Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИСАИЯ
27, С. 122-124 опубликовано: 11 мая 2016г.


ИСАИЯ

[греч. ῾Ησαΐας] (XI в.), прп. (пам. кипр. 10 сент.), основатель Киккского монастыря (Кипр).

Источники

Сведения об И. содержатся в «Сказании о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и об иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре», в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.), в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (изд.: Венеция, 1751) Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II, патриарх Иерусалимский) и в соч. «Странствия по св. местам Востока» В. Г. Григоровича-Барского, посетившего Киккский мон-рь в 1727 и 1735 гг.

«Сказание...» было записано в 1422 г. со слов 125-летнего киккского иером. Григория. Известны 5 списков «Сказания...»: Александрийский (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), Ватиканский (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимский (Hieros. Patr. 328, 1695 г., описан А. И. Пападопуло-Керамевсом, издан Константинидисом), Никосийский (кон. ХVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии (Лефкосии), хранится в Музее Киккского монастыря, Cod. Р12, издан К. Спиридакисом), Китийской митрополии (1740 г., в наст. время утрачен, издан А. Папагеоргиу). Еще один несохранившийся список стал основой сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает оригинал Александрийский список.

Время жизни И. и основания им Киккского монастыря можно точно установить благодаря упоминанию в этих источниках исторического лица - Мануила Вутомита. Согласно «Сказанию...», имп. Исаак I Комнин (1057-1059) назначил его дукой (наместником) Кипра. Однако из «Алексиады» известно, что Мануил Вутомит был полководцем др. императора из династии Комнинов - Алексея I (1081-1118). В 1092 г. он был послан на Кипр для подавления восстания Рапсомата (Ann. Comn. Alex. IX 2), но не являлся дукой Кипра (назначен дукой Никеи в 1097 (Ibid. XI 2)). Мануил посещал Кипр и позднее: в 1099 г. он останавливался на острове в составе посольства к антиохийскому кн. Боэмунду I (Ibid. XI 10), а в 1112 г.- по пути в Триполи (Ibid. XIV 2). На основании этих данных Ефрем Афинянин датировал описываемые в «Сказании...» события 1092 г. (᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. 1751. Σ. 23).

Житие

Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г.
Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г.

Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г.
Однажды во время охоты дука Мануил Вутомит заблудился в лесах Троодоса и на горе Коккос встретил монаха-отшельника И., одетого в козью шкуру. Разгневавшись на инока, к-рый не хотел отвечать на вопросы, Мануил жестоко избил его. Вернувшись в резиденцию в Лефкосии, дука заболел. Поняв, что Бог наказал его за избиение инока, Мануил раскаялся и получил исцеление. Когда он решил отправиться к И., чтобы просить прощения, Пресв. Богородица в царском облачении явилась И. во сне, сообщила ему о намерении Мануила и велела, чтобы в качестве епитимии тот привез Ее икону из царского дворца в К-поле. Дука попросил И. сопровождать его в этой поездке. Вскоре император назначил на Кипр наместника по имени Георгий (неизв. по др. источникам), а Мануилу велел вернуться в К-поль. Прибыв ко двору, Мануил не смог найти подходящий момент, чтобы изложить свою просьбу, и И. решил возвратиться на Кипр, т. к. его тяготила жизнь в столице. Мануил заказал для И. 2 иконы (Христа на престоле и 2-частную: Св. Троицы и Божией Матери с Младенцем и предстоящими ктиторами - Мануилом Вутомитом и И.) и дал деньги на постройку ц. во имя Св. Троицы на горе Коккос.

Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г.
Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г.

Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского мон-ря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 г.

Во сне И. явился ангел и утешил его, сказав, что вскоре император пришлет ему икону. Вернувшись на Кипр, И. построил церковь, кельи и основал мон-рь. В это время единственная дочь императора заболела тем же недугом, к-рым страдал Мануил, и ни один врач не мог исцелить ее. Мануил рассказал императору о своей болезни, об исцелении и обете, и тот дал слово отправить икону на Кипр, после чего его дочь сразу же выздоровела.

