(1-я пол. XVI в.), прп. (пам. 28 сент. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Илоезерский. Сведения о преподобном содержатся в его Житии (известны 12 списков), а также в материалах расследования о чудесах святого («Обыск о чудесах»), к-рое было проведено весной 1653 г. архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря Митрофаном по благословению патриарха Никона. Сохранившиеся списки Жития датируются кон. XVII - 70-ми гг. XVIII в. Краткая редакция Жития (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. № 1038, кон. XVII в.; БАН. Арх. ком. № 6, 1-я пол. 40-х гг. XVIII в.) содержит рассказы о 3 посмертных чудесах по молитвам к преподобному (авторство Жития ошибочно приписывалось архим. Митрофану). Пространная редакция Жития (ГИМ. Муз. № 1510, 1-я треть XVIII в.; № 862, 1-я пол. XVIII в.; РНБ. Q.I.935, 1-я треть XVIII в.; Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405, 50-е гг. и посл. четв. XVIII в.) сложилась в 80-90-х гг. XVII в. как компиляция краткого Жития И. и «Обыска о чудесах», дополненная рассказами о позднейших чудесах по молитвам к И. (полная редакция Жития содержит описание 21 чуда). Есть основания полагать, что составителем пространной редакции был священник междуозерской (илоезерской) ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы Евтихий Васильев, служивший в ней в 1653-1696 гг. В 40-х гг. XVIII в. Житие И. распространилось в списках, сделанных иеродиак. Киево-Печерского мон-ря Кириаком (Ястребенским), сосланным в Кириллов Новоезерский монастырь (ГИМ. Барс. № 851, 1748 г.; РНБ. Погод. № 726, 1746 г.; ОГНБ. 1/29 (131), 1746 г.). Пространная редакция Жития при этом подверглась редакторской правке, гл. обр. стилистического и грамматического характера.
Из Жития известно, что И. был насельником Корнилиева Комельского в честь Введения Пресв. Богородицы во храм монастыря, не имел сана (в нек-рых списках Жития И. назван схимником). В 1537 г., после преставления прп. Корнилия Комельского, И. покинул обитель и поселился в Белозерском у. (в ряде списков Жития говорится, что он пришел на оз. Уро). По прошествии некоторого времени, получив во сне откровение, И. приобрел у черносошного крестьянина Анисима землю в Озацкой вол. Надпорожского стана Белозерского у. близ оз. Ило (в 30 км к югу от г. Белозерска), где выстроил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Святой подвизался в посте и молитве, нес послушание в трапезной палате при храме. Пищей святого были хлеб и вода. Все, что ему приносили местные жители, он раздавал нищим. И. ежедневно («от субботы до субботы») причащался Св. Христовых Таин, никогда не мылся в бане. Очевидцем единственного известного прижизненного чуда святого стал местный житель Елисей, по-видимому записавший увиденное: И., подобно 3 библейским отрокам (Дан 3. 15-93), лежал на раскаленных углях в печи и оставался невредим. В Житии рассказывается, что со временем построенный преподобным храм стал центром приходской общины. Во избежание соблазнов И. по молитве лишился слуха и зрения. Оставив церковь, святой поселился рядом с ней в бобыльской избе (келье). День преставления преподобному возвестил ангел, накануне иером. Исаия причастил И. Годом преставления святого в «Описании о российских святых» назван 1541-й (7050), что противоречит Житию, в к-ром говорится, что преподобный прожил в Белозерском у. «лета довольна». И. был погребен 28 сент. в часовне рядом с построенной им ц. Рождества Пресв. Богородицы.
По-видимому, вскоре после кончины святого на месте его отшельничества возник небольшой мон-рь - Междуозерская (Илоезерская) Родионова пуст., построенная преподобным ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы использовалась также приходской общиной. В краткой редакции Жития, в 1-м рассказе о чуде, совершившемся после преставления святого, повествуется о наказании Софония, к-рый ткнул «жезлом» в могилу преподобного (видимо, для того, чтобы раскопать ее и достать «сокровище») и ослеп. Спустя неск. лет ночью Софонию явился И. и повелел молиться у своей могилы, после чего Софоний исцелился. В благодарность он сделал деревянную гробницу над могилой И. и повелел написать его образ. В Смутное время Междуозерская пуст. была разорена, старцы «от скудости розбрелись» (Лифшиц. 2009. С. 78). В рассказе об одном из чудес И. повествуется, что летом 1612 г. «воровские люди» оказались на о-ве Ило, один из них, встав на гробницу святого, стал снимать оклад с иконы Всемилостивого Спаса и был разбит параличом. Испуганные грабители, погрузив своего товарища на лошадь, покинули пустынь.
