к-польской редакции, И. был подвергнут перед казнью др. мучениям.

Относительно погребения И. в источниках имеются разные версии. Согласно Мученичеству И., тело святого, оставленное на съедение зверям, похоронил один из друзей И., тайный христианин Аммоний, принявший впосл. мученическую кончину в Кизике. Спустя некоторое время из Эфеса пришла Миропия (впосл. мученица; пам. 2 дек.) и положила на почетном месте мощи, умастив их дорогими мазями и обвив плащаницей. Однако в Житии Миропии говорится, что после казни она похитила тело И., пока стражники спали, и погребла его (SynCP. Col. 271-274). По свидетельству Григория Турского (573-593/4), мощи И. были брошены в колодец, вода из к-рого после этого исцеляла больных и бесноватых. Иногда над колодцем видели свет, похожий на пламя свечи (Greg. Turon. Glor. martyr. 102). Эти сведения повторены в Мартирологе Адона Вьеннского.

Впосл. рядом с местом погребения И. была воздвигнута грандиозная базилика, в к-рой от мощей святого происходили многочисленные исцеления. В ходе археологических исследований (в 1918 под рук. Г. Сотириу, в 1928 под рук. А. Орландоса; основная часть базилики была раскрыта в 1981-1982) было выявлено 5 фаз строительства базилики, древнейшая относится к V в. Одна из перестроек связана с именем визант. имп. Константина IV Погоната (668-685). Сохранились и фрагменты мозаичных полов с геометрическим орнаментом. Рядом находится подземная сводчатая крипта, в к-рой хранились мощи И. и мц. Миропии. О чудесах от гробницы И. упоминал Григорий Турский (Greg. Turon. Glor. martyr. 102).

Четвертование мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг.
Четвертование мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг.

Четвертование мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг.
Мч. Исидор Хиосский в темнице и усекновение его главы. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг.
Мч. Исидор Хиосский в темнице и усекновение его главы. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг.

Мч. Исидор Хиосский в темнице и усекновение его главы. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг.

В Житии прп. Маркиана, эконома храма Св. Софии в К-поле († между 471 и 474), говорится, что он отремонтировал ц. во имя Исидора в столице и что в этом храме была помещена часть мощей святого, перенесенная в К-поль между 457 и 460 гг. Др. ц. во имя Исидора в К-поле была построена в правление имп. Юстина I (518-527) Исидором, братом патрикия Еввула. При ней находилась богадельня (Πάτρια Κωνσταντινουπόλεως // Scriptores originum Constantinopolitanarum / Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. Р. 254-255. (BSGRT)). В VIII в. в Риме во имя Исидора была построена церковь между Тибуртинскими воротами и ц. св. Евсевия.

Рус. игум. Даниил в нач. XII в. видел мощи И. на Хиосе («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18-19). В 1125 г. венецианцы увезли мощи И. c Хиоса и поместили их в соборе св. Марка, устроив капеллу во имя мученика и установив праздник перенесения мощей 16 апр. (BHL, N 4480-4481). Из Венеции часть мощей И. попала в Сару в Каталонии. Этот святой почитается в Средиземноморье как покровитель моряков.

В 1200 г. Антоний, архиеп. Новгородский, видел в К-поле в Большом дворце мраморный столб (к к-рому, по сведениям этого автора, И. был привязан и брошен в море, но затем вышел из воды невредимым), а также часть мощей И. (Книга Паломник. С. 21).

В ряде лат. календарей (в Мартирологе блж. Иеронима, во 2-й редакции Мартиролога Флора Лионского, в Мартирологе Адона Вьеннского) память И. отмечена 14 мая в соответствии с визант. Синаксарями, в других - 15 мая (в лат. Мартирологах Узуарда, Ноткера Заики, Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония и сир. Мартирологе Раббана Слибы). Кроме того, память И. встречается 5 февр. в нек-рых визант. календарях и в Римском Мартирологе. Предполагают, что эта дата установлена в память перенесения мощей И. в К-поль.

