(Попов Яков Дмитриевич; 23.10.1790, с. Долгое Курского у. и губ.- 25.09.1877, Рязань), архиеп. Рязанский и Зарайский. Род. в семье священника. С 1804 г. обучался в Курской ДС в Белгороде, в 1814-1817 гг.- в СПбДА, окончил курс со степенью старшего кандидата с правом получения степени магистра через год (получил 16 сент. 1818). Впосл. архиеп. Палладий (Раев) называл И. «воспитанником гения», имея в виду его учебу в академии у архим. св. Филарета (Дроздова). 1 авг. 1817 г. в С.-Петербурге Попов был пострижен в монашество с именем Иринарх, 6 авг. рукоположен во диакона, 8 авг.- во иерея. С июля того же года И. преподавал церковную историю и древнееврейский язык в Орловской ДС. 24 июля 1818 г. назначен инспектором семинарии.
В 1819 г. И. был направлен в Бергамо (Италия) для служения в домовой церкви маркизы Терци (урожд. кнж. Елизавета Голицына). В авг. 1824 г. назначен первым настоятелем ц. в честь Рождества Христова при Российской миссии во Флоренции, служил и в домовой церкви Бутурлиных во Флоренции; гр. М. Д. Бутурлин упоминал И. в своих автобиографических «Записках» (см. подробнее: Талалай М. Г. Правосл. рус. церковь во Флоренции. Флоренция, 2000). В авг. 1827 г. с открытием ц. во имя свт. Николая Чудотворца при Российской миссии в Риме И. было поручено служить в ней по требованию посланника. Долгое время он являлся единственным рус. иереем в Италии. В нач. 1831 г. И. вернулся в Россию с прекрасными рекомендациями дипломатов (в одном из отзывов назван праведником за свою благочестивую жизнь). По предложению С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского) в февр. 1831 г. И. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря. В дек. 1832 г. вызван на череду священнослужения в С.-Петербург. В апр. 1833 г. И., сохранив должность настоятеля Толгской обители, указом Святейшего Синода был назначен на 3 года настоятелем Преображенской ц., открытой при Российской миссии в Афинах. Храм, находившийся у подножия Акрополя, восстанавливался на российские средства. В 1833 г. архиереи независимой Греции при поддержке греч. правительства провозгласили автокефалию Элладской Правосл. Церкви. И., выступавший против автокефалии, написал работу «Общие замечания о состоянии церквей в Греческом королевстве», за которую имп. Николай I наградил его 200 червонцами. По состоянию здоровья в янв. 1835 г. И. вернулся в Россию.
3 мая 1836 г. И. был хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии, став первым главой нового вик-ства. Местом пребывания викария был определен Жёлтиков в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. В связи с учреждением вик-ства мон-рь в 1836 г. был переведен из 3-го во 2-й класс, в нем был организован хор из 12 чел.
15 сент. 1836 г. И. возглавил новообразованное Рижское вик-ство Псковской епархии, в к-рое вошли территории Курляндской и Лифляндской губерний. Занимался обустройством кафедрального Петропавловского собора и архиерейского дома в Риге. Особое внимание уделял организации работы Лифляндского духовного правления и его канцелярии. Благодаря трудам И. через некоторое время была учреждена отдельная Рижская епархия с духовной консисторией. Одной из главных задач, поставленных перед викарием, была борьба со старообрядчеством, в т. ч. через распространение единоверия. Спустя всего неск. дней после прибытия в Ригу епископ беседовал со старейшинами Гребенщиковской староверческой молельни о необходимости учреждения единоверческого прихода. В 1837 г. был открыт первый единоверческий храм в Риге. О деятельности епископа упоминал Н. С. Лесков в записке «О раскольниках города Риги, преимущественно в отношении к школам» (Рига, 1863. С. 37). Проявляя достаточно либеральное отношение к лютеранским традициям, И. полагал: «Во времена апостолов епископы были своего рода благочинными и стояли наравне со священниками. Поэтому лютеранам и нет нужды вводить епископальный порядок. Традиция, не опирающаяся на Священное Писание, не является обязательной» (Смолич. История РЦ. Ч. 1. С. 315).
