[Эрзурумские; груз. ისააკ და იოსებ, ისააკი და იოსები], братья-мученики (пам. груз. 16 сент.), пострадавшие от мусульман в 808 г. в малоазиат. г. Карну-Калаки (Феодосиополь, ныне Эрзурум, Турция). Мученичество святых Исаака и Иосифа было создано на арм. языке (Жития святых. 1874. С. 266-271). На его основе католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) создал «Восхваление и повествование о подвигах и страданиях святых мучеников Исаака и Иосифа, пострадавших в городе Феодосиополе» и внес в свой сб. «Мартирика» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - ПДГАЛ. 1980. Т. 6. С. 353-370), содержащий мученичества груз. святых. Католикос-патриарх указал, что Исаак и Иосиф - святые Армянской Церкви и в календарь Грузинской Православной Церкви их память была внесена еще в древности. Однако с кон. XVIII в. в груз. церковных календарях стало указываться, что Исаак и Иосиф - мученики грузинские.
Отец св. братьев был знатным мусульманином, мать тайно исповедовала Христа и воспитала детей в христианстве. Дети тяготились исламским окружением и, когда выросли, решили поселиться там, где можно открыто исповедовать свою веру. Об Иосифе известно, что он был женат. Братья обратились с письмом к визант. имп. Никифору I (802-811), в к-ром просили позволить им перебраться в К-поль и поступить на царскую службу. Получив благоприятный ответ, братья стали собираться в дорогу. Старший брат, имя к-рого осталось неизвестным, уехал, Исаак и Иосиф были задержаны по приказу эмира, пожелавшего узнать, почему они покидают город. Братья открыто исповедали Христа. Уговоры эмира и слезы отца не поколебали их мужества, и братья были обезглавлены. В Житии указано, что ночью на тела мучеников спустился столп света и пораженные знамением мусульмане просили христиан предать тела погребению. На месте могилы мучеников в Эрзуруме была выстроена ц. во имя Св. Троицы. До X в. память мучеников совершали 26 сент.