[сир. ] († 11.08.491), палестинский монах- монофизит. Об И. Г. известно из современных ему агиографических текстов и исторических документов, которые связаны с монофизитскими кругами Палестины во главе с богословом-монофизитом Петром Ивером. Эти источники также сохранились в сир. переводах. Среди них важнейшее место занимает анонимное Житие Петра Ивера. В нем сообщается, что И. Г. происходил из Египта и вел жизнь затворника в дер. Бет-Даллата неподалеку от мон-ря Петра Ивера. Обладая даром пророчества, он составлял наставления. И. Г. отличался крайним аскетизмом и в постные дни отказывался от пищи. Всем приходящим к нему за советом он отвечал через сподвижника пресв. Петра. В последние годы жизни И. Г. ушел в полный затвор. Захария Ритор, младший современник И. Г., упоминает о нем в Житии Севира, патриарха Антиохийского, называя И. Г. великим подвижником. Он сравнивает его с прор. Исаией и с прп. Антонием Великим. Упоминания об И. Г. содержатся также в «Церковной истории» Захарии Ритора (Zach. Rhet. Hist. еccl. V 9; VI 3) и в «Плерофориях» Иоанна Руфа, еп. Маюмского.
На сир. языке сохранилось краткое Житие И. Г., написанное между 512 и 518 гг. Захарией Ритором и посвященное кувикуларию имп. Анастасия I Мисаилу. В Житии встречаются почти дословные заимствования из сиро-монофизитского Жития Сeвира Антиохийского и «Церковной истории». Наличие этих совпадений дало повод Р. Драге сомневаться в принадлежности Жития И. Г. Захарии Ритору и подозревать анонимную компиляцию из сочинений Захарии (включая дошедшее в одном фрагменте Житие Петра Ивера), дополненную фантазией неизвестного автора. Однако эта гипотеза не нашла достаточного подтверждения. Житие И. Г. содержит мало дополнительной информации по отношению к той, что можно получить из анонимного Жития Петра Ивера, сочинений Захарии Ритора и Иоанна Руфа.
Согласно этим источникам, И. Г. начал подвизаться как монах на родине, в Египте. Под его влиянием многие обращались к благочестивой жизни. Однако, желая избегнуть мирской молвы, он по примеру прп. Антония Великого удалился в пустыню. Но и там его стали посещать многочисленные паломники. Считая это бесовскими кознями, И. Г. решил покинуть родину и переселился в Палестину. Он посетил Иерусалим, где поклонился честному древу Креста Господня и др. святыням. Проведя в городе 3 дня, И. Г. удалился в окрестности Элевферополя (Бет-Гуврин). Он изучал аскетическое богословие, и мн. монахи из Палестины и Египта, а также видные люди из Газы (Несторий и Дионисий Схоластик; на рассказы последнего ссылается Захария Ритор при описании дара провидения И. Г.) приходили к нему за наставлениями. Видимо, после общения с Несторием и Дионисием он переселился в окрестности Газы, где основал монастырь; руководство обителью поручил соотечественнику пресв. Петру. Иногда приходившие к нему посетители получали ответы на вопросы через пресв. Петра, даже не успев ничего рассказать о своих нуждах.
И. Г. принимал участие в богословских спорах в среде монофизитов. Когда Петр Ивер начал дискуссию о сосущности тела Христа телу человека и анафематствовал всех, кто этого не исповедует, палестинские монахи обратились к И. Г. для решения этого вопроса. Исповедание И. Г., с к-рым все согласились, гласило, что Единый Господь Иисус Христос по божеству единосущен Отцу, а по человечеству - людям. И. Г. осудил раскол акефалов. Он был сведущ в античной философии, софист Эней Газский советовался с ним по поводу толкования сложных мест в сочинениях Платона, Аристотеля и Плотина. Слава об И. Г. дошла до имп. Зинона, который захотел его увидеть и послал за И. Г. евнуха Косму. В это время И. Г. был уже тяжело болен и передал императору и императрице послание. Когда вскоре И. Г. выздоровел, Захария предположил, что эта болезнь была дипломатической для того, чтобы избежать встречи с имп. Зиноном и земной славы. Однако через нек-рое время И. Г. скончался.
В Житии И. Г., написанном Захарией Ритором, говорится о сочинении И. Г. для назидания монахов («Этот отец Исаия, которому принадлежит Книга увещаний» (Zachariae Scholastico Vita Isaiae monachi. P. 3. 16-17. (CSCO; 8))). Это утверждение дало основание Г. Крюгеру выдвинуть гипотезу о принадлежности И. Г. «Аскетикона», авторство к-рого традиционно приписывается Исаии Скитскому. «Аскетикон» впервые издан Августином Иорданитисом по рукописи XVII в. (᾿Ιεροσόλυμα, 1911; 2-е изд.: Βόλος, 1962. Фрагменты, принадлежащие Исаии - рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 456-463). И. Г. не мог быть автором изначального текста «Аскетикона», отражающего традиции и практику егип. отшельников времен становления монашества (IV в.). Кроме того, нет оснований для отождествления «Аскетикона» и «Книги увещаний». В «Аскетиконе» можно найти следы 5 редакций, и И. Г., как человек, знакомый с традициями егип. монашества, мог быть составителем одной из них, адаптированной для палестинских монахов (подробнее см. в ст. Добротолюбие).
И. Г. почитается как святой в Сирийской яковитской Церкви. Его память помещена вместе с памятью Петра Ивера под 25-м днем месяца 2-го тешрина (нояб.) в Мартирологе Рабана Слибы (кон. XIII в.) с титулом «детоводитель».