При И. в среде латышей-лютеран началось движение за переход в Православие. Главной причиной было желание крестьян Прибалтики освободиться из-под гнета помещиков-лютеран. Непосредственным поводом стал голод в Лифляндии в нач. 40-х гг. XIX в. и слухи о том, что крестьян, перешедших в Православие, будут переселять в «теплые края». Так, в июле 1841 г. в архиерейский дом к И. приходило множество крестьян с просьбами о «милостях» и прошениями, чтобы епископ «сообщил правительству об их бедственном положении и помог ходатайствовать о переселении во внутренние губернии». Викарий сочувственно относился к этому движению, обильно жертвовал хлеб и деньги, но разъяснял крестьянам, что он «поставлен не для перевода из одной губернии в другую, а для присоединения к той церкви, которой он служил, желавших вступить в нее» (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. 1999. С. 163-164). Действия И. вызывали недовольство нем. дворян и лютеран. пасторов, а также Эстляндского, Курляндского и Лифляндского генерал-губернатора барона М. И. Палена, обвинявшего епископа в подстрекательстве к крестьянским волнениям. В конфликт вмешалась центральная власть, и И. было вынесено порицание. Указом имп. Николая I в кон. июля 1841 г. архиерею было запрещено принимать от латыш. крестьян прошения. Но поток просителей не прекращался. Так, 4 авг. неск. латышей с прошениями о присоединении их семей к Православию, добивавшиеся аудиенции у архиерея, были арестованы. В рапорте Синоду от 22 авг. 1841 г. И. сообщал: «Узнав достоверно, что изъявляющие желание присоединиться к православию преследуются без всякой пощады, особенно на местах своего жительства, я тотчас прекратил принятие прошений о присоединении» (Там же. С. 167).
Указом от 15 сент. 1841 г. Синод повелел И. «остановиться принятием прошений от лифляндских крестьян о присоединении их к православной Церкви до прекращения возникших между ними беспорядков». Духовенству рекомендовалось «изъяснять желающим» принятия Православия, что «для сего нужно знание правил веры, испытание в них и приготовление и тем отклонить оное до благоприятного времени, когда последует на то разрешение» (Там же. С. 497-498). Однако клеветнические доносы на И. не прекращались. 5 окт. 1841 г. имп. Николай I повелел И. немедленно отправиться в Псков и оставаться там в ведении епархиального начальства до дальнейших распоряжений. Из Пскова епископ был отправлен в Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь, присылал оттуда письменные ответы на вопросы следствия. Он заявил, что волнения начались до первых контактов крестьян с правосл. духовенством и не могли быть спровоцированы священнослужителями. В итоге следствие пришло к выводу, что действия архиерея и правосл. духовенства в Лифляндии были безукоризненными. Удаление И. из Риги многие крестьяне воспринимали с горечью и сожалением, т. к. «видели в нем своего защитника», нек-рые из них приезжали к нему во Псков и Печерскую обитель. Узнав об этом, гр. Пален приказал оцепить мон-рь войсками (Там же. С. 173).
28 окт. 1841 г. И. возглавил новое Острогожское вик-ство Воронежской епархии. В связи со слабостью здоровья Воронежского архиеп. Антония (Смирницкого) часто совершал богослужения в Воронеже, рукоположил многих ставленников. 12 янв. 1842 г. И. был назначен епископом Вологодским и Устюжским. Прибыл в Вологду 6 фев. того же года. Его связывали дружеские отношения с местным губернатором С. Г. Волховским, директором училищ губернии А. В. Бащинским, инспектором классической гимназии Ф. Н. Фортунатовым, генерал-лейтенантом Д. Т. Паренсовым, помещиком А. С. Брянчаниновым (отцом свт. Игнатия (Брянчанинова)). В Вологде И. занимался устройством быта духовенства кафедрального собора. Для этого в 1843-1844 гг. был возведен каменный двухэтажный дом, строительство к-рого было задумано предыдущим Вологодским еп. Иннокентием (Борисовым). На постройку дома И. выделял суммы из средств, полученных apxиepейским домом от свечной торговли. Организовал свечное производство, однако работа остановилась в 1843 г., т. к. свечной завод был «признан отяготительным и излишним».