В 20-40-х гг. XVII в. ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы была приходской, при ней в кельях жили нищие и пономарь. В сер. XVII в. здесь возобновилась монашеская община во главе со строителем иером. Исидором. В 1652 г. иером. Исидор получил благословение Ростовского митр. Варлаама II на строительство ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы над могилой И. (храм сгорел в 1705, затем был восстановлен). По грамоте царя Алексея Михайловича от 28 февр. 1654 г. обители были пожалованы о-в Ило, рыбные ловли и лес близ озера; в монастыре было 5 братских келий и 1 строительская, проживали 3 старца. Неск. лет продолжалась тяжба между иером. Исидором и служившим в Рождество-Богородицкой ц. белым свящ. Евтихием Васильевым, поскольку власти монастыря стремились перевести существовавшую при ц. Рождества Пресв. Богородицы приходскую общину в соседний - Иловский Преображенский - приход.
Благодаря усилиям строителя иером. Исидора после «обыска», проведенного в 1653 г. архим. Митрофаном, И. был канонизирован к местному почитанию. В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. имя И. значится без указания дня памяти: «...преподобнаго отца Иродиона, иж на озере Возатке близ Белоозера» (РГБ. МДА. № 201. Л. 335 об.). Сведения о гробнице и об иконе преподобного приведены в описи ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы, составленной в 1664 г.: «Над гробницею Иродиона чудотворца вместо раки решетка древяная, крашена празеленью. На гробнице образ Иродиона чудотворца, во облаце Святая Троица, на празелене» (Лифшиц. 2009. С. 83). К 1747 г. над погребением святого была устроена рака, на к-рой находился образ И.: «Та гробница и со цкою в вышину аршин с верхом, древяная. Над оною гробницею имеется на столпах резная сень и расписана красками» (Там же. С. 87). После смерти иером. Исидора в 1664 г. Междуозерская пуст. фактически прекратила существование, вновь превратившись в приход, что было утверждено в ходе реформы в 1764 г.
В рассказах о чудесах, происходивших от мощей преподобного или по молитве к нему, повествуется об исцелениях и о др. помощи окрестным жителям, иногда паломникам, пришедшим из иных мест. Нек-рые из чудес были записаны собственноручно: напр., свящ. Евфимий Фомин записал чудо 5, а «некто из детей боярских» Григорий Никифорович Золотилов, будучи неграмотен, поручил записать происшедшее с ним и с его сестрой чудо иером. Исидору (чудо 6). О почитании И. в ХVIII в. свидетельствует выписка из донесения Вологодской духовной консистории в Синод от 24 янв. 1739 г.: «В приходской церкви, что в Междуозерье, Иродион чудотворец, не свидетельствован. А у него, чудотворца, служба бывает, и приходят богомольцы для моления разных чинов и поныне» (цит. по: Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 1. № 1701. С. 475, [№] 5).
Житие святого постепенно забывалось. Иеродиак. Кириак (Ястребенский), оказавшийся в 40-х гг. XVIII в. в Кирилловом Новоезерском мон-ре, 5 лет не мог найти исправный список Жития И.: «А в христолюбивых людех града Белаезера и в протчих у кого пять чудес написано имеется, у кого три или полжития преподобнаго, но и то несходно» (ГИМ. Барс. № 851. Л. 121-121 об.). Кириак составил исправный текст по разным спискам и сочинил молитвы к преподобному, однако они не получили широкого распространения. В сер. XVIII в. Житие И. было включено в сборник житий Белозерских святых (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405); святой изображен на иконах «Собор Белозерских чудотворцев» и «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» (1-я треть XVIII в.), что позволяет предположить канонизацию И. в составе Собора Белозерских святых, празднование к-рому было утрачено к кон. XVIII в. (см.: Романенко. 2009. С. 96-97). В кон. ХIХ в. Житие святого было практически неизвестно в Белозерье, о чем свидетельствовал настоятель междуозерской Рождество-Богородицкой ц. свящ. Павел Смирнов в письме в редакцию «Новгородских ЕВ»: «Богомольцы, приходя поклониться угоднику, просят меня почитать Житие преподобного, но я, к сожалению, удовлетворить их просьбы не могу» (Житие преподобного и богоносного отца нашего Иродиона. 1899. С. 882). Служба преподобному совершалась по Общей Минее.
