Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ
1, С. 64-65 опубликовано: 22 октября 2007г.


АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ

Шамс ар-Риаса ибн Кабар [араб.      ] († 10.05.1324), копт. арабоязычный писатель, монофизит. Его труды - вершина «золотого века» копто-араб. лит-ры. Род. в богатой копт. семье, получил блестящее для своего времени образование; одинаково хорошо знал копт. и классический араб. языки, владел также греч., евр., сир. По профессии врач. Состоял в клире храма Пресв. Богородицы (аль-Муаллака) в Ст. Каире. До 1283 г. служил секретарем у мамлюкского эмира Рукн ад-Дина Байбарса аль-Мансури.

Основные труды: «Светильник во тьме, книга изложения церковной службы» (Китаб мисбах аз-зулма фи идaх аль-хидма) - богословская энциклопедия в 24 частях (с многочисленными дополнениями), призванная дать как мирянам, так и священникам целостное представление о догматике, канонах и богослужении Коптской Церкви. Первая часть, посвященная вопросам триадологии и христологии, составлена на основе трудов Яхьи ибн Ади и Севира ибн аль-Мукаффы. Затем следует история христианства, списки апостолов и Александрийских Патриархов. Каноническая часть содержит помимо соборных определений библейские правила, а также перечень арабоязычных церковных авторов. Литургическая часть включает список литургических книг и описание церковных таинств и священнодействий (освящение храма, мира, посвящение во диакона и иерея, постриг, крещение, брак, погребение и др.). Затем следует описание уставной молитвы, порядка постов и церковного года. 22-й главой является т. н. Календарь А. Б., содержащий краткие упоминания на каждый день года о праздниках и святых, почитаемых как на всем христ. Востоке (среди них Антоний Великий, Ефрем Сирин, Григорий Нисский, Григорий Богослов), так и только в Коптской и др. инославных Вост. Церквах (напр., апа Самуил Каламунский, Виса (Беса) , ряд копт. патриархов и т. д.). Наряду с др. восточнохрист. календарями, синаксарями, минологиями и мартирологами Календарь А. Б. является ценным источником сведений по агиографии христ. Востока. В европ. б-ках имеются 4 рукописи, содержащие этот труд целиком; наиболее древняя из них (Par. arab. 203) датируется XIV в. При составлении сочинения А. Б. пользовался трудами таких авторов, как Абдаллах ибн ат-Тайиб аль-Ираки, Ибн аль-Ассаль и др.; «Проповеди» (Китаб хутаб) и похвальные слова, датирующиеся 1298-1320 гг., среди к-рых проповеди на праздники годового круга, приветственные слова (напр., на приезд нубийского христ. царя Кириса) и надгробные речи (на смерть копт. патриарха Иоанна VIII († 29.05.1320), еп. Иоанна Сандафского († 1298) и др.). Эти творения, характеризующиеся метризованной формой и риторическим пафосом, являют собой образец классического араб. красноречия; «Великая лествица» (ас-Суллам аль-кабир) - полный копто-араб. словарь, состоящий из 10 глав, разбитых на 32 раздела; «Ясность умов, книга учения об основах [веры]» (Китаб джала аль-укул фи илм аль-усул) - 18 глав, посвященных догматам христ. веры; полемическая работа по опровержению иудейских и мусульм. нападок на христианство (неопубл. рукопись из Ватиканской б-ки); «Послание блистательного разъяснения» (Рисалат аль-байан аль-азхар) - опровержение учения о предопределении (авторство двух последних работ приписывается также Абу-ль-Хайру ибн ат-Тайибу). Кроме того, А. Б. помогал эмиру Рукн ад-Дину в составлении компиляции по истории ислама, о чем свидетельствуют мусульм. историки Абу-ль-Махасин и аль-Макризи. Последние годы своей жизни А. Б. провел в полном уединении.