С 12 нояб. 1844 г. И. епископ Кишиневский и Хотинский, 14 апр. 1845 г. возведен в сан архиепископа. Состояние церковных дел на новом месте служения И. назвал «весьма удручающим», приступил к реформированию церковного управления. Он изменил работу духовной консистории, требуя, чтобы делопроизводство велось быстро и аккуратно. Упростил двухступенчатую систему благочиний: упразднил главные благочиния и передал их полномочия второстепенным. Кроме того, с благочинных были сняты обязанности проводить проверки деятельности приходов и представлять кандидатов на рукоположение. И. неоднократно обращался в Святейший Синод с просьбой о выделении ежегодного пособия для содержания Кишинёвской ДС, а в дальнейшем - о его увеличении. При этом он ссылался в т. ч. на политические причины: близость с границей, частое посещение Кишинёва иностранцами, среди которых было много высокопоставленных лиц. Не добившись финансирования, И. перестроил за свой счет здания Кишиневских ДС и ДУ. По его благословению был открыт класс для псаломщиков с упрощенной программой обучения. Большое внимание И. уделял повышению уровня образованности духовенства, назначил 2 инспекторов для проверки. Однако существенно улучшить ситуацию не удалось, поскольку обучения на молдав. языке в епархии фактически не велось.
Для улучшения качества проповеднической деятельности клириков И. определил 7 наиболее крупных городских храмов епархии в качестве мест прохождения практики, во время к-рой духовенство должно было учиться проповедовать. Проповеди произносились на рус., молдав. и болг. языках, качество проповедей оценивалось. Священники, уклонявшиеся от прохождения практики, наказывались, штрафовались в пользу бедного духовенства. Достижению поставленных целей существенно препятствовал низкий уровень образованности духовенства. Архиерей принял серьезные меры для активизации книгопечатания, т. к. ввоз в епархию духовной лит-ры из Запрутской Молдавии был запрещен. В 1845 г. епархиальная типография с целью улучшения ее работы была сдана на 5 лет в аренду одному из священников кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве. В договоре об аренде в качестве обязательного условия было отмечено своевременное удовлетворение типографией спроса на духовную литературу. Архиерей внимательно следил за качеством выпускаемых книг и за обустройством рабочих мест в типографии. К концу пребывания И. на Кишинёвской кафедре она давала ежегодный доход 1 тыс. р. В 1853 г. по благословению И. было издано на молдав. языке 600 экз. Триоди (репринт издания 1848 г. Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря), 603 экз. Евангелия (репринт издания 1812 г., осуществленного в Буде). В 1856 г. отпечатан Типикон на молдав. языке, за основу взята книга, изданная в 1816 г. в Яссах.
Ко времени назначения И. на Кишинёвскую кафедру мн. церковные здания находились в аварийном состоянии. И. разрешил закрывать их лишь при условии возведения новых каменных построек. К 1858 г. из 865 церковных зданий 314 были каменными.
17 марта 1858 г. И. был перемещен на Подольскую и Брацлавскую кафедру. 11 июля 1858 г. И. был утвержден вице-президентом Подольского попечительного о тюрьмах комитета. При И. в 1862 г. начали издаваться «Подольские епархиальные ведомости». В том же году было учреждено Иоанно-Предтеченское братство, к-рое должно было строить и благоукрашать храмы в Каменец-Подольске. В городе были возведены Георгиевская и Покровская церкви. В 1862 г. началось строительство новых семинарских зданий в сев. части города (завершено в 1865). И. заботился о свечной торговле, поощрял священников наградами за увеличение прибыли, за 2 года с момента вступления епископа в управление епархией доходы выросли на 4500 р. Эти средства тратились на нужды духовного образования. И. обязал священников, окончивших семинарский курс, писать в год не менее 12 катехизических поучений и регулярно читать проповеди за богослужениями. Одновременно епархиальные священники были освобождены от обязанности проповедовать в храмах Каменец-Подольска.
