(Парфёнов Иван Васильевич; 5.11.1881, слобода Печёры под Н. Новгородом (ныне в черте города) - 7.03.1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия). Род. в семье кузнеца и батрачки. После смерти отца в 1888 г. был отдан в школу, к-рую окончил через 3 года с похвальным листом. В 12 лет И. Парфёнов работал рассыльным в конторе фирмы «У. С. Курбатов», тогда же начал прислуживать в старообрядческом молитвенном доме, существовавшем при этой фирме. В 1900 г., женившись, переехал в с. Б. Мурашкино Нижегородской губ. 2 июня 1913 г. по избранию прихожан села был рукоположен еп. Иннокентием (Усовым) во диакона, на следующий день - во иерея. В 1925 г. овдовел. Будучи в 1928 г. утвержден кандидатом во епископы на Самарско-Ульяновскую и Уфимскую кафедру, в ноябре того же года принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх. 23 дек. в Самаре И. был хиротонисан во епископа старообрядческим Московским архиеп. Мелетием (Картушиным) единолично, т. к. Нижегородский еп. Гурий (Спирин) не смог прибыть. После хиротонии И. переехал в Самару. 25 янв. 1930 г. самарский старообрядческий храм был закрыт, И. прослужил там только 13 месяцев. Последующие 2 года он провел в поездках по епархии, не имея постоянного жилья. В июле 1930 г. ему было поручено возглавить Семипалатинскую и Миасскую епархию, оставшуюся без управления после ссылки еп. Андриана (Бердышева). 8 дек. 1932 г. И. был арестован и заочно осужден по обвинению в «контрреволюционной деятельности» на 5 лет заключения. Наказание отбывал в Красновишерском лагере, в Горной Шории, затем в Мариинском лагере. Был досрочно освобожден и в нач. дек. 1936 г. прибыл на жительство в Кострому, где поселился у сына и дочери. Во 2-й пол. 30-х гг. XX в. И. никакой епархией не управлял.
В 1940 г., между Пасхой и Пятидесятницей, Калужско-Смоленским еп. Савой (Ананьевым) И. был возведен в сан архиепископа Московского и всея Руси. «Я занял осиротевший первосвятительский престол не по своему желанию,- писал впосл. И.- Меня этот пост очень смущал, я трепетал душой принять такую великую ответственность. Я не искал его, но был найден, потому что в то время я был только один единственный епископ. Второй епископ, Сава Калужский, был болен» (Мариничева. 1995. С. 32). Вскоре после начала Великой Отечественной войны И. обратился к пастве с архипастырским посланием, в к-ром призвал старообрядцев к борьбе против фашистской агрессии. 14 окт. 1941 г. И. был эвакуирован в Ульяновск, 7 апр. 1942 г. вернулся в Москву. В годы войны старообрядческая архиепископия собрала и передала на оборону страны ок. 1 млн р.
В военные и послевоенные годы деятельность И. была посвящена укреплению церковного управления (в 1945-1948 были хиротонисаны 3 епископа), восстановлению закрытых прежде приходов, поставлению священнослужителей (в 1942-1947 на разные приходы было назначено ок. 50 новых священников и диаконов, удалось добиться воссоединения нескольких противоокружнических приходов (см. «Окружное послание»)), а также проповеди. Вместе с еп. Геронтием (Лакомкиным) И. написал множество поучений о поддержании благочиния в храмах и в домах, об уставном чтении молитв, как в церкви, так и дома. И.- автор писем-проповедей, «Автобиографических заметок». Архиепископ похоронен на Рогожском кладбище в Москве, на Архиерейских могилах.