В кон. XVIII в. над могилой преподобного построили кирпичную ц. в честь Похвалы Пресв. Богородицы с приделами во имя И. и в честь Рождества Богородицы. К нач. XIX в. выстроенная преподобным деревянная Рождество-Богородицкая ц. была ветхой, в сер. XIX в. в бывш. пустыни имелся только каменный храм (сохр. в полуразрушенном состоянии). Междуозерский приход объединял 12 небольших деревень, расположенных между озерами Азатское и Ило. В настоящее время жители этих деревень отмечают 11 окт. (28 сент.) праздник «Родионьевская», но не связывают его с И. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено ок. 1831 г. (возобновлено в 1981). И. прославляется в 4-м тропаре 8-й песни канона Всем святым земли Новгородской (составлен в 1831). Имя И. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 39, 64), где он отмечен как местночтимый святой.
Иконописные образы И. получили распространение, очевидно, вскоре после его местного прославления в 1653 г. и писались гл. обр. для Иродионовой пуст. и окрестных храмов. В епархиальной переписке 1747 г. отмечено, что «на иконах подобие лица его изображается исстари» (Там же. С. 88). Наиболее ранние произведения внесены в отписные книги церковного и монастырского имущества и построек Междуозерской пуст. 1664 г. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ед. 1621; см.: Лифшиц. 2009. С. 82-86. № 8). Так, в деревянной ц. Похвалы Пресв. Богородицы (возведена «над мощми Иродиона чудотворца» в сер. XVII в.) в местном ряду иконостаса 3-м с правой стороны стоял «образ преподобных отец Кирила Новозерсково и Родиона Илоского в молении во облаце Пречистой Богородицы воплощению, на празелени; у него пелена крашенинная лазоревая, подложена холстом; наверху убрус полотенной браной». За ним упомянута икона «Иродиона чудотворца, на вохре; цата сребряна золочена…». Еще один образ И. на охристом фоне был включен в состав пядничного ряда иконостаса. Наконец, преподобный (назван Родионом чудотворцем) был написан в числе избранных святых на поле золотофонной иконы Божией Матери «Одигитрия», расположенной в алтаре за престолом.
В 1664 г. на гробнице И. в южной части Похвальской ц. находилась его икона «на празелене» с изображением Св. Троицы «во облаце», а также «покров тафта зеленая, на ней шит крест золотом [вкропец?], обложен кружилом золотным, подложен крашениною лазоревою; на покрове паволока крашенинная же зеленая» (Лифшиц. 2009. С. 72-73, 83). По документам 1747 г. (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. 1645. Л. 88; см.: Лифшиц. 2009. С. 73, 87), образ И. на деревянной гробнице был писан «на цке, а венец сребряной»; надгробие дополняла резная расписная сень на столпах.
Наиболее ранние изображения И. сохранились на иконах Белозерских святых, молящихся Иисусу Христу или Богородице с Младенцем. Так, на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский / Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217, 270. Кат. 120; Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции // Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51) И. представлен в коленопреклоненном молении Божией Матери в группе преподобных, основавших мон-ри и пустыни в землях Белозерья. Он в монашеском одеянии, куколь на плечах, лицо сухощавое, борода относительно длинная, с проседью, волосы вьются.
Миниатюрная икона «Избранные Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в. вставлена в центральную часть складня с образами Покрова Пресв. Богородицы в навершии и архангелов Михаила и Гавриила на створках (частное собрание; см.: Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции рус. монашества. М., 2003. Вкл. Рис. 13). И. изображен в числе 6 местных преподобных, в левой группе в верхнем ряду (напротив прп. Нила Сорского), в мантии и схиме, с седыми кудрявыми волосами и широкой округлой бородой средней длины, голова не покрыта; надпись: « ».