20 дек. 1863 г. И. был определен архиепископом Рязанским и Зарайским. При нем 1 сент. 1865 г. начали выходить «Рязанские епархиальные ведомости», И. оказывал поддержку этому изданию. 29 авг. 1867 г. по прошению из-за болезни уволен на покой в рязанский в честь Преображения Господня мон-рь с назначением его настоятелем. 21 авг. 1868 г. в Рязанской епархии было учреждено Михайловское вик-ство, мон-рь стал резиденцией викария. В связи с этим И. в сент. того же года был переведен в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь, стал его настоятелем и управлял им до смерти. Вел строгую, почти затворническую жизнь, большую часть времени проводил в келье, лишь изредка выходил на монастырский двор и в сад. Богослужения совершал только в самые большие праздники. Готовил к печати свои проповеди и поучения, которые издал в 1868 г. в 10 частях. Переписывался со свт. Иннокентием (Борисовым), архиеп. Херсонским (был его учеником в период работы в Орловской ДС).
Награжден орденами св. Владимира 3-й (1835) и 2-й (1851) степени, св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1839) степени. 3 февр. 1877 г. И. был избран почетным членом попечительского правления при Рязанской ДС. В 1-й половине того же года у И. появились признаки водяной болезни, к-рая прогрессировала и стала причиной его смерти. После кончины 28 сент. 1877 г. И. был погребен у юж. стены летнего Троицкого храма рязанского Троицкого монастыря, за правым клиросом. Над могилой была установлена медная плита. Панихиды по усопшему служили Рязанский архиеп. Палладий (Раев) и Михайловский еп. Василий (Левитов). И. отличался скромностью и бескорыстием, после его смерти осталось лишь несколько десятков книг и 73 р.
Сохранился поясной живописный портрет И., выполненный в 60-х - 70-х гг. XIX в. в составе цикла изображений Рязанских архиереев в мастерской Н. В. Шумова в Рязани (РИАМЗ). И. представлен сидящим почти прямолично, в светло-фиолетовой рясе и черном клобуке, левая рука с четками лежит на столике (указательный палец отставлен), на груди - панагия с образом Спасителя, справа и слева - по орденской звезде. У него широкое узнаваемое лицо, густые седые волосы до плеч, прямая раздвоенная борода средней длины, немного смещенная в правую сторону. Возможно, портрет создан на основе более раннего живописного оригинала или эстампа. По мн. деталям иконографии (звезды орденов св. Владимира и св. Анны, характерный рисунок бороды) он соотносится с литографией кон. 50-х - нач. 60-х гг. XIX в., отпечатанной в мастерской А. И. Траншеля по рисунку П. Ф. Бореля (ГИМ), судя по подписи, во время служения И. в Подольской епархии (см. также лист из собрания Оптиной пуст.: РГБ. Ф. 213. К. 112. Ед. 14). И. в темной рясе и высоком клобуке, брови сдвинуты к переносице, черты лица крупные, волосы и борода седые, на панагии образ Божией Матери с Младенцем, обшлага рукавов светлые, в левой руке - четки. Аналогичный портрет с киевским цензорским разрешением 1862 г. был изготовлен в литографии Д. Крайза в Каменец-Подольске (1863, РГБ). Воспроизведения этого изображения помещались в различных изданиях (см., напр.: Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. Каменец-Подольск, 1895. Вкл.). Д. А. Ровинскому был известен еще более ранний портрет И., исполненный в литографии Розенберга во время пребывания иерарха на Рижской кафедре скорее всего ок. 1836 г. (Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 812).