Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV в.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых).
А. приняли монашество и были погребены в Сокольницкой обители как ее ктиторы. Нетленные мощи братьев трижды выходили на поверхность, несмотря на то что инок-старец пытался покрыть их землей. После того как старец доложил о случившемся архиеп. Новгородскому Пимену (1552-1570), владыка распорядился, чтобы мощи были устроены в раке. Через нек-рое время (1562) А. явились московскому боярину и исцелили его от болезни, после этого начались многочисленные исцеления от их мощей. Местная канонизация А. произошла, вероятно, ок. 1606 г., когда было составлено «Сказание», празднование установлено на 17 июня. В XVII в. составлена служба А. по образцу преподобнической, в значительной ее части прославляются явление мощей А. и последующие чудеса (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 165-177). Древнейшие списки службы датируются посл. четв. XVII в. (БАН. Собр. текущих пост. № 754. Л. 1-24об.; РНБ. Погод. № 788. Л. 312-342). Запись чудес, происходивших от мощей А., продолжалась в XVIII в. Архиеп. Димитрий (Самбикин) видел в б-ке Антония Римлянина мон-ря список «Сказания» с изложением чудес с 1562 по 1775 г. Память А. указана в «Описании о российских святых» (кон. XVII - нач. XVIII в.) и в Отенских святцах 1718 г.
По сведениям «Сказания» (по списку Новгородской Погодинской летописи), в 1775 г. весь Сокольницкий мон-рь выгорел, инокини были переведены в Михалицкий мон-рь, а мощи братьев перенесены в Антониев мон-рь и установлены в приделе ап. Иоанна Богослова соборного храма в честь рождества Богородицы (БАН. 17.8.25. Л. 113-114об., кон. XVIII в.). В честь этого события установлено 2-е местное празднование - на 4 мая.
Наиболее ранним сохранившимся изображением А. является надгробный образ 1701 г. (НГОМЗ) из ц. свт. Николая Сокольницкого мон-ря, созданный по указу Новгородского митр. Ионы. Очевидно, именно эта икона упоминается в Отенских святцах 1718 г.: «Мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть и образы их на гробе на дске написаны; чудеса есть; память июня в 17 день» (Филарет (Гумилевский). С. 99. Прим. 147). Икона относится к типу двухъярусных композиций, где в верхней части изображен Деисус, в нижней - фигуры чтимых святых. А. представлены прямолично, в рост, в левой руке каждый держит свернутый белый свиток (кроме юного прп. Климента), правая поднята к груди (у преподобных Никиты и Никифора ладонью наружу); облачены в платья с оплечьями, поясами и каймой, украшенной «каменьями» и «жемчужной» обнизью, и в боярские шубы; одеяния богато орнаментированы золотыми и серебряными растительными узорами. Прп. Климент представлен безбородым, с округлым ликом и короткой прической; лик прп. Кирилла, с высоким лбом, обрамляют вьющиеся седые волосы и короткая, слегка раздвоившаяся на конце борода; прп. Никита изображен с длинной, сужающейся книзу бородой, высоким лбом и короткими седыми волосами; у прп. Никифора небольшая клинообразная борода, темные волосы, ниспадающие прядями на плечи; округлый безбородый лик юного прп. Исаакия обрамлен кудрями.
Более ранние изображения А., к-рые могли находиться у раки святых после обретения мощей и прославления, в наст. время неизвестны; нет описания внешности преподобных и в иконописных подлинниках (Маркелов. 1995. С. 42). Возможно, икона 1701 г. стояла у истоков сложения иконографии А. и являлась иконографическим образцом при создании их последующих изображений, напр. для упоминаемой в Описи 1939 г. иконы из придела свт. Тихона Задонского ц. Сретения Господня Антониева мон-ря в Новгороде (ГАНО. Р-138. Ед. 24. Л. 21).
А. изображаются также в ряду др. подвижников в композиции «Собор новгородских святых», получившей распространение в XVIII в., на иконах «Новгородские чудотворцы» XVIII в. из собрания А. М. Постникова (Маркелов. С. 399), «Образ новгородских чудотворцев» 1728 г. (ГТГ). Чеканные изображения А. среди 74 новгородских подвижников помещались на сев. стенке жертвенника в алтаре Знаменского собора в Новгороде (Тихомиров. С. 40).