Егва́рд [арм. Exva8d ], большое с. в обл. (марзе) Котайк (Армения) у подножия горы Ара, богатое средневек. памятниками. Древнейшей является раскопанная в нач. XX в. однонефная раннехрист. церковь, отнесенная Т. Тораманяном и Й. Стржиговским к V в. От нее осталось неск. рядов кладки, выявляющей вытянутый зал с U-образной апсидой на востоке. Кроме главного входа по оси зап. стены имелось еще 3 в юж. стене, восточный из к-рых примыкал вплотную к апсиде. Немногочисленные сохранившиеся основания пилястр с профилированными базами свидетельствуют о том, что зал, вероятно, был перекрыт сводом на подпружных арках.
в зап. части села - большая базилика, раскопанная в нач. XX в. Х. Дадяном и ставшая предметом изучения после посещения Тораманяна и Стржиговского в 1913 г. Сохранились стены постройки в 4-6 рядов кладки и остатки столбов. Выступающая из общего объема церкви алтарная апсида уничтожена при прокладке автодороги. Новые раскопки проведены в 80-х гг. XX в. Вытянутое с запада на восток прямоугольное пространство разделено 4 парами Т-образных массивных столбов на 3 нефа (средний шириной 4,95 м, боковые - по 2,05 м), завершавшиеся апсидами. Центральную из них предваряет вима. Небольшие лопатки столбов служили опорой подпружных арок центрального свода. Продольные стены расчленены плоскими пилястрами, на к-рые опирались арки боковых сводов. В основании столбов находились квадратные в плане базы, в основании пилястр - кубовидные, установленные на узкой ступени основания продольных стен. Снаружи из прямоугольного объема храма (14,26×28 м) выделяется 5-гранная алтарная апсида. Стены базилики высятся на 3-ступенчатом цоколе, середины продольных стен отмечены декоративными пилястрами. Храм имеет 6 входов: главный - западный, по оси фасада, 3 - в южной и 2 - в сев. стене. Пороги вост. входов в юж. и сев. стене приподняты по сравнению с остальными: возможно, на этом уровне находилось несохранившееся алтарное возвышение или площадка солеи. Входы, за исключением вост., были оформлены порталами. Среди выявленных при раскопках архитектурных фрагментов - 2 каменные купели в форме четырехлистника. Базилику украшает криптограмма - надпись длиной 30 м и высотой 17 см тянется по юж. фасаду на уровне 3-го ряда кладки и огибает капители портала. Согласно прочтению П. Мурадяна, в ней четырежды зашифрован 660 год от Р. Х., а ее палеографические особенности характерны для VII в. Тораманян датировал церковь V или VI в. на том основании, что тип 3-нефной базилики существовал только в это время; этой т. зр. большинство исследователей придерживаются и после дешифровки надписи (Саинян. 1955; Мнацаканян. 2002). По их мнению, к 660 г. относится перестройка столбов храма в связи с заменой деревянных перекрытий каменных сводов, хотя следов такой перестройки нет. Толщина стен (1,18 м), форма перекрытий входов и др. особенности свидетельствуют в пользу 660 г. как времени возведения базилики. Судя по изменению кладки в вост. концах боковых нефов, малые апсиды были пристроены в X-XIII вв.
(мон-рь св. Феодора) и его церковь, чаще всего называемая Зоравар (Воевода), согласно сообщению Ованнеса Драсханакертци (нач. X в.), были основаны ишханом Армении Григором Мамиконяном после возведения собора в Аруче, т. е. между 666 и 685 гг., «к востоку от большого поселения Егвард». По сведениям XI-XV вв., мон-рь отстраивался и восстанавливался после причиненных ему разрушений. В нем располагались скрипторий и школа. В 1628 г. монастырь вновь был восстановлен, но в 1638 г. тур. войска сожгли его, после чего он возродился, но перестал быть центром епархии. Турецко-персид. война 1735 г. привела к разрушению и запустению монастыря. Развалины сооружений находятся в 3 км от Е., посреди холмистой местности. Сохранилась сев. половина церкви, включающая часть барабана и венчающий его карниз. В 1947 г. вокруг нее был снят полутораметровый слой земли, укреплены подкупольные устои и апсида; с 1979 г. ведется реставрация памятника с целью полного воссоздания его первоначальной композиции (проект А. Манасяна и С. Сарояна, 1981). В 1975 г. к северу от церкви раскопана тетраконховая часовня-усыпальница.
Церковь Зоравар возведена из гладко отесанных крупных блоков туфа серых, бурых и рыжих оттенков.
Композиция храма восходит к ранневизантийским восьмилепестковым постройкам К-поля и Эфеса. Храм (ширина по линии «север-юг» 13,45 м) стоит на увенчанном карнизом постаменте (диаметр 15 м), очертания к-рого отклоняются от круга только с вост. стороны, повторяя форму апсиды. 12-гранный барабан несколько ýже основного объема. Его ребра оформлены округлыми вертикальными тягами. Тело храма образовано 3-гранными экседрами и 5-гранной апсидой. Края этих объемов соединены тромпами, так что фронтальные грани экседр чередуются с треугольными нишами. В глубине ниш поставлены 3/4-ные колонки, врезающиеся в поверхность тромпа. Резным орнаментам фасада свойственны объемная стилизация, пластичность рисунка и невысокий рельеф. Карнизы основного объема и барабана украшены валиком с косой полосой плетеного орнамента. Горизонтальные края блоков обработаны фасками. Сохранились отметки мастеров. Характер резьбы выявляет связь мастеров с мастерами, возводившими Звартноц, Аруч и др. памятники того времени.