Ист.: BHG, N 960-961f; BHL, N 4478-4481; ActaSS. Mai. T. 3. P. 62*-63*; PG. 117. Col. 456; SynCP. Col. 683-684; MartHieron. Comment. P. 255; MartRom. Comment. P. 50, 190; ЖСв. Май. С. 466-470.
Лит.: ActaSS. Mai. T. 3. P. 443-450; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142, 373; Т. 3. С. 181-182; Delehaye. Origines. P. 216-227, 239, 385, 401; Lucchesi G. Isidoro di Chio // BiblSS. Vol. 7. Col. 960-968; Janin. Églises et monastères. P. 262-263; Saxer V. Isidore of Chios // EEC. Vol. 1/2. P. 417; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 226; Aubert R. Isidore de Chio (11) // DHGE. T. 26. Col. 193-195.
О. В. Л.

Гимнография

Память И. отмечается в иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 10), 11 мая. В этот день назначается общее последование святому. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 292) память И. отмечается 14 мая; назначается общее последование И. и др. мученикам, память к-рых также совершается 14 мая: на Пс 50 поется тропарь ᾿Αθλοφόροι ἅγιοι̇ (Страстоносцы святые…), прокимен Пс 67. 36 со стихом, аллилуиарий Пс 96. 11; чтения: Деян 12. 1-11, Ин 15. 17 - 16. 2.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. И. не упоминается, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 1. С. 62) 14 мая содержится последование И., состоящее из канона, цикла стихир-подобнов, седальна. Аналогичный набор песнопений входит в последование И. согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 455). В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 152) и Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 262) И. упоминается 14 мая без богослужебного последования.

В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 215), И. назначается отпустительный тропарь ῾Ο μάρτυς σου Κύριε̇ (   ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. отмечается возможность совершать в честь И. службу с пением на утрене как «Аллилуия», так и «Бог Господь» и с тропарем; указан кондак И. Κυβερνήτης μέγιστος̇ (  ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. тропарь И. отсутствует, но содержится кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании Типикона 1682 г. И. назначаются отпустительный тропарь    и кондак   

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа     (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 73-74); кондак 4-го гласа Κυβερνήτης μέγιστος̇ (   в совр. греч. Минее отсутствует, однако содержится в греч. Минее, изданной в Риме в 1900); канон авторства Феофана с акростихом Τὸν κλεινὸν ᾿Ισίδωρον ὑμνῶ προφρόνως (Славного Исидора воспою радостно; в слав. Минее имя автора и акростих не указаны) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ (  ), нач.: Ταῖς σαῖς ἱκεσίαις (  ); цикл стихир-подобнов; седален.

Е. Е. Макаров

Иконография

Традиц. образ И.- молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися темными волосами, не закрывающими ушей. Несмотря на то что, согласно Житию, И. был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип к-рого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо. В. Д. Фартусов отмечает, что И. «замучен был еще новобранцем... так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 279). Греч. иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые мученики» сообщает об облике И. следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (вмч. Артемию Антиохийскому.- Авт.)» (Ерминия ДФ. С. 166. § 10. № 80). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. Флору, мч. Иллирийскому, а в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова дважды подчеркнуто его воинское достоинство: «…чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зеленая, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 98).

Мч. Исидор Хиосский. Роспись ниши алтаря ц. Благовещения (Прототрони) на о-ве Наксос. VI–VII вв.
Мч. Исидор Хиосский. Роспись ниши алтаря ц. Благовещения (Прототрони) на о-ве Наксос. VI–VII вв.

Мч. Исидор Хиосский. Роспись ниши алтаря ц. Благовещения (Прототрони) на о-ве Наксос. VI–VII вв.

Одно из ранних изображений святого с сохранившейся надписью над нимбом («ICID POC») представлено на откосе левой ниши в алтаре ц. Благовещения (Прототрони) близ Халки на о-ве Наксос, Греция. Оно относится к 1-му слою росписей храма, датируемых VI-VII вв. Можно предположить, что изображение здесь И., не по чину представленного в алтаре, связано с особым почитанием на греч. островах святого, претерпевшего мученическую кончину на о-ве Хиос. Изображение на фреске достаточно условно: строго фронтальная постановка, широко раскрытые глаза, застывший взгляд, мощная линейная обводка черт, моделировку личного цветом заменяет штриховка красно-коричневой охрой на щеках, в области перегородки носа и у внешних уголков глаз, завитки волос в виде кружков. Хорошо сохранившийся лик святого, очевидно, представляет более раннюю иконографическую традицию, лишь частично соответствующую позднему описанию облика И. в Ерминии. Он изображен с кудрявыми короткими волосами ярко-каштанового цвета, без бороды, с небольшими усами; облачен в хитон и плащ, застегнутый на левом плече, в левой руке держит крест. В доказательство почитания И. на о-ве Наксос можно привести также фреску с фрагментом его изображения в ц. ап. Иоанна Богослова близ Халки (2-я пол. XIII в.) на юж. грани сев.-зап. пристенного пилона.