Большая, очевидно иконостасная, икона с изображением стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, избранных (прп. Алексия, человека Божия, прп. Александра Свирского) и Белозерских святых, где присутствует И., выявлена при обследовании фондов Белозерского обл. КМ (см. отчет от 2.11.2006 г. худож.-реставратора высш. квалификации О. А. Соколовой). Образ происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (привезен из экспедиции в 1989). Живопись, скрытая под слоем потемневшей олифы, предварительно датируется кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. И. представлен в коленопреклоненном молении в левом среднем ряду, рядом со своим учителем прп. Корнилием Комельским, напротив прп. Филиппа Ирапского. Облачен в монашескую мантию коричневого цвета, куколь на плечах, лик слегка удлиненный, глаза крупные, нос прямой, широкий лоб, волнистые волосы с короткой челкой, округлая борода средней длины. Над нимбом написано: « ».
В ц. Богоявления в Белозерске находится икона «Собор Белозерских чудотворцев» посл. четв. XVIII в. Под образом Господа Вседержителя в облачном сегменте изображены в 2 ряда 9 преподобных, И.- слева вверху (рядом с прп. Нилом Сорским), вполоборота вправо, седые волосы до плеч разделены на прямой пробор, черты лица крупные; на нимбе: « ». Композицию этого образа точно повторяет исполненная в масляной технике икона Белозерских святых нач. XX в. (часовня прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске), где, однако, облик преподобных существенно отличается от более раннего образца. В частности, И. имеет густые русые волосы, зачесанные назад, и окладистую бороду без седины.
По-видимому, образ И., как и образы др. избранных Вологодских и Белозерских преподобных, включен в число предстоящих изображению Господа Вседержителя на иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» кон. XIX - нач. XX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде (вверху в правой части композиции И. с русыми волосами и недлинной бородой, куколь на плечах; надпись: «ñ […]»).
Известны 2 миниатюры с ростовым образом И. Одна из них помещена в сборнике-конволюте 1748 г., написанном иеродиак. Кириаком (Ястребенским) (ГИМ. Барс. № 851. Л. 87 об.; см.: Лифшиц. Кириак (Ястребенский). 2005. С. 272; Он же. 2009. С. 51-52), предваряет текст Жития И. Святой представлен прямолично, в монашеском одеянии - розоватой рясе, темно-коричневой мантии, синей схиме, куколь на плечах, правой рукой именословно благословляет, в левой держит игуменский посох и развернутый свиток с текстом: « i i [у]». У И. крупные черты лица, лоб с небольшими залысинами, короткие, густые и вьющиеся волосы, борода средней длины, вокруг головы нимб. Вверху в облаках - слетающий голубь (« »); на фоне надпись: « () w i».
На др. миниатюре, 2-й пол. XVIII в., из рукописного сборника житий и повестей из б-ки князей Голицыных (Гос. музей-усадьба «Архангельское». Инв. № 18405. Л. 109 об.; 50-е гг. и посл. четв. XVIII в.), И. одет в оливковую рясу, коричневую мантию и голубую схиму, голова не покрыта, правой, отведенной в сторону рукой именословно благословляет, в левой держит свиток возле груди. У преподобного высокий лоб, обрамленный шапкой коротких волнистых волос, окладистая борода. По сторонам нимба надпись: « ( ) ». Несмотря на некоторые отличия в иконографии И. (наличие игуменского посоха, длину бороды и др.), возможно, обе миниатюры выполнены в одной мастерской (Романенко. 2009. С. 96).
И. упомянут без описания облика под 26 сент. в текстах иконописных подлинников: XVIII в. из коллекции Г. Д. Филимонова (И. назван «пустынником») и 30-х гг. XIX в. (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 33; ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 38; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 135).
В монументальной живописи образ И. встречается в группе подвижников XVI в. в академической по стилю росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010) в галерее русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре.
И. изображен (с непокрытой головой) среди Белозерских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейном образе свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на современных повторениях этой композиции (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках в Москве, ц. свт. Николая на Глинках в Вологде и др.).