[арм. I8ind ], село в обл. Арагацотн в Армении, в к-ром сохранился один из 2 средневек. арм. октаконхов (храмов с 8 экседрами). Постройка, датирующаяся посл. четв. VII в., возведена из крупных блоков рыжеватого охристого туфа, тщательно отесанного с лицевой стороны. В 1964-1965 гг. производилась консервация памятника, к нач. XXI в. сохранились сев. половина храма и основа стен в юж. части. В нач. 10-х гг. XXI в. была произведена реставрация несохранившихся частей памятника. Однако метод полного восстановления в данном случае представляется неприемлемым: подлинные фрагменты кладки с нек-рых точек обзора теряются на фоне обширных массивов новых стен.
Октаконх, композиция которого в целом восходит к античным многоэкседровым постройкам, возведен по образцу ц. Зоравар близ Егварда (между 666 и 685). В отличие от ц. Зоравар И. имеет более развитую алтарную часть (с 2 пастофориями по сторонам от апсиды) и акцентированную ось «запад-восток», для чего вместо зап. экседры был создан прямоугольный в плане компартимент, перекрытый крестовым сводом. Остальные 7 экседр, включая апсиду, перекрыты конхами и вместе с западным компартиментом образовали центрическое пространство вокруг подкупольного 8-гранника (8,3×8,5 м). Стыки экседр оформлены узкими колоннами в 3/4 цилиндра, между арками созданы сферические паруса, поддерживающие кольцевой карниз. Высокий цилиндрический барабан плавно переходил в поверхность купола. Распределение проемов ясное и строгое, отличается простотой ритма. Храм имеет 2 входа - по центру зап. и юж. экседр. По одному окну располагалось в экседрах постройки и по одному - в каждой грани барабана.
Снаружи основной объем представляет собой 2 полукольца 3-гранных экседр и прямоугольные объемы с запада (компартимент) и востока (алтарная экседра с пастофориями). Треугольные в плане пространства между экседрами перекрыты большими тромпами, т. е. представлены как ниши. Благодаря им изрезанный в плане объем обобщен многогранным призматическим завершением. Плоские декоративные ниши присутствуют и между апсидой и пастофориями, 8-гранный объем барабана также украшен узкими треугольными нишами (такие же барабаны в церквах в Арцваберде (30-е гг. VII в.), Мастаре (40-е гг. VII в.), Гарнаовите (посл. треть VII в.)).
Необычна аркатура основного объема, ажурно подчеркивающая выдвинутые грани экседр и границы ниш. Ниши включены в ритм аркатурного обрамления - прием, который станет традиционным для зодчества X-XI вв. (постройки тайкской, анийской и др. школ). Пилястры аркатуры храма в виде спаренных полуколонок примыкают не к ребрам экседр, а к их боковым плоскостям, обращенным в пространства ниш. На эти пилястры опираются архивольты экседр, а уже на их основания - арки, огибающие ниши. Для создания динамической подвижности форм мастера отказались от традиц. правил тектоники. Различие чередующихся арок заключено и в их пластической трактовке: на экседры наложены профилированные архивольты, а на ниши - плоские, выделенные только орнаментом. В основания резных арок над нишами помещены крупные рельефные пальметты или фигуры, неидентифицируемые из-за плохой сохранности. Набор мотивов резного убранства и сочетание его с аркатурами в интерьере и экстерьере придавали постройке торжественность, характерную для арм. архитектуры после строительства ц. Звартноц в Вагаршапате (между 641 и 661). Однако архитектурные детали и резьба значительно упрощены по сравнению с многими постройками сер.- 2-й пол. VII в. Так, капители, венчающие колонны в глубине западных ниш, лишь имитируют корзинообразные капители Звартноца и других сходных памятников. По предположению О. Х. Халпахчьяна, на этих капителях на фоне дополнительных полукруглых ниш «помещались сохранившиеся в обломках на месте и на территории церкви скульптуры, видимо, изображавшие ктиторов или местных правителей» (Халпахчьян. 1982. С. 71).
Архитектуре храма в И. свойственны изящество и стройность форм, линий и пропорций экстерьера. Свобода от следования сложившимся нормам, легкость обращения мастеров с известными им мотивами свидетельствуют о неординарности зодчего, поиске им новой стилистической тональности. Этот памятник является одним из лучших произведений зодчества стран Закавказья.