Позже, очевидно после иконоборчества, сложился иной иконографический тип И.- с темными взлохмаченными волосами и короткой черной бородой. Так он представлен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.). В средневизант. время наибольшее распространение получили образы И. с короткой округлой бородой, как, напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366). В поствизант. живописи И. изображался среди мучеников и воинов: в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548) - средовек с темными волнистыми волосами, образующими завитки за ушами; в соборе мон-ря Преображения в Метеорах (1552). Сцена усекновения главы И. представлена в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)).

Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг.
Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг.

Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг.

В Венеции для мощей И. в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420-1421); он состоит из 4 сцен: И. перед правителем; И., раздираемый 2 лошадьми; И. в темнице; усекновение главы И. Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца (Spatharakis. 2001. P. 174-175. Fig. 153-156).

В древнерус. искусстве полуфигурное изображение И. сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) - средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке.

Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

В миниатюрах минологиев образ И. дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками - средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой (Л. 57 об.); в минейной части рукописи - под 14 мая (Л. 114), в рост, в легком повороте вправо, на И. доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).

Включение образа И. в рус. минеи достаточно устойчиво. Под 14 мая он может быть представлен: единолично, как, напр., на минейной иконе на март нач. XVII в. (ЦАК МДА) и на Минее годовой нач. XIX в. (УКМ); в паре с соименным ему блж. Исидором Ростовским, как, напр., на одной из ранних икон из годового комплекта миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) и на иконе на май из комплекта миней письма И. Ф. Липина (1758, КГОИАЗМ; средовек в красном до колен хитоне и в красном же плаще, на голове шапочка, в правой руке держит крест). Определяющим моментом в идентификации этих соименных святых, особенно при утрате надписи, является состав одежд, характеризующий чин их святости. Однако на Минее годовой 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен; в кн.: Бенчев. 2007. С. 177 - атрибутирован как И.) неясно, кто из Исидоров представлен на иконе, поскольку изображенный облачен в одежды преподобного. В гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, ГЛМ) И. и блж. Исидор показаны в легком повороте друг к другу, И.- в воинских доспехах. На минейном офорте на май с раскраской в 5 цветов работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) - такое же парное изображение, что и в святцах, но И.- в хитоне и гиматии. На иконе на май XIX в. (частное собрание; Там же. С. 163) дано парное изображение, но в надписи святой в одеждах блаженного ошибочно поименован Максимом (день памяти мч. Максима приходится также на 14 мая).

Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 11; Миjовић. Менолог. С. 299, 372, 387; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 58; С. 63. Кат. 140; Евсеева. Афонская книга. С. 220, 303; Νάξος. Αθήνα, 1989. Σ. 30-37 (Εικ. 8), 90-94; Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Painting of Crete. Leiden, 2001. P. 174-175. Fig. 153-156; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007; Саенкова Е. М., Герасименко Н. В. Иконы св. воинов. М., 2008. С. 156.
Э. В. Шевченко, Н. В. Герасименко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Иконография мучеников и мучениц Святые Римско-католической Церкви Исидор († 250 или 251), мученик Хиосский (пам. 14 мая)
См.также:
АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)
ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)
ВОНИФАТИЙ РИМСКИЙ († 290), мч. Тарсийский (пам. 19 дек., пам. зап. 14 мая)
ГЛИКЕРИЯ мц. Ираклийская (пам. 13 мая)
ЛОНГИН СОТНИК (I в. по Р. Х.), мч. (пам. 16 окт.; пам. зап. 15 марта)
МАМАНТ († 275), мч. Кесарийский (пам. 2 сент.; пам. зап. 17 авг.)
НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)
АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)
АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая)
АГАФИЯ († ок. 251), мц. Палермская (Катанская) (пам. 5 февр.)