[греч. ῾Ιππόλυτος; лат. Hippolytus] (III в.), сщмч. (пам. 30 янв.; пам. зап. 22 авг.), пострадал в г. Римский Порт (ныне Порто, близ г. Фьюмичино, Италия). Согласно различным агиографическим традициям, пресвитер, епископ Римского Порта или папа Римский. Первоначально И. был представлен как один из второстепенных персонажей в преданиях об Остийских мучениках. Наиболее ранний латинский текст - Мученичество Кенсорина (BHL, N 1722) был написан, по мнению В. Саксера, во 2-й пол. IV в. (Saxer. 1978. P. 110, 120), однако Э. Фольери отнесла его составление к VI в. и предположила, что агиограф произвольно объединил мучеников, в разное время пострадавших в Остии (Аврею, Кириака, Архелая) и в Римском Порте (Нонна, Таврина, Геркулана), а также вымышленных персонажей (Follieri. 1977. P. 39). Согласно Мученичеству, при имп. Клавдии (вероятно, Клавдии II (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. В числе пострадавших был старец И., к-рый добровольно предстал перед Ульпием и призвал его отвратиться от идолов и уверовать во Христа. Разгневанный викарий приказал связать И. по рукам и ногам и живым бросить в яму перед стенами Римского Порта. Расширенная и дополненная версия Мученичества Кенсорина содержится в Мученичестве Авреи (BHL, N 808-809), составление к-рого Саксер датировал 1-й пол. V в. И. назван здесь епископом и отождествлен с Нонном (Нонозом), к-рый похоронил тело мученицы.
В более поздней лат. традиции содержатся различные дополнения к преданию об И. Так, в кратком сказании (BHL, N 3964) он представлен как просветитель Александрии. И. прибыл в Рим для поклонения гробницам святых и поселился в Римском Порте, где проповедовал местным жителям и составил множество толкований на божественные книги. Далее кратко повествуется о погребении тела мц. Авреи и о кончине И. Подробное описание места погребения, указание на дату события (22 авг.) и чудеса, совершавшиеся на могиле святого, позволяют предположить, что текст был составлен в Римском Порте не позднее IX в. В др. варианте краткого Мученичества И. (BHL, N 3963) он упоминается также как наставник прп. Пелагии; уточняется, что И. прибыл в Рим после кончины Пелагии на Елеонской горе. Петр Дамиани в послании к папе Николаю II (ок. 1060) представил сказание об И. следующим образом: святой был уроженцем Антиохии, обратил ко Христу 30 тыс. сарацин, приобщил прп. Пелагию к подвижнической жизни, написал толкования на Свящ. Писание, отрекся от епископской кафедры и, переселившись в Рим, принял мученическую кончину в Римском Порте (Petrus Damianus. Ep. 72 // MGH. Briefe. Bd. 4. Tl. 2. P. 352-353).
В греч. агиографической традиции сведения об И. содержатся в Мученичестве Кириака, Ипполита, Максима, Хрисы и прочих (BHG, N 466), к-рое является переводом лат. оригинала и отличается от него лишь незначительными деталями; в греч. тексте также сообщается, что Нонн, похоронивший останки мц. Хрисы (Авреи), получил др. имя - Ипполит. Мученичество было составлено не позднее кон. IX в., о чем свидетельствуют греч. календари этого времени, в к-рых отмечена память И.: в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 30 янв. указана память И., еп. Рима, пострадавшего вместе с др. 16 мучениками (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 46); в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) под этим же числом приводится краткое сказание об И., к-рый назван папой Рима, и перечислены имена 23 пострадавших с ним, однако в самой заметке рассказывается только о кончине Кенсорина, воинов, обращенных им ко Христу в темнице и не названных по имени, Хрисы, Савина и И. (SynCP. Col. 431-434). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.; PG. 117. Col. 285) и нек-рых визант. Синаксарях XII в. (Ambros. D. 74) память И. обозначена под 29 янв., на полях рукописного Синаксаря XII в. (Mess. 103) - под 13 июля. Возможно, указание на епископский сан И. заимствовано из Пасхальной хроники (VII в.), где упоминается И., еп. Порта, расположенного недалеко от Рима (Chron. Pasch. // PG. 92. Col. 80); в Хронике Георгия Синкелла (рубеж VIII и IX вв.) сообщается об И., философе и еп. Порта (Georg. Sync. Chron. P. 438). Дата 30 янв., вероятно, восходит к Сирийскому Мартирологу (411), где под этим числом содержалась память Ипполита, мч. Антиохийского (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 12. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46)).