Однако император не сдержал обещания, и вскоре та же болезнь настигла и его. Ночью ему явилась Пресв. Богородица и укоряла за нарушение обета. Раскаявшись, император снарядил корабль и отправил икону на Кипр с кодикеллом (имп. диплом о назначении на должность или о пожаловании титула; видимо, имеется в виду предоставление Киккскому монастырю статуса императорского). Кипрскому наместнику император велел выделить средства для постройки ц. во имя Пресв. Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год правления императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса. И. построил большой собор, новые кельи и назначил игумена. По версии Ефрема Афинянина, И. также составил монастырский Типикон (Ibid. Σ. 34).

По просьбе И. кипрский наместник Георгий подарил монастырю селения Мил, Миликурий и Перистерона. Он построил в сел. Пентагия (ныне Пендайя) ц. вмч. Георгия Победоносца, купил водяную мельницу, поля и виноградник и передал эти владения в качестве подворья Киккскому монастырю. В ц. вмч. Георгия были помещены 2 иконы, подаренные И. Мануилом Вутомитом.

«Хроника» Леонтия Махераса согласуется со «Сказанием...», но более кратко излагает события. Отличие состоит в том, что Мануил едет в К-поль один, а И. прибывает в столицу позднее на присланном императором корабле и исцеляет его дочь прикосновением руки. Здесь также опущена сюжетная линия о попытке императора нарушить обет, и не отправить чудотворную икону на Кипр. В «Хронике» Мануил также называется дукой (Leont. Makhair. § 37).

В. Г. Григорович-Барский был знаком как со «Сказанием...», так и с местными преданиями («сия же повесть не обретается в кадиках монастирских, но по преданию от инок повествуется» - Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267), в т. ч. он упоминает о пещере, в к-рой подвизался И., «в горе високо, недалече монастира» (Он же. 1885. Ч. 1. С. 403). Если в «Сказании...» Мануил Вутомит играет важную роль, как и И., то у Григоровича-Барского он становится второстепенным действующим лицом. В описании Киккского мон-ря 1727 г. дука Мануил и имп. Исаак Комнин были объединены в один персонаж - дуку Исаака (Там же). В описании 1735 г. кипрский дука не едет вместе с И. в К-поль, а посылает в столицу преподобного (Он же. 1886. Ч. 2. С. 267).

В сочинении Ефрема Афинянина также упоминается явление императору Пресв. Богородицы, обличившей его за намерение заказать точную копию чудотворной иконы, чтобы отослать ее на Кипр вместо оригинала (᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. 1751. Σ. 33).

Если в «Сказании...» и в «Описании...» Ефрема Афинянина императорская дочь выздоравливает без непосредственного участия И., то в более поздних текстах отразилась версия ее исцеления от прикосновения преподобного, впервые встречающаяся в «Хронике» Леонтия Махераса (Βλάσιος Σταυροβουνιώτης. 1999. Σ. 68). К числу позднейших преданий относится легенда о пчеле, которая, сев на чудотворный образ, помогла И. отличить подлинную икону от копии.

Сведения о времени смерти И., месте захоронения и его мощах не сохранились.