Центрическую композицию интерьера церкви формируют расположенные по кругу 8 экседр; алтарная апсида шире и выше остальных. Входы в храм располагались в зап., юж. и, возможно, в сев. экседрах; каждая экседра имела по окну. Стыки экседр оформлены тройными 3/4-ными колоннами, поддерживающими арки, зрительно несущие нагрузку барабана и купола. Изящные пропорции колонок, их вертикально вытянутые пьедесталы указывают на античное влияние, проникшее в армянскую архитектуру, вероятно, с возведением этой церкви. Базы колонн состоят из плинта и торуса, завершенного узкой каймой прямоугольного сечения. Характерные для VII в. кубовидные капители оформлены по сторонам полудисками, а поверху - узкой выкружкой и полочкой. Теми же 2 элементами (большего масштаба) профилирован карниз под барабаном. Широкое центральное пространство (диаметр октагонального подкупольного ядра 7,8 м) контрастирует со стройными вертикальными нишами. Переход к кольцевому подкупольному карнизу - парусный. Внутренняя поверхность приземистого цилиндрического барабана плавно переходит в купол.
Немногочисленные фрагменты стенописи Зоравара отличаются богатством колорита. Большие площади стен экседр и арок были покрыты геометрическими орнаментами. Фигуративные изображения предположительно существовали в конхах и в куполе.
Зоравар - один из тех замечательных памятников армянской архитектуры, образ к-рых определяется ясностью форм, выверенностью пропорций и лаконичностью декора, выявляющего структуру объемов и тектонику их композиции. Как и собор в Аруче (662-666), ц. Зоравар стала родоначальницей нового архитектурного типа, к которому принадлежит 8-экседровый храм в Иринде (кон. VII в.), церкви в Тбети в исторической обл. Шавшети (нач. Х в.) и Спасителя в Ани (кон. Х - нач. XI в.); его модификации представляют собой храмы Таоскари в исторической обл. Тайк (Тао) (Х-XI вв.) и Варзахан к северу от Эрзурума (XI в.) (ныне все на территории Турции).
(Богородицы) в центре Е., согласно надписи, основали кн. Азизбек и его супруга Вахах в 1301 или 1321 г. (в зависимости от прочтения). В колофоне одной рукописи начало строительства отмечено под 1318 г., завершение - под 1328 г. (см.: Thierry, Donabédian, Thierry. P. 521). Храм реставрировался в 1628 и 1745 гг., а в 1969-1970 гг. была разобрана и отреставрирована ротонда. Пространства обоих ярусов храма имеют крестообразную основу. Крестовый свод нижнего яруса (собственно усыпальницы) опирается на ступенчатые арки и пучковые угловые опоры. На аналогичную арочную структуру верхнего яруса (поминальный храм) опирается купольная ротонда, переход к к-рой осуществлен посредством парусов; подкупольное кольцо выделено широким профилированным карнизом. Алтарь нижнего помещения - прямоугольная вост. апсида с 2 крошечными камерами по сторонам; расположенный над ним алтарь верхнего помещения перекрыт сталактитовым сводом. Снаружи храм представляет собой подчеркнуто вертикализированное сооружение: из кубовидного нижнего объема (ныне частично скрыт культурным слоем) словно вырастает верхний, крестообразный в плане, рукава к-рого завершаются крутыми 2-скатными кровлями, а в центре высится широкая ротонда. Входы в оба яруса расположены по оси зап. фасада. Сохранились остатки консольных лестниц по сторонам верхнего проема; к нижним ступеням приставлялись, вероятно, деревянные лестницы. Поверхности стен, особенно верхнего яруса, декорированы резьбой и рельефами. Западные стены украшают 2 великолепных портала; верхний из них вписан в легкую аркатуру, увенчанную большим рельефным крестом, у основания к-рого находится рельеф с изображениями обращенных друг к другу быка и льва, видимо имеющих геральдическое значение (Степанян. 1989. С. 43). По сторонам креста (выше перекладины) расположены фигуры предстоящих Богоматери с Младенцем и прор. Исаии. Сочная пластика рельефов и крупных профилей контрастирует с ювелирным орнаментом тяг и 8-конечных звезд, обрамляющих верхний портал. Сходным образом декорированы др. фасады. На восточном и северном помещено по 3 арки на сдвоенных полуколоннах. В поля более широких средних арок вписаны обрамленные квадрифолиями окна с геральдическими символами над ними (барс, когтящий козла,- на вост. фасаде, крылатый козерог - на северном), окруженные рамами орнамента-плетенки. Еще торжественнее аналогичная декорация юж. стены, где средняя арка заменена ступенчатой тягой, а над двойным окном восседает орел, когтящий ягненка (?). В орнаментированный фриз ротонды включены поливные изразцы. Двухъярусная структура церкви близка к композициям ц. Богородицы монастыря Нораванк (1339) и ц. св. Минаса в Капутане (1349) и связана с колокольнями XIII-XIV вв. в Ахпате, Санаине, Карби.
На древнем кладбище Е. находятся замечательные по своим художественным качествам хачкары.