В ВМЧ митр. Макария под 30 янв. обозначена память И., папы Римского, и пострадавших с ним, заимствованная из визант. Синаксарей (Иосиф, архим. Описание ВМЧ. Стб. 437). Впосл. свт. Димитрий, митр. Ростовский, поместил в «Книге житий святых» под этим же числом сказание об И. В комментариях к изданию «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского...» сказано, что И. был епископом Остийской пристани и пострадал в 269 г.; И. отождествлен с Ипполитом, мч. Римским (пам. 13 авг.), и с Ипполитом Римским, церковным писателем.
Самые ранние упоминания о почитании И. на Западе содержатся в италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.). Формулы записей различны: в ряде случаев вместе с памятью И. содержится память других мучеников. Так, в Эхтернахской рукописи (VIII в.) под 21 авг. указана память «в Римском Порте Ипполита, Траяна, Квадрата, Прима»; под 22 авг.- «...и в Римском Порте Перегрина, Априлия, Марциала, Авреи, Эпиктета, Марцелла, Аврелия [ошибочно вместо Авреи], Феликса, Ипполита, Сатурнина»; под 23 авг.- «...и в Римском Порте Нонна, и в Остии Кириака, Архелая». В других рукописях под 22 или под 23 авг. обозначена память «в Порте города Рима... св. Ипполита, прозванного Нонном» (Виссембургская рукопись, 3-я четв. VIII в.) (MartHieron. P. 454-461). Ж. М. Ханссенс полагал, что первоначально память И. отмечалась только 21 авг., затем было установлено 2-е празднество - 23 авг. (Hanssens. 1959. P. 326-327). Кроме августовской группы записей в Мартирологе содержатся упоминания и о др. днях празднования: под 11 сент.- И. и Ингенуя (в Римском Порте), под 12 сент.- Прота, Санктина и И. (в Риме) (MartHieron. P. 501-503). По мнению П. Тестини, празднование в честь И. под этими числами было установлено в память об освящении базилики над гробницей святого (Testini. 1977. P. 61).
В Мартирологе Беды (1-я пол. VIII в.) память И. и других остийских мучеников отсутствовала (см.: Quentin. 1908. P. 47-48). Под 22 авг. память И., Кириака и Архелая значится в лионских календарях 1-й пол. IX в. и в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), под 23 авг.- в т. н. Малом Римском Мартирологе (сер. IX в.) (PL. 94. Col. 1014; 123. Col. 167; см.: Quentin. 1908. P. 437). Последний день памяти 3 мучеников (без сказания) упоминается также в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.) (PL. 123. Col. 335; 124. Col. 389). Кард. Цезарь Бароний поместил память И. в Римском Мартирологе (XVI в.) под 22 авг. и отнес кончину мученика к правлению имп. Александра Севера (222-235) (MartRom. P. 352). Под этой датой поминовение (commemoratio) И. включено в тридентские богослужебные книги (Missale Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Ratisbonae, 1872. P. 30).