Изд.: Kircher A. Lingua Aegyptiaca restituta. R., 1648 [«Лествица»]; Kita b Hutab ash-Shaih as-Sa f ibn al-‘Assa l. Cairo, 1895; Le Calendrier d'Abou'l-Barakât / Ed. et trad. E. Tisserant // PO. 1913. Brepols, 1989r. T. 10/3. N 48; Livre de la Lampe des Ténèbres et de l'Exposition lumineuse du service de l'Église par Abu l-Barakat connu sous le nom d'Ibn Kabar / Еd. L. Villecourt, E. Tisserant, G. Wiet // PO. 1928. T. 20/4. P. 575-734; Ibn Kabar. Misba h al-Zulmah f-'da h al-Khidmah / Ed. Samir Khalil. Cairo, 1943. T. 1-2.
Лит.: Tisserant E., Villecourt L., Wiet G. Recherches sur la personalité et la vie d'Abu l-Barakat Ibn Kubr // ROC. 1921-1922. T. 22. 373-394; Cheikho L. Catalogue des manuscripts des auteurs arabes chrétiens depuis l'Islam. Beyrouth, 1924. P. 262; Гиргис Филутаус ‘Авад. Ибн Кабар (Абу-ль-Баракат). Каир, 1930 (на араб. яз.); Graf G. Mitteilungen zur Chronologie des Abu'l Barakat // Oriens Chr. 1931. T. 28. P. 246; idem. Zum Schrifttum des Abu l-Barakat und des Abu l-Hair // Ibid. 1933. T. 30. P. 133-143; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 438-446; Khouzam M. L'Illumination des intelligence dans la science des fondements: Synthèse de l'enseignement de la théologie copto-arabe sur la révélation chrétienne aux XIIIe et XIVe siècles d'après les écrits d'Abu l-Khair Ibn at-Tayib et Abu l-Barakat ibn Kabar. R., 1941. P. 32-40; Tisserant E. Abu-l-Barakat // DTC. T. 8. Col. 2293-2296.
Лит. об отд. соч.: «Светильник». Baumstark A. Abu'l Barakat nichtgriechisches Verzeichnis der 70 Junger // Oriens Chr. 1901. T. 1. P. 240-257; Riedel W. Der Katalog der christlichen Schriften in arabischer Sprache von Abu'l Barakat // Nachrichten v. d. Klassischen Gesellschaft d. Wiss. zu Göttingen. 1902. Phil.-hist. Kl. H. 5; Cheikho L. Elementa grammaticae Arabicae cum chrestomatia. Beyrouth, 1912. P. 281; Dölger F. Lumen Christi // Antike und Christentum. 1929. T. 1. S. 160; Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen. Münster, 1922. S. 295-300; Maspero J. Histoire des Patriarches d'Alexandrie depuis la mort de l'empereur Anastase jusqu'à la reconciliacion des églises jacobites (518-616). P., 1923. App. III. P. 359-381; Chaine M. La chronologie des temps chrétiennes de l'Égypte de et de l'Ethiopie. P., 1925. P. 228 sq.; Villecourt L. Les observances liturgiques et la discipline du jeune dans l'église copte // Muséon. 1923. T. 36. P. 249-292; «Проповеди». Habib Girgis. Al-Gauhara an-nafsa f hutab al-Kansa. Cairo, 1914; «Лествица». Lepsius A. Auszüge aus der koptisch-arabischen Handschrift // ZÄSA. 1865. N 3. S. 47-57; Heuglin Th. von. Auszug aus der koptisch-arabischen Handschrift // Ibid. 1868. N 6. S. 54-56; Amelineau G. La géographie de l'Égypte. P., 1909. P. 558-562.
В. В. Василик
Ключевые слова:
Монофизиты Писатели арабские христианские Коптская Церковь Абу-ль-Баракат Шамс ар-Риаса ибн Кабар, коптский арабоязычный писатель, монофизит
См.также:
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ арабоязычный христианский писатель XI века
АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ (IX–X вв.), автор произведения арабо-христианской литературы, посвященного полемике с исламом
АБДАЛЛАХ ЗАХИР диакон, арабо-униатский писатель и церковный деятель
АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву
АБУ-ЛЬ-МАКАРИМ Садаллах ибн Гиргис ибн Масуд, коптский священник, арабоязычный писатель
АГАФОН копт. (монофизитский) патр. Александрии (659-677)
АНБА БИШОЙ крупн. копт. мон-рь - см. Паисия св. мон-рь
АПА коптск., уважительное обращение