Ист.: BHG, N 1069b; Παπαδόπουλο-Κεραμεύς ᾿Α. ῾Ιεροσολυμιτικὴ βιβλιοθήκη. Πετρούπολις, 1891. Τ. 1. Σ. 372-373; Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока. СПб., 1885. Ч. 1. С. 403; 1886. Ч. 2. С. 266-268; ᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. ῾Η Περιγραφὴ τῆς σεβασμίας κα βασιλικῆς Μονῆς τοῦ Κύκκου. ῾Ενετία, 1751; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 36-39; Σπυριδάκης Κ. ῾Η Περιγραφὴ τῆς Μονῆς Κύκκου ἐπ τῇ βάσει ἀνεκδότου χειρογράφου // Κυπριακα σπουδαί. 1949. Τ. 13. Σ. 15-28 [текст]; Χατζηψάλτης Κ. Τὸ ἀνέκδοτο κείμενο τοῦ ᾿Αλεξανδρινοῦ κώδικος 176 (366): Παραδόσιες κα ἱστορία τῆς Μονῆς Κύκκου // Ibid. 1950. Τ. 14. Σ. 49-69 [текст]; Κωνσταντινίδης Κ. Ν. ῾Η Διήγησις τῆς θαυματουργῆς εἰκόνας τῆς Θεοτόκου ᾿Ελεούσας τοῦ Κύκκου κατὰ τὸν λληνικὸ κώδικα 2313 Βατικανοῦ. Λευκωσία, 2002. Σ. 89-292 [тексты]; Παπαγεωργίου ᾿Α. Μία ἀνέκδοτη Διήγηση γία τς εἰκόνες πού ζωγράφησε, κατὰ τὴν παράδοση, ὁ ἀπόστολος Λουκᾶς κα τὴν ἵδρυση τῆς Μονῆς Κύκκου // ᾿Επετηρίδα Κέντρου Μελετῶν ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου. 2004. Τ. 6. Σ. 20-45 [текст].
Лит.: Σπυριδάκης Κ. ῾Η Περιγραφὴ τῆς Μονῆς Κύκκου ἐπ τῇ βάσει ἀνεκδότου χειρογράφου // Κυπριακα σπουδαί. 1949. Τ. 13. Σ. 1-14 [исслед.]; Χατζηψάλτης Κ. Τὸ ἀνέκδοτο κείμενο τοῦ ᾿Αλεξανδρινοῦ κώδικος 176 (366): Παραδόσιες κα ἱστορία τῆς Μονῆς Κύκκου // Ibid. 1950. Τ. 14. Σ. 39-48 [исслед.]; Ησαΐας μοναχός // ΜΚΕ. 1987. Τ. 5. Σ. 337-338; Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 1997 2. Σ. 28; Βλάσιος Σταυροβουνιώτης, μον. Πατερικὸν τῆς Νήσου Κύπρου. Θεσσαλονίκη, 1999 3. Σ. 68-69; Κωνσταντινίδης Κ. Ν. ῾Η Διήγησις τῆς θαυματουργῆς εἰκόνας τῆς Θεοτόκου ᾿Ελεούσας τοῦ Κύκκου κατὰ τὸν λληνικὸ κώδικα 2313 Βατικανοῦ. Λευκωσία, 2002. Σ. 3-88 [исслед.]; Παπαγεωργίου ᾿Α. Μία ἀνέκδοτη Διήγηση γία τς εἰκόνες πού ζωγράφησε, κατὰ τὴν παράδοση, ὁ ἀπόστολος Λουκᾶς κα τὴν ἵδρυση τῆς Μονῆς Κύκκου // ᾿Επετηρίδα Κέντρου Μελετῶν ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου. 2004. Τ. 6. Σ. 9-19 [исслед.].
И. Н. Тертышный
Ключевые слова:
Преподобные Кипрской Православной Церкви Святые Кипрской Православной Церкви Исаия (XI в.), преподобный (пам. кипр. 10 сент.), основатель Киккского монастыря (Кипр) Киккский монастырь, крупнейший на Кипре, ставропигиальный, мужской, действующий, необщежительный
См.также:
АВКСЕНТИЙ ЧУДОТВОРЕЦ прп. Кипрский (пам. кипр. 28 сент.)
ВАРЛААМ, КАЛАНТИЙ И АГАПИЙ преподобные (пам. кипр. 26 апр.)
ВАРНАВА прп. (пам. кипр. 11 июня)
ВАРНАВА И ИЛАРИОН (V в.), преподобные (пам. кипр. 21 окт.)
ВИХИАН (ранее XIV в.), местночтимый кипрский святой, прп. (пам. кипр. 11 дек.)
ГЕОРГИЙ АЛАМАН прп. (пам. кипр. 23 апр., 3 нояб.), местночтимый кипрский святой
ЕВТИХИЙ прп. (пам. кипр.- в понедельник Светлой седмицы), кипрский cвятой
ЕВТИХИЙ (IV в.), основатель монастыря Иереев близ Пафоса (Агия-Мони или мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца), прп. (пам. кипр. 7, 8 авг., понедельник Светлой седмицы)