Противоречивые данные агиографических текстов, посвященных И., стали предметом дискуссии среди исследователей, которые указывали на то обстоятельство, что в древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» (354) значится память только св. Ипполита, рим. пресвитера и мученика (13 авг.), тогда как память И. из Порта в нем отсутствует. Считая сказание об И. неисторичным, И. Дёллингер полагал, что оно возникло под влиянием культа Ипполита, мч. Римского (Döllinger. 1876. P. 51). По мнению исследователя, в IV в. в Римском Порте почитались мученики Нонн, Таврин и Геркулан, память к-рых указана в «Depositio martyrum», впосл. Нонн был отождествлен с И. (Ibid. P. 46). Согласившись с этой т. зр., И. Делеэ отметил, что в посвященном Ипполиту Римскому гимне Пруденция (нач. V в.) местом казни мученика названо устье р. Тибр (ostia Tiberina). Исследователь полагал, что данное сообщение могло быть понято как указание на Остию или на Римский Порт и способствовало возникновению там особого культа местного мученика, отличного от Ипполита Римского (Delehaye. Recherches sur le Légendier Romain. 1933. P. 61-62). По мнению Делеэ, одной из причин отождествления И. с Нонном стали путаные и неясные сведения из Иеронимова Мартиролога (MartHieron. Comment. P. 460). Однако Саксер подчеркнул, что нет оснований относить записи об И. (Нонне) в Иеронимовом Мартирологе к эпохе составления италийской редакции (1-я пол. V в.), т. к. они могли подвергаться правке в позднейшее время (Saxer. 1978. P. 120-122). Исследователь доказал первичность почитания Ипполита Римского, существование к-рого в сер. IV в. подтверждается сведениями письменных источников и археологических раскопок. Напротив, культ И. в Римском Порте, по мнению Саксера, возник лишь в кон. IV в. в связи со строительством базилики над гробницами местных мучеников. А. Брент связывал возникновение почитания И. с конфликтом вокруг избрания епископа (папы) Дамаса I (366). По мнению исследователя, базилика в Римском Порте была оплотом луцифериан, противников Дамаса, распространявших версию о захоронении здесь Ипполита Римского, к-рый считался их предшественником. В противовес этому мнению Дамас поддерживал «альтернативное» место почитания мч. Ипполита на Тибуртинской дороге, способствовав возникновению легенды о том, что мученик был раскаявшимся схизматиком-новацианином (Brent. 1995. P. 385-388; ср.: Saxer. 1978. P. 115).
В 1970 г. Тестини определил расположение 3-нефной базилики, посвященной И., на территории некрополя на о-ве Изола-Сакра между Остией и Римским Портом. В церкви найден фрагмент надписи с упоминанием мучеников Таврина и Геркулана, а также часть храмозданной надписи кон. IV в.: «Раб Божий епископ Гераклид воздвиг базилику для блаженнейшего мученика Ипполита» (Saxer. 1978. P. 114-115). В базилике И., где, вероятно, находилась епископская кафедра, непрерывно шли богослужения до IX в. О восстановлении базилики после нашествия вандалов в 455 г. предположительно сообщалось в стихотворной надписи из ц. Сан-Джованни Калибита в Риме (Ibid. P. 116). В Liber Pontificalis упоминается о том, что папы Лев III (795-816) и Лев IV (847-855) жертвовали покровы для убранства базилики (LP. Vol. 2. P. 12, 125). Во время раскопок были обнаружены детали алтарного кивория, установленного по повелению еп. Стефана. По мнению исследователей, Стефан также поместил под алтарем античный саркофаг, на крышке к-рого сохранилась надпись IX в.: «Здесь почивает блаженный мученик Ипполит».
Предположительно в 80-х гг. IX в. еп. Формоз (впосл. папа Римский) перенес кафедру на Тибрский о-в в Риме, т. к. Римский Порт подвергался нападениям арабов. Вероятно, Формоз основал новую резиденцию при ц. прп. Иоанна Кущника (Сан-Джованни Калибита) (см.: Sansterre J.-M. Formoso // Enciclopedia dei Papi. R., 2000. Vol. 2. P. 41-47), 1-е упоминание о к-рой относится к 1018 г.; в XII-XIII вв. здесь находилась кафедра епископов Порто и Сильва-Кандиды (Санта-Руфины) (Armellini M. Le chiese di Roma dal secolo IV al XIX. R., 18912. P. 618-619; Hülsen Ch. Le chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 275-276). В надписи, составленной от имени Формоза, перечислены святые, мощи к-рых были перенесены из Порта: И., Таврин и Геркулан. Мощи мучеников с надписью Формоза были обнаружены в 1640 г. и помещены под главным алтарем (во время повторного освящения алтаря в 1742 реликвии вновь освидетельствовали). В 1737 г. часть мощей была передана в ц. Сан-Лоренцо ин Дамасо.
Др. часть мощей, обнаруженную при раскопках базилики, в 1988 г. поместили в ц. святых Ипполита и Лукии в бывш. епископском замке в Порто и в ц. Св. Сердец Иисуса и Марии в р-не Ла-Сторта (кафедральном соборе еп-ства Порто и Санта